Иранские орлы. Авиация Ирана, 1924-1949 гг. (Часть 2)

Sep 05, 2024 12:56

Перевод статьи: Lennart Andersson. IRANIAN EAGLES. Civil and Military Aviation in Iran 1924-1949 (Part 2).
Начало: https://mil-history.livejournal.com/1984521.html


Экипаж (в комбинезонах) и механики (в персидских халатах) иранского "Юнкерса" позируют у своего самолета с авиабомбами в руках.

Имперские Иранские Военно-воздушные Силы и Иранский авиационный завод.
22 марта 1935 года международное название страны было официально изменено с Персии на Иран, а 1 октября 1935 года сообщалось, что Имперские Иранские Военно-воздушные Силы (IIAF) имеют на вооружении 51 учебно-тренировочный самолет Tiger Moth (33 Gipsy III и 18 Gipsy Major), 29 легких бомбардировщиков Hawker Audax с двигателем Hornet и 28 Hawker Audax c с двигателем Pegasus, 20 истребителей Hawker Fury (Mercury) - все предыдущие модели британского производства, 10 многоцелевых бипланов советского производства Р-5 (M-17), 11 советских Р-1 (M-5, включая пять без двигателей), 2 немецких Junkers W 33 (L 5) и одинокий Curtiss Fledgling (Wright Whirlwind). Новая партия из 20 единиц Tiger Moth (c/н 3290-3309) находилась в стадии исполнения заказа и прибыла в январе и феврале, а в мае были доставлены еще десять единиц Tiger Moth (c/н 3464-3473). Летом 1936 года в Машаде и Ахвазе были сформированы новые смешанные эскадрильи с штатным составом в 7 Audax, 7 Furу и 2 Tiger Moth каждая.


Первая иранская женщина-летчик Эффа Тагарачи в кабине учебного Tiger Moth, конец 1930-х гг.

Осенью 1937 года, по-видимому, был заключен контракт на поставку 25 британских истребителей Gloster Gladiator с двигателями Mercury VI. Однако он так и не был подтвержден или, возможно, позднее аннулирован. Также ходили слухи, что правительство заказало двенадцать немецких бомбардировщиков Junkers Ju 86K после демонстрации Ju 86 D-ALOH в Тегеране в октябре 1937 года. В ноябре иранский самолет перелетел на сторону СССР. Очевидно, Советы разрешили экипажу остаться, но самолет был возвращен в январе 1938 года.
Чтобы сделать Иран самодостаточной авиационной державой, правительство страны решило создать собственные мощности по производству самолетов. Иранский авиазавод был построен в Шахбазе, Дошан-Теппех, в 3,5 милях к юго-востоку от Тегерана. Шведский инженер Н. Х. Ларссон уже в августе 1933 года был привлечен к созданию проекта и организации строительства фабрики. Всего десять плотников, монтажников и чертежников приступили к работе в ноябре 1935 года, тогда же было приобретено необходимое оборудование. Завод был готов в 1936 году, и в октябре того же года на нем работали два британца, один итальянец и 41 иранец. Инженера Ларссона к этому времени на посту руководителя завода сменил капитан Уокер, а его помощником был Фрэнк Найт. Первыми построенными самолетами стали пять учебных Tiger Moth, которые были завершены, но еще не испытаны, в октябре 1937 года. В начале 1938 года на всех пяти летал главный летчик-испытатель завода капитан Афгами. Партия из пяти легких бомбардировщиков Hawker Audax была завершена весной 1938 года.


Учебно-тренировочный самолет Tiger Moth. В общей сложности IIAF приобрели почти 100 машин этого типа.

