"За пределами алфавита". Самая подробная биография Дэвида Боуи

Aug 18, 2017 09:32


Количество книг о Дэвиде Боуи уже превысило количество альбомов в его дискографии и имеет устойчивую тенденцию к развитию. Александр Чанцев специально для «Горького» рассказывает о пока еще не переведенной на русский язык книге Пола Морли, которая от прочих отличается не только личным подходом, но и стилистическо-композиционной инновационностью, заставляющей вспомнить чуть ли не об «Улиссе».

Paul Morley. The Age of Bowie. How David Bowie Made A World Of Difference. London: Simon & Schuster UK, 2016

Тем более что Пол Морли - человек далеко не случайный. Музыкальный критик и радиоведущий, он помогал Грейс Джонс с ее биографией, написал историю Joy Division и еще несколько книг по истории популярной музыки, а свое первое интервью делал с Марком Боланом из T-Rex. Ко всем этим талантам он еще и куратор выставок - в частности, для гастролирующей по миру всеохватной выставки David Bowie Is написать тексты для каталога его пригласил сам герой этой выставки.

В предисловии Морли замахивается широко, объем, благо, позволяет (это не 88 страниц переведенного у нас почему-то «Боуи» С. Кричли) - в своем почти культурологическом эссе-предисловии (цитаты из Элиота и Библии прилагаются) он размышляет, как по Боуи можно проследить изменение мира, изучить механизм его воздействия на массы, выстроить концепцию разных Боуи.

И он действительно пытается определить феномен Боуи совершенно разными методами. Его музыку - как «музыку если», как попытку, например, объединить Шонберга и Литтла Ричарда, стиль хиппи и авангарда, фундированно сравнивает Боуи с Бодлером. Он вообще несколько раз - и это говорит о сложности самого объекта - подступается к Боуи, определяя его через соположение разнопорядковых вещей. «Между губной помадой и Японией, нежностью и революционным инстинктом, до и после, клоун и мим, джаз и мечта, Курт Вайль и The Who, Брехт и Бэсси». В отвалах банальных рассуждений тут у Морли настоящие брильянты находок - например, что последний, вышедший за несколько дней до смерти, альбом Боуи назвал символом (Черной звездой), ибо уже записал соответствующее буквам в английском алфавите количество альбомов и - начинал новый алфавит.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

пресса, книги

Previous post Next post
Up