За жизнь мы платим старостью, за старость смертью… Чайковский не дожил и до 54-х. Где же начало старости, где та точка отсчёта, с которой начинается расплата за жизнь
( Read more... )
Да. Кстати, обратите внимание: в двух эпизодах "вскрикивания" из второй части Пятой почти готовая Тема Нашествия из 7-й Шостаковича в ее апофеозе: победный марш Нечисти. И это при том, что Шостакович терпеть не мог Чайковского и в своей музыке издевался над ним как только мог.
"Его музыка всем кажется родной. Она свободно и ненавязчиво входит в человека, волнует сердце и ум" - и это он его терпеть не мог? Можете привести цитату?
Пересказываю мемуары прот.Михаила Ардова, который был другом семьи Шостаковичей. Шостакович ненавидел Чайковского. Однако в СССР, где уже в 30-е годы Чайковский был как бы неофициальным Главой Союза Композиторов, невозможна была даже легкая критика этого композитора. Шостакович, однако, сумел найти оригинальный способ отомстить классику. В опере "Катерина Измайлова" есть эпизод, где пьяный мужичок, зайдя в дом Катерины, почуял мерзкий запах (это был труп убитого мужа Катерины, спрятанный в подвале). Мужичок начинает дурным голосом петь на мотив... вступления к опере "Евгений Онегин": "Какая вонь, какая-я в-о-онь..." Кажется, никто не заметил. Однако вскоре в "Правде" появилась знаменитая статья "Сумбур вместо музыки". Хотя там громили "Катерину Измайлову", никакого упоминания об этом эпизоде нет. О мотивах неприязни одного гения к другому можно только строить догадки.
Прокофьев терпеть не мог Рахманинова и поносил его всякими грязными словами. Знаете почему? Да потому что был зависим, находился под влиянием музыки Рахманинова. Без Рахманинова не было бы Прокофьева. Нечто подобное происходило и у Шостаковича с Чайковским.
Мне кажется, все же здесь несколько факторов. Рахманинов и Чайковский рассматривались "авангардом" музыки ХХ века как отсталые традиционалисты. Когда Стравинского попросили перечислить известных композиторов ХХ века, он назвал всех кроме Рахманинова. На недоуменный вопрос он бросил только: "А... этот, из XIX века..." Рахманинова активно не любил также его ровесник Скрябин, у которого мало общего с кругом идей Рахманинова (об их взаимоотношениях хорошо написал Ю.Нагибин). Малер, когда у него спросили, не является ли его 9-я симфония подражанием 6-й Чайковского (слишком явные аналогии), раздраженно ответил, что никогда всерьез не воспринимал салонную музыку Чайковского. Нелюбовь Шостаковича к Чайковскому может быть связана с несколькими мотивами. Шостакович терпеть не мог слезливой сентиментальности, с которой у многих ассоциировался Чайковский. Кумиром Шостаковича, как известно, был Мусоргский - антипод Чайковского. Не исключаю и вопрос "нетрадиционной ориентации".
Reply
:)
Reply
Reply
Reply
Reply
Шостакович ненавидел Чайковского. Однако в СССР, где уже в 30-е годы Чайковский был как бы неофициальным Главой Союза Композиторов, невозможна была даже легкая критика этого композитора. Шостакович, однако, сумел найти оригинальный способ отомстить классику. В опере "Катерина Измайлова" есть эпизод, где пьяный мужичок, зайдя в дом Катерины, почуял мерзкий запах (это был труп убитого мужа Катерины, спрятанный в подвале). Мужичок начинает дурным голосом петь на мотив... вступления к опере "Евгений Онегин": "Какая вонь, какая-я в-о-онь..." Кажется, никто не заметил. Однако вскоре в "Правде" появилась знаменитая статья "Сумбур вместо музыки". Хотя там громили "Катерину Измайлову", никакого упоминания об этом эпизоде нет. О мотивах неприязни одного гения к другому можно только строить догадки.
Reply
Reply
Reply
"авангардом" музыки ХХ века как
отсталые традиционалисты. Когда Стравинского попросили перечислить известных
композиторов ХХ века, он назвал всех кроме Рахманинова.
На недоуменный вопрос он бросил только: "А... этот, из XIX века..."
Рахманинова активно не любил также его ровесник Скрябин, у которого мало общего с кругом идей
Рахманинова (об их взаимоотношениях хорошо написал Ю.Нагибин).
Малер, когда у него спросили, не является ли его 9-я симфония
подражанием 6-й Чайковского (слишком явные аналогии), раздраженно ответил,
что никогда всерьез не воспринимал салонную музыку Чайковского.
Нелюбовь Шостаковича к Чайковскому может быть связана с несколькими мотивами.
Шостакович терпеть не мог слезливой сентиментальности, с которой у многих
ассоциировался Чайковский. Кумиром Шостаковича, как известно, был Мусоргский -
антипод Чайковского. Не исключаю и вопрос "нетрадиционной ориентации".
Reply
Leave a comment