Музей Воздухоплавания в Белграде: многоцелевой вспомогательный самолет Zma Fizir FN(Fizir Nastavni).

Oct 17, 2024 08:45

Продолжаем прогулку по авиационному музею в Белграде. Сегодня посмотрим на Fizir FN - двухместный учебный самолет-биплан, разработанный известным инженером Рудольфом Физиром. Это первый серийный югославский самолет. Первый прототип самолета Fizir FN(Fizir Nastavni) «Физир ФН» (Физир учебный) был спроектирован и построен в 1929 году в его частной мастерской в Петроварадине. Серийное производство было организовано на югославских фабриках "Змай"(Земун), "Рогожарски"(Белград) и "Албатрос"(Сремска-Митровица). Всего было построено 206 самолетов плюс 4 на поплавках. На настоящее время сохранилось всего два экземпляра этого самолета. Один из них мы и посмотрим.


Muzej Yugoslovenskog Ratnog Vazduhoplovstva / Aeronautical Museum.


Самолет попал в коллекцию музея в 1961 году. Его передали из центра по обучению в Райловаце, а в 1973 году его реставрировали и он получил знаки отличия Королевства Югославия. Номера самолета: заводской номер 9, бортовой V, а предыдущие регистрационные номера YU-CAY/9009. Это версия Fizir FN - Walter - с двигателем Walter NZ-120 88 кВт.


Первый прототип самолета Fizir FN (тренировочный Fizir) был спроектирован и изготовлен в мастерской Рудольфа Физира в Петроварадине в 1929 году. Цех Рудольфа Физира не имел мощностей для промышленного производства самолетов, их направлением работы было проектирование и прототипирование. Несмотря на то, что эта мастерская была небольшой, она сыграла значительную роль в развитии югославского воздухоплавания после ее возникновения и использовалась для подготовки инженеров, которые впоследствии стали основой югославской авиационной инженерной школы. Многие успешные прототипы самолетов из этой мастерской позже строились на югославских авиазаводах.


Fizir FN представлял собой одномоторный двухместный учебный биплан. Крылья были закруглены на концах, а закрылки располагались как на нижнем, так и на верхнем крыле. Шасси крепилось к шарнирной оси. Для амортизации использовались coil springs and rubber (старый тип) или rings of sand (более поздние типы). Как бы правильно перевести эти системы амортизации? Деревянная конструкция фюзеляжа и крыльев обтягивалась полотном. Пока самолет находился в производстве, он претерпел несколько доработок, самолеты постоянно дорабатывались, так что существует несколько подтипов этих самолетов, в том числе в зависимости от установленных двигателей.


На этом самолете установлен радиальный девятицилиндровый двигатель Walter NZ 120 мощностью 88 kW (118 hp).


Первые три самолета были построены компанией "Zmaj" для Аэроклуба. Учитывая отличные летные характеристики, командование ВВС решило использовать его для замены всех учебных самолетов, которые ранее использовались для базовой подготовки. В то время базовые школы подготовки пилотов использовали Ikarus SB-1 (Mali Brandenburg) с двигателем Mercedes мощностью 73 кВт (98 л.с.) и построенные компанией Zmaj Hanriot H-320 с двигателями Salmson мощностью 90 кВт (120 л.с.) 1928 года выпуска. В 1931 году Zmaj произвел и поставил первые 20 серийных самолетов Fizir FN с радиальным двигателем Walter NZ 120 и 10 с рядным двигателем Mercedes D.II мощностью 89 кВт (120 л.с.).


Стенд с описанием самолета и историческими фотографиями.


К 1939 году Zmaj построил 137 самолетов, Рогожарский изготовил 40 самолетов, а в 1940 году завод Albatros в Сремска-Митровице произвел еще 20 самолетов этого типа. Перед войной авиация ВМФ заказала четыре гидросамолета Fizir FN (Floatplane) с поплавками и с более мощным двигателем Walter Mars I мощностью 106 кВт (142 л.с.). Производство последних 10 самолетов Fizir FN началось в 1943 году в Zmaj для ВВС Хорватии, но не было завершено до освобождения, когда они были переданы Федерации воздухоплавания Югославии.


Во время Второй мировой войны самолеты югославского производства использовались Италией в Албании и независимым государством Хорватия. Самолет Fizir FN был надежен, прост в управлении и обслуживании, поэтому он долгое время (почти до 1950 г.) эксплуатировался в качестве основного учебно-тренировочного самолета как в военной, так и в гражданской авиации, включая спортивные полеты.


Сохранилось всего два самолета Fizir FN. Один (серийный номер 9009, регистрационный номер YU-CAY) хранится в Музее югославской авиации в белградском аэропорту Никола Тесла. Другой, получивший обозначение Fizir FNH, представляет собой Fizir FN, переоборудованный в гидросамолет (серийный номер 9002, регистрационный номер YU-CGO), хранится в Техническом музее в Загребе.


В общем это такой одноклассник нашего По-2....


Общий вид справа.


Закрылков нет, зато элероны и на верхнем и на нижнем крыле.


Хвостовое оперение.


И довольно нежный костыль.


Вот он крупнее на рессоре.


Горизонтальный стабилизатор переставной, но видимо только на земле....


Так консоль стыкуется с корпусом.


Кабины мы рассмотрим чуть позже.


Крепление растяжек.


Общий вид слева.


Крупнее.


Общий вид.


Теперь взглянем сверху на самолет.


Крупнее.


С другого ракурса.


Видны сверху знаки Королевства Югославия.


Крупнее.


Фото 36.


Еще.


Общий вид спереди.


Радиальный двигатель Вальтер.


Лобовое стекло и лючок бака перед пилотом.


Фото 49.


Повторяюсь, но пусть останется....


Двухлопастной деревянный винт фиксированного шага.


Задняя кабина экипажа.


Снова спускаемся вниз.


Варианты
Fizir FN - Мерседес - с двигателем Мерседес 88 кВт,
Fizir FN - Walter - с двигателем Walter NZ-120 88 кВт и
Fizir FN - Walter Mars I - гидросамолет с двигателем Walter Mars I мощностью 106 кВт (гидросамолет по прозвищу «Маленький Физир» или «Физир Марс»).


Заглянем в кабину самолета: задняя кабина. Тут все очень и очень просто...


РУД.


Вид сверху.


Тормозов видимо нет....


Задняя кабина, вид слева.


Крупнее приборная панель.


Общий вид.


Приборная панель передней кабины побогаче.


И кресло тут металлическое:-))


Подножка для попадания в кабину.


Передняя кабина, вид с левой стороны.


Общий вид.


ЛТХ:
Модификация Fizir FN
Размах крыла, м 11.20
Длина, м 8.80
Высота, м 3.10
Площадь крыла, м2 32.50
Масса, кг
пустого самолета 820
максимальная взлетная 1426
Тип двигателя 1 ПД Walter NZ 120 9 цилиндровый радиальный
Мощность, л.с. 1 х 118
Винт: двухлопастной
Максимальная скорость, км/ч 140
Крейсерская скорость, км/ч 120
Практическая дальность, км 540
Практический потолок, м 6500
Экипаж, чел 2
Вооружение: один 7.7-мм пулемет

музей, авиация

Previous post Next post
Up