Андрей Аствацатуров "Люди в голом"

Sep 26, 2010 13:50


Впервые об этом романе я услышала летом от одной петербурженки. Она сказала, что эта книга - событие современной литературной жизни города. Позже в ЖЖ у Вадима Смоленского был пост по поводу этой книги. В нём Вадим писал, что не обнаружил книги в сети и специально просил знакомых привезти бумажный вариант из России. Потом было ещё несколько жж-упоминаний и всё от людей, которым я склонна доверять. Когда же в аннотации я прочла, что текст напоминает лучшие страницы Довлатова и Санаева, могла ли я удержаться? Короче, первое, что я сделала, прилетев на родину, пошла в книжный и купила «Люди в голом» Андрея Аствацатурова.

К сожалению, совсем не Довлатов и даже не Санаев. Манера местами напоминает довлатовскую, да, но не более того. То есть, повествование о буднях героя-рассказчика в виде баек, анекдотов, абсурдных жизненных ситуаций. Но у Довлатова за внешней простотой языка, несколько развлекательным стилем, много уровней смыслов, и каждый читатель выбирает уровень по себе. Поэтому, кстати, довлатовские произведения любимы очень разной публикой. У Аствацатурова я подобную «многоуровневость» не почувствовала. Наоборот, почувствовала, что автор намеренно снижает «уровень интеллектуальности», уходит от умничания, на которое вполне способен. Аствацатуров как будто показывает оборотную сторону «умников»: и себя и своих знакомых. Возможно, поэтому имена великих философов всплывают в романе именно при описании «низких» сцен: Лотман на фоне анализа мочи, Фуко вместе с престарелым донжуаном, ищущим добычу среди молодых посетительниц университетской библиотеки, Хайдеггер с вульгарной необразованной девицей и её полукриминальным дружком.

С Санаевым Аствацатурова сравнивают, видимо, потому, что оба пишут о своём позднесоветском детстве. Но у Санаева получилось намного лучше: искреннее, добрее, тоньше. И хотя в «Похороните меня за плинтусом» тоже много страшных сцен, от этой повести остаётся светлое чувство, её хочется перечитывать. После аствацатуроских описаний иногда становится противно. Перечитывать хочется не все куски.

«Люди в голом» - чтение, безусловно, занятное. Особенно для тех, кто живёт жизнью, похожей на жизнь героя романа или близкими ему интересами. Вообще, чем дальше читаешь эту книгу, тем ярче создаётся впечатление, будто сам сидишь на какой-нибудь питерской кухне в компании полубогемной молодёжи, а один из гостей «травит» истории из своей юности. Рассказчик несколько бравирует откровенностью, называет вещи своими именами, прямо говорит о собственных недостатках (трусоват, инфантилен, тщеславен). Но несмотря на это герой всё равно часто красуется перед публикой. Этакий «лоск для своих».

Да, и ещё. Аннотация заманивает читателей якобы «блестящим чувством юмора» книги. Увы, опять же не Довлатов и не Санаев. Ни замечательная эрудированность автора, ни обильный мат не помогает Аствацатурову сделать книгу по-настоящему смешной. Так, в паре мест довольно забавно. Вы скажете, у Довлатова тоже мат. Да, это так, но, во-первых, намного меньше, во-вторых, исключительно уместный в описываемой ситуации. Можно сказать, что у Довлатова мат - оттенок. У Аствацатурова - инструмент. А в некоторых местах последний балансирует почти на грани пошлости, что ему-то, профессору филологии, никак не пристало.
Previous post Next post
Up