Настоящий выпуск является экспериментальным. Не формулируя никаких целей, решил воспроизвести незавершённые этюды и наброски, которые выявил в собственном архиве (учёт с 1975 года). Таковых набралось около двух десятков. Дух этюдного творчества безвозвратно утрачен мною, а современная техника составления и тематика изменились настолько, что перспектива реанимировать что-либо из имеющегося материала собственными силами - равна нулю. Принципиальное отличие END-Ателье от Кузницы в том, что предлагается соучастие в творческом процессе по созданию нового произведений, а не исправление / улучшение уже известных произведений.
№1-1. И.Агапов, 08.12.1992 (Схема)
= (6+4)
Здесь всё относительно просто и понятно:
1.f4 a3 2.Sg5 S:g5 3.fg a2 4.h7 a1Q 5.h8Q+ Q:h8 6.Sf6 Kg7 7.Se8+ Kh7 8.Sf6+ Kg7 9.Se8+ Kf8 10.Sf6 Qg7 11.Kd6=
Посылал этот опус на ЮК А.Селиванова, который и сообщил о нерешаемости этюда после 2…Kg8!. Позднее похожую концовку (с переменой цвета) нашёл в этюде Ан.Кузнецова и Б.Сахарова -
http://www.yacpdb.org/index.php?id=340973. Возможно, поэтому и забросил эту схему как неоригинальную.
Один вопрос: есть ли у Схемы №1-1 какая-то перспектива?
№1-2. И.Агапов, 23.02.1992 (Схема)
+ (5+5)
Главный вариант решения (по автору):
1.c6+ Kc7 2.Ra8 Ra4+ 3.Ba5+ R:a5+ 4.K:a5 h3 5.Rd1 Rg8 6.Rd7+ K:c6 7.R8:d8 h2 8.Rd6+ Kc5 9.R:g8 h1Q 10.Rd1 Qb7 11.Rc8+ Q:c8 12.Rc1+ - 1:0.
Финал, понятное дело, известный, но в те годы было в ходу и другое понятие - “игровой этюд”. К сожалению, решение местами оказалось кооперативным, т.к. и белые, и чёрные могут играть сильнее.
Вопрос тот же: есть ли у Схемы №1-2 что-то ценное, от чего можно было бы оттолкнуться?
В обоих случаях авторы корректных исправлений и улучшений вправе поступать с новыми опусами по своему усмотрению.
***