Ф.Сноуден "Через большевистскую Россию"

Dec 07, 2009 15:36

Перевел отрывок из воспоминаний Филипа Сноудена http://www.archive.org/stream/throughbolshevi01unkngoog#page/n11/mode/1up. Настоящее имя автора - Этель Сноуден, в девичестве Аннакин (1880-1951). В начале прошлого века она была одним из самых видных деятелей международного феминистского движения и активным членом Лейбористской партии Великобритании. В качестве такового, Этель была включена и в делегацию Конгресса Трудовых Союзов, посетившую весной 1920 года Советскую Россию с официальным визитом.

Высказываемые Сноуден, по возвращению в Англию, мнения о происходящем в России не нашли понимание у руководства Лейбористской партии, взявшей курс на выстраивание отношений с правительством страны победившего социализма. Неприемлемыми для коллег были и ее некоторые оценки касательно всего международного социалистического движения.
Тем не менее, это взгляд очевидца, при этом, левых политических убеждений. Чем он и интересен. Судите сами...

Ф.Сноуден «Сквозь большевистскую Россию».

Глава 2: «Наши замыслы»

«...Довольно скоро, во время нашей безрассудной поездки [по большевистской России], нам в глаза бросилась одна примечательная деталь - огромное количество евреев, занимающих влиятельные посты в революционном руководстве. Сей факт признавали и сами евреи.

И хотя нам говорили, что только два из семнадцати народных комиссаров были еврееями, на самом деле, последние занимали очень много руководящих должностей на республиканском и местном уровнях управления и в ЧК.

Присутствие среди активистов весомой доли евреев является отличительной чертой социалистических организаций, особенно в Центральной и Восточной Европе. Причины этого заслуживают отдельного рассмотрения. При этом, рост антисемитизма в Европе, требует от нас доброжелательного разбора, с учетом характера и положения евреев в Европе.

Прежде всего, следует помнить, что евреи составляют очень значимую часть населения больших и малых городов Центральной Европы и России. В целом, это хорошо образованная часть населения, которой открыт свободный доступ к учебным заведениям. Жестокие притеснения минувших веков, принуждавшие искать обходные пути решения проблем, развили изворотливость еврейского ума, приучив относиться ко всем иноплеменникам, как к своим врагам, которых должно воспринимать с опаской во имя собственой защиты и спасения.

Еврейский ум прямолинеен, логичен и догматичен. Темперамент же у них - артистичен, но направлен для решения утилитарных задач. Отсюда, страстный интерес к теории, которую они изо всех сил пытаются воплотить в жизнь любой ценой.

Не имея собственной страны и не питая любви к стране своего пребывания, евреи чаще обычного имеют склонность к интернациональному мировоззрению. Они ценят расу больше чем нацию, но и то и другое ценится меньше, чем идея принадлежности ко всему человечеству. Евреи обладают великой организующей силой. О чём я сужу и восхищаюсь на примере половины стран Европы и Соединенных Штатов Америки.

С учетом своей сверх пластичности и пасивности, каковым является типичный праздный русский, евреи непременно должны были обрести над последним огромную власть и влияние. Как выразился один известный российский лидер еврейского происхождения, когда я робко посетовала на избыток дисциплины и нехватку свободы в России:

«Но ведь русские люди подобны детям. Они не образованы. Они ничего не знают. Они привыкли за века к рабству и диктату. Неужели вы позволите нам угробить самих себя из-за присущей им неспособности и неопытности? Неужели вы хотите дать право голоса каждому из этих миллионов невежественных крестьян? Ведь это всё равно, что дать нож в руки ребенка».

Как узнаваемо звучали для меня эти слова? Насколько всё это напоминало мне о борьбе женщин-суфражисток в Англии? Я помнила этот аргумент о ребёнке с ножом в руке, который был одним из любимых предлогов для отказа женщинам в их праве на свободу.

Тем не менее это правда, что русский народ в своём большинстве не приучен к свободе, и по своей природе и характеру является подходящим материалом для прихода к власти образованных и доминирующих евреев. Однако, справедливости ради, нельзя не сказать и о том, что среди тех, кто втихую поносил при мне большевиков, было много, если не большинство, евреев.

Я пришла к выводу о том, что основная причина главенствующего положения евреев в политической жизни Европы в целом и России в частности является сила и активность их ума, а не их особая приверженность большевицкой теории.

С приветственным адресом от Советской республики на российской границе нас встретил светловолосый и голубоглазый еврей, родом из Соединеннных Штатов, где он приобрел богатый опыт руководства забастовочным движением. Он опекал нас на протяжении всей поездки от границы до Петрограда.

Для нас был приготовлен специальный поезд, празднично украшенный красными флагами, пламенными лозунгами и свежезеленными ветвями деревьев, охраняемый многочисленными красногвардейцами и башкирами-кавалеристами в роскошной пурпурной униформе, отличных плащах и с длинными саблями.

От Ревеля до Нарвы мы ехали обычными туристами, но после пересечения российской границы и до окончания нашего визита мы путешествовали королями!

Пожалуй, самым волнительным и драматичным зрелищем оказался огромный красный флаг на границе, оказавший на некоторых из наших, судя по всему, влияние похлеще спиртных напитков, ибо они восторженно грянули, сначала «Интернационал», а затем, более предпочитаемое в Великобритании, «Красное знамя». /.../

И вот, нам предстояло попасть в страну, где красный флаг стал национальным символом, развеваясь над каждым общественным зданием по всем городам России. Эта мысль пьянила подобно молодому вину. /.../

Мы, наконец, оказались за «железным занавесом»!

P.S. Как видно из этого отрывка, выражение «iron curtain» (железный занавес) в отношении Советов, обычно приписываемое У.Черчилю, было в ходу английском языке задолго до Фултоновской речи.
Previous post Next post
Up