Grands magasins появились во Франции в XIX веке. Золя в своем знаменитом романе «Дамское счастье» описывает один из таких универмагов, Bon Marché, символ роскоши и изобилия. Его открыл в 1852 году Аристид Бусико. Этот магазин настолько потряс воображение общества, что Эмиль Золя посвятил ему свой роман, вышедший в 1883. Прототипом владельца магазина Октава Муре стал Огюст Эрио - совладелец Лувра. Вслед за предприятием Бусико были открыты другие: в 1855 - упомянутый Grands Magasins du Louvre (ныне не существует), в 1856 - A la Belle Jardiniere (не существует), в 1865 - Printemps, в 1869 - Samaritaine (приобретен LVMH и на реконструкции с 2005), в 1893 - Galeries Lafayette.
Главная героиня - бедная девушка Дениза с двумя братьями приехала в Париж. Волею судьбы она поступает работать в "Дамское счастье". Только мужество, терпение и трудолюбие помогли ей прокормить себя, братьев и добиться счастья в жизни.
Любовная линия здесь - как приправа к основному блюду. Это история представляет собой простое и ясное руководство в сфере торговли. Роман удивляет актуальностью. Эволюция, которая сметает и разрушает прошлое, чтобы построить будущее.
Перед глазами проносится ослепительный блеск витрин «Счастья», его внутреннее убранство, роскошные наряды, ткани… А потом таким резким контрастом нарисована убогая жизнь мелких лавочников, их агония, страдания, невозможность принятия перемен. "Счастье" было новинкой. Это был вызов, который был брошен в лицо всему обществу, всем старым устоям торговли. Новая махина смела на своем пути все, что попадалось ей - растоптала целый квартал мелких лавочников, разорила и погубила множество людей. Но это была неизбежная жертва. И сквозь печаль в голосе автора слышится восхищение и преклонение перед этим новым порядком вещей.Читала, и на душе было радостно от наслаждения по-настоящему красивой, богатой и умной литературы. Потрясающая образность и изящность слога. "Под сводами магазина шелк спадал дождем пуха, снежным вихрем, крупными хлопьями. Повсюду трепетали кружева, развеваясь словно паутина на летнем небе и наполняя воздух прозрачным дыханием".
Золя гениален. Он созидатель. Он творец и деятель. И он поистине профессионал своего дела.
«Как это - "весело ли"? - воскликнул он. - Что это ты говоришь? Так вот - до чего ты дошел, старина! Конечно, мне весело, даже когда все кругом трещит, потому что тогда я прихожу в неистовство. Я остро чувствую, я не могу спокойно относиться к жизни; быть может, поэтому мне и интересно.»
«И, уверяю тебя, не промахнусь и ни с кем делиться не стану... Главное, видишь ли, это желать, действовать - словом, созидать... У тебя возникает идея, ты борешься за нее, вколачиваешь ее людям в голову и видишь, как она разрастается и торжествует... Да, старина, вот это меня забавляет!»
«- Я хочу ее, и она будет моей!.. А если она от меня ускользнет, вот увидишь, какую я выстрою махину, чтоб исцелиться. И это тоже будет великолепно. Ты, старина, этого не понимаешь, иначе ты знал бы, что деятельность уже в себе самой содержит награду. Действовать, создавать, сражаться с обстоятельствами, побеждать или быть побежденным - вот в чем вся радость, вся жизнь здорового человека!»
«Я не делюсь ни с кем».
После прочтения «Денег», я пошла в финансисты. Этот роман мне попался только сейчас. Если бы раньше, то я не раздумывая и не тратя себя на финансовые премудрости, сразу занялась бы своими магазинами и любимой торговлей. И как точно сказано:
«У него бывал плохой аппетит, если он не заходил вечером проверить выручку «Дамского счастья»