21 июня 1938 года авиазавод осмотрел шах Реза Пехлеви. Ему доложили, что ведется работа над новыми партиями из пяти Hawker Audax и пяти Tiger Moth. В конце года помещения завода были расширены. Работы над пятеркой Tiger Moth были завершены в марте 1939 года, а "Аудаксы" прошли испытательные полеты и были поставлены в авиационные части в апреле-мае того же года. Кроме того, двадцать самолетов Tiger Moth британского производства (c/н 3930-3934, 82005-82009, 82047-51 и 82092-96) в июне прибыли в Тегеран по железной дороге для сборки на иранском авиазаводе. Вскоре у британского персонала возникли коммуникационные проблемы с руководством Иранских военно-воздушных сил, также затруднила работу правительственная кампания по пресечению использования в Иране латинского алфавита, так что картотеки запчастей и заказы на работы приходилось составлять исключительно на персидском языке. Англичане ругались, по продолжали работать...
В 1934 году военным ведомством Ирана были разработаны планы пополнения авиации пятью транспортными самолетами Fox Moth и пятью транспортниками Dragon компании de Havilland, но в конце концов была выбрана более скромная схема. В следующем году были приобретены только три DH 89 Dragon Rapides (с/н 6321-6323). Они прибыли в июле 1936 года и были собраны Питером де Хэвиллендом в Ахвазе. В том же месяце были заказаны еще пять самолетов, но позже заказ был отменен. Три персидских пилота прошли в Англии обучение пилотированию Dragon Rapide. Первоначально эти машины должны были эксплуатироваться военными совместно с Министерством почты, телеграфа и телефонии (PTT) Ирана, однако в марте 1938 года они были переданы из IIAF Иранским государственным авиалиниям и вошли в их парк с регистрационными номерами с EP-AAA по EP-AAC. Гражданская иранская авиакомпания была основана национальным Министерством почты при содействии британского авиаперевозчика Imperial Airways. 15 марта 1938 года были открыты рейсы из Тегерана в Керманшах и Багдад, Ирак. Позже к внутренней сети были добавлены несколько других пунктов назначения. Один самолет разбился 20 марта 1939 года и полностью сгорел. Иран попросил о его замене в ноябре 1939 года и позже разместил официальный заказ, но британская сторона ответила, что Dragon Rapide недоступен. Иранцы ругались, но продолжали летать...
В июне 1938 года в трех эскадрильях 1-го авиаполка в Тегеране насчитывалось 15 истребителей Hawker Fury и 7 учебных Tiger Moth; 15 бомбардировочно-разведывательных Hawker Audax и 6 Tiger Moth; и 15 "Аудаксов" и 7 Tiger Moth соответственно. В Летной школе было 3 Hawker Fury, 8 "Аудаксов" и 31 Tiger Moth. В авиаотрядах в Мешаде и Ахвазе числилось по 7-8 "Аудаксов" и 3 Tiger Moth в каждом. Предполагалось дальнейшее расширение IIAF, и в предыдущем году был размещен заказ на 35 двухместных английских легких бомбардировщиков Hawker Hind, оснащенных двигателем Bristol Mercury VIII. Головной самолет из этой партии, с/н 601, совершил свой первый полет в апреле 1938 года. Еще 18 машин прибыли в Ахваз в ноябре, а последний из оставшихся 17 вылетел из Ахваза в Тегеран в феврале 1939 года. Еще 20 Hawker Hind надлежало построить на иранском авиазаводе, и в феврале 1939 года началось производство деталей для планеров. Эти самолеты были собраны и поставлены в части весной 1941 года.
Летом 1939 года всем формированиям Иранских ВВС был присвоен статус полков:
1-й авиаполк в Кила-Мурге (15 "Фьюри", 26 "Аудаксов" и 20 Tiger Moth);
2-й авиаполк в Тебризе (10 "Аудаксов", 5 Tiger Moth);
3-й авиаполк в Машаде (7 "Аудаксов" и 3 Tiger Moth);
4-й авиаполк в Ахвазе (10 "Аудаксов" и 4 Tiger Moth).
Кроме того, в Мехрабаде базировалась Летная школа (3 "Фьюри", 8 "Аудаксов", 35 Hawker Hind и 51 Tiger Moth). 5-й авиаполк был сформирован чуть позже в Дошан-Теппе, первоначально в его составе было 11 Tiger Moth.


Hawker Audax стал основным боевым самолетом IIAF в середине 1930-х годов. Всего из Великобритании было поставлено 56 машин, а иранский авиазавод позже построил еще десять.

