Ночь и симфонии Чайковского

Jan 10, 2006 19:10

За жизнь мы платим старостью, за старость смертью… Чайковский не дожил и до 54-х. Где же начало старости, где та точка отсчёта, с которой начинается расплата за жизнь ( Read more... )

Чайковский

Leave a comment

aleksei January 11 2006, 08:07:01 UTC
Да. Кстати, обратите внимание: в двух эпизодах "вскрикивания" из второй части Пятой почти готовая Тема Нашествия из 7-й Шостаковича в ее апофеозе: победный марш Нечисти. И это при том, что Шостакович терпеть не мог Чайковского и в своей музыке издевался над ним как только мог.

Reply

licentiapoetica January 11 2006, 13:47:40 UTC
Интересно, стал ли бы Чайковский издеваться над Шостаковичем, если бы дожил?
:)

Reply

aleksei January 11 2006, 16:35:18 UTC
Не думаю, он слишком был смешон для ремесла такого

Reply

_skylark_ January 11 2006, 17:35:56 UTC
"Его музыка всем кажется родной. Она свободно и ненавязчиво входит в человека, волнует сердце и ум" - и это он его терпеть не мог? Можете привести цитату?

Reply

olorulus January 11 2006, 18:10:44 UTC
Присоединяюсь к просьбе о цитате (очень надеюсь, что это будет не анекдот из С.Волкова).

Reply

aleksei January 11 2006, 19:41:03 UTC
Пересказываю мемуары прот.Михаила Ардова, который был другом семьи Шостаковичей.
Шостакович ненавидел Чайковского. Однако в СССР, где уже в 30-е годы Чайковский был как бы неофициальным Главой Союза Композиторов, невозможна была даже легкая критика этого композитора. Шостакович, однако, сумел найти оригинальный способ отомстить классику. В опере "Катерина Измайлова" есть эпизод, где пьяный мужичок, зайдя в дом Катерины, почуял мерзкий запах (это был труп убитого мужа Катерины, спрятанный в подвале). Мужичок начинает дурным голосом петь на мотив... вступления к опере "Евгений Онегин": "Какая вонь, какая-я в-о-онь..." Кажется, никто не заметил. Однако вскоре в "Правде" появилась знаменитая статья "Сумбур вместо музыки". Хотя там громили "Катерину Измайлову", никакого упоминания об этом эпизоде нет. О мотивах неприязни одного гения к другому можно только строить догадки.

Reply

shribavavsenahu January 12 2006, 10:51:49 UTC
Это тот самый "Сумбур в музыке", над которым посмеялся Булгаков? ;)

Reply

polyfonia January 12 2006, 22:48:36 UTC
Прокофьев терпеть не мог Рахманинова и поносил его всякими грязными словами. Знаете почему? Да потому что был зависим, находился под влиянием музыки Рахманинова. Без Рахманинова не было бы Прокофьева. Нечто подобное происходило и у Шостаковича с Чайковским.

Reply

aleksei January 13 2006, 05:34:55 UTC
Мне кажется, все же здесь несколько факторов. Рахманинов и Чайковский рассматривались
"авангардом" музыки ХХ века как
отсталые традиционалисты. Когда Стравинского попросили перечислить известных
композиторов ХХ века, он назвал всех кроме Рахманинова.
На недоуменный вопрос он бросил только: "А... этот, из XIX века..."
Рахманинова активно не любил также его ровесник Скрябин, у которого мало общего с кругом идей
Рахманинова (об их взаимоотношениях хорошо написал Ю.Нагибин).
Малер, когда у него спросили, не является ли его 9-я симфония
подражанием 6-й Чайковского (слишком явные аналогии), раздраженно ответил,
что никогда всерьез не воспринимал салонную музыку Чайковского.
Нелюбовь Шостаковича к Чайковскому может быть связана с несколькими мотивами.
Шостакович терпеть не мог слезливой сентиментальности, с которой у многих
ассоциировался Чайковский. Кумиром Шостаковича, как известно, был Мусоргский -
антипод Чайковского. Не исключаю и вопрос "нетрадиционной ориентации".

Reply


Leave a comment

Up