Свадебные подарки и "Харрикейны".
14 апреля 1939 года в Тегеран прибыл моноплан польского производства RWD-13 (SP-BNY, с/н 285), пилотируемый летчиками Пшишецким и Крынским. Это был свадебный подарок наследному принцу от президента Польши, позже самолет был включен в состав IIAF.
В ноябре 1938 года иранское правительство направило Великобритании запрос о 24 истребителях Supermarine Spitfire, но поскольку заказ не был подтвержден, позже он был отменен. Иранцы также проявили заинтересованность в приобретении шести английских бомбардировщиков Bristol Blenheims, а позже - семи Handley Page Hampden того же назначения, но и эти заказы в итоге размещены не были. Однако осенью 1939 года был подписан контракт на три тренировочных самолета для подготовки экипажей Airspeed Oxford Mk Is (P1984, P1993 и P2002). Они были доставлены примерно в марте 1940 года, собраны и испытаны летчиком-испытателем компании Airspeed Брайаном Филдом. В октябре 1940 года из Англии была доставлена последняя партия из 10 бипланов Tiger Moth (c/н 83352, 83353, 83355 и 83357-83363), изначально учебных, но применявшихся в Иране в самых различных качествах. Иран также намеревался разместить в Канаде заказ на материалы для продолжения производства Tiger Moth на иранском авиазаводе в 1941 году, но Великобритания отклонила этот запрос.
28 июля 1939 года первый экземпляр харизматичного британского истребителя Hawker Hurricane, L2079, был отправлен в Иран для шестимесячных испытаний. Он прибыл в Ахваз, а 18 октября его перегнал в Тегеран пилот-испытатель компании Hawker Ричард Рейнелл. Был размещен заказ на 30 "Харрикейнов" с двигателями Merlin III, но Министерство авиации Великобритании согласилось выпустить только 15, которые планировалось отправить покупателю в период с марта по сентябрь 1940 года. Контракт на них был заключен в декабре 1939 года, но поставка была отложена из-за проблем с разработкой тропического воздушного фильтра. Второй самолет этой модели, P3270, был окрашен в иранские цвета в Великобритании в мае 1940 года (с/н 252), но, вероятно, так и не был отправлен. Министерство авиации окончательно приостановило действие заказа на "Харрикейны" в декабре 1940 года.
Когда только половина заказанных "Харрикейнов" была выпущена для поставки в Иран, было быстро решено построить оставшиеся 15 самолетов на иранском авиазаводе, а сырье и готовые детали были заказаны в Великобритании в начале 1941 года. Однако по политическим причинам (сильное влияние Германии в Иране) материалы, необходимые для производства "Харрикейнов", были задержаны, чтобы не усиливать IIAF. В июне британская сторона огласила решение отправить в Тегеран материалы для 12 Hurricane Mk IIs с двигателями Merlin XX, при этом первая партия должна была выехать немедленно. На самом деле этот анонс был опубликован только для того, чтобы сохранить британский персонал, все еще работающий на иранском авиазаводе - технического советника Фрэнка Найта и одиннадцать других англичан. В связи с нарастанием политической напряженности произошли новые задержки, и 25 августа лицензия на экспорт материалов была отозвана.


Стандартизированная маркировка самолетов IIAF состояла из розеток на крыльях, эмблемы в виде шахской короны на фюзеляже и национальных цветов на руле направления. Серийный номер наносился на фюзеляж, руль направления и нижние плоскости крыльев. Иранский Hawker Fury № 208 в воздухе.

Боевое расписание IIAF, 20 ноября 1939 г.
Кила Мурга: 33 "Хинда", 21 "Фьюри", 1 "Аудакс", используемый для буксировки целей, 15 Tiger Moth, 1 "Харрикейн" (без пулеметов);
Машад: 8 "Аудаксов", 4 "Фьюри", 4 Tiger Moth;
Тебриз: 21 "Аудакс", 4 Tiger Moth;
Ахваз: 7 "Аудаксов", 4 "Тайгер Мотылек";
Мехрабадская летная школа: 38 Tiger Moth, 2 "Хинда" (с двойным управлением), 9 "Аудаксов" (с двойным управлением), 3 "Фьюри";
В ремонте: 10 "Аудаксов", 7 Tiger Moth, 2 "Фьюри"..


Герб IIAF - дивный экземпляр персидской геральдики.

Когда британцы отказались осуществлять поставки, Иран вместо этого обратился к США. В ноябре 1939 года миссия IIAF в составе подполковника Хосровани, майора Шалши и капитана Афгами отбыла в Соединенные Штаты. Они приобрели десять истребителей Curtiss H-75A-9 Hawk (c/ns 15252-12261), которые были приняты на вооружение в самих США только в период с 9 марта по 8 апреля 1941 года. Один истребитель был отправлен в Иран в марте, а остальные - в мае. Для осуществления доставки был направлен пилот-испытатель Сэм Ирвин. Миссия также заказала несколько легких самолетов для государственного иранского аэроклуба (см. ниже). Тем временем IIAF продолжали готовить новых пилотов. 22 февраля 1941 года групповом полете во время военного парада приняли участие в общей сложности 104 самолета - Tiger Moth, "Хинды", "Фьюри" и "Аудаксы".


Первый из 35 Hawker Hinds, № 601, прибыл в Иран осенью 1938 года. Позже местный авиазавод изготовил партию еще из двадцати таких машин.

Вторая мировая война.
Традиционная неприязнь Ирана к Великобритании делала невозможным любой политический союз с этой державой. Германия же усилила свое влияние в Иране, но к этой стране там также относились с подозрением. Нейтралитет был для Ирана единственной приемлемой политикой, которая фактически поощрялась Германией. Поскольку с началом гитлеровской агрессии против Советского Союза в 1941 году немцы с боями продвигались через южные районы СССР и создавали потенциальную угрозу Кавказу, Союзники сочли неприемлемым сильное немецкое присутствие в Иране. 17 августа 1941 года СССР и Великобритания потребовали высылки немецких специалистов, работавших в стране. Это требование было отклонено, и, как следствие, 25 августа в Иран были введены советско-британские военные силы. Британские войска вошли в страну с юга и запада, а советские вступили с севера.
После завершения британской операции в Ираке в мае 1941 года были разработаны планы военного вторжения в Ирана. Британский главнокомандующий на Ближнем Востоке приказал занять нефтяные месторождения вокруг Абадана и Ахваза, а также в Ханикине. Контроль над коммуникациями по всему Ирану следовало установить в тесном взаимодействии с СССР. Операция носила кодовое название: "Y", и руководить ею должен был генерал-лейтенант Э.П. Куинан. Задействованные для поддержки вторжения самолеты британских Королевских ВВС (RAF) базировались в Шайбе. Авиагруппировка включала 11-ю и 84-ю эскадрильи, вооруженные самолетами Blenheim IV, 261-ю эскадрилью, оснащенную "Харрикейнами" и "Гладиаторами", 244-ю эскадрилью с "Винсентами" и звено "А" из 31-й эскадрильи с шестью транспортниками Valentia.


Британские летчики поддерживают авангард наземных сил, Иран, 25 авг. 1941.

Транспортные "Валентии" в первый день операции перебросили войска и эвакуировали из зоны боевых действий британских и индийских женщин и детей. Королевский Военно-морской Флот также высадил войска. 261-я эскадрилья RAF обеспечивала при этом истребительную поддержку и нанесла авиаудары по военному аэродрому и иранским самолетам "Аудакс" в Ахвазе. 84-я эскадрилья RAF тоже провела две бомбардировки, а 244-я эскадрилья совершила разведывательные вылеты.
На следующий день 261-я эскадрилья RAF сбила "Аудакс" Иранских ВВС. Кроме того, ее пилоты по ошибке атаковали и сбили один из своих, "Винсент" из 244-й эскадрильи RAF! 28 августа 84-я эскадрилья продолжала атаковать Ахваз, но в этот день иранские войска капитулировали, и дальнейшие наступательные действия были остановлены. 17 сентября советско-британские войска вошли в Тегеран. Месяц спустя, после того, как шах Реза Пехлеви отрекся от престола в пользу своего сына Мохаммеда, британцы отступили в Султанабад и Хамадан, а Красная Армия - в Казирин и Пехлеви. 244-я эскадрилья RAF, включая звено "X", состоящее из "Гладиаторов" из 261-й эскадрильи, оставалась в Абадане в качестве воздушного компонента британских оккупационных сил до конца 1942 года.
Советские войска состояли из 44-й и 47-й армий (Закавказский военный округ) и 53-й отдельной армии. Авиационные части включали 36-й и 265-й ИАП (истребительные авиационные полки), вооруженные истребителями конструкции Поликарпова И-16. Согласно иранским сообщениям, советским бомбовым ударам подверглись объекты в Тебризе, Мешхеде, Ардебиле, Реште и Бендер-Пехлеви, но в отчетах ВВС Красной Армии упоминаются только разведывательные вылеты и сброс листовок. Когда 28 августа был взят Тебриз, советские войска захватили все самолеты, принадлежащие 2-му авиаполку Иранских ВВС.
(Дополнение: К началу Второй мировой войны Иран располагал 122 устаревшими боевыми самолетами серии Hawker (Audax, Hind и Fury), и только сорок из них были боеготовы, когда советско-британские войска вступили в Иран в августе 1941 года. Также было (приблизительно) еще 160 учебно-тренировочных, транспортных и т.п. самолетов. На 1941 г. военно-воздушные силы Ирана насчитывали в общей сложности 1 000 обученных военнослужащих. Устаревшие самолеты Ирана были распределены по четырем крупным авиабазам в Тегеране, Ахвазе, Тебризе и Мешхеде... 17 сентября 1941 года, вскоре после прекращения огня (28 августа 1941 г.), два иранских истребителя Hawker Fury из 1-го авиационного полка встретились над Каспийским морем с пятью советскими истребителями И-16. Один иранский самолет, который пилотировал капитан Вассик, был сбит и упал в Каспийское море. У другого самолета, пилотируемого штурманом эскадрильи Шуштари, закончилось топливо, и он рухнул в лесах северного Ирана. Keveh Farrokh. The Iranian Air Force 1924-1941.)
По итогам операции сообщалось, что британские Королевские ВВС уничтожили в общей сложности пять самолетов IIAF и еще один сгорел в ангаре, который был подожжен во время воздушной атаки. Десять новейших иранских истребителей Curtiss H75A-9 были захвачены британскими войсками в разобранном виде. По меньшей мере три из них были собраны и облетаны в Тегеране, один по модели HK823. Все они, собранные и разобранные, позже были отправлены в Индию. Там эти машины были переданы Королевским ВВС под названием Mohawk IV, а девять из них получили серийные модификации в диапазоне LA.


Иран приобрел у США десять истребителей Curtiss H-75A-9 Hawk.

Иранский авиазавод прекратил работу после вторжения, и позже на его территории было размещено подразделение технического обслуживания и ремонта № 138 британских Королевских ВВС. Там производились бомбы и авиационные детали, но также обслуживались и ремонтировались самолеты RAF и IIAF. Иран официально позволил Союзникам использовать свои коммуникации для транзита военных грузов в СССР. В период 1942-45гг большое количество самолетов, в основном американского производства, было собрано по Ленд-лизу в Абадане, где для этой цели был построен завод, и отправлено в СССР. Множество самолетов A-20, B-25, P-39, P-40, P-47 и AT-6 прошли через Иран, последними в этой череде стали три истребителя P-47D Thunderbolt, переданные Советам в феврале 1945 года.


Советские летчики прибыли в Иран перегонять авиатехнику, поставленную Союзниками по Ленд-Лизу.

Два иранских самолета Tiger Moth и два Audax использовались летно-тренировочной школой британских Королевских ВВС в Дошан-Теппе на правах аренды. Иранским ВВС также разрешили возобновить там учебные полеты. Требовались новые самолеты. Остававшиеся в строю восемь поликарповских бипланов Р-5 также использовались летной школой и были сняты с вооружения только в 1943 году. Личное предложение, сделанное Сталиным иранскому шаху на Тегеранской конференции в декабре 1942 года о бесплатной поставке 20 самолетов-штурмовиков Ил-2 конструкции Ильюшина и 10 истребителей Як-7 конструкции Яковлева, было вежливо отклонено по политическим причинам.
Объявление Ираном войны нацистской Германии в сентябре 1943 года и решение Союзников в ноябре того же года признать помощь Ирана и оказать ему экономическую помощь открыли путь для поставок новых самолетов. В качестве компенсации за американские истребители Mohawk, изъятые в 1941 году, обсуждалось выделение по меньшей мере 10 двухмоторных учебно-тренировочных самолетов Oxford, но в конце концов было решено поставить вместо них 15 бывших самолетов RAF Avro Ansons (почти наверняка: NK405, NK406, NK419, NK422, NK423, NK452-454, NK457, NK458, NK510-512, NK515 и NK516). Они были отправлены в Иран в мае-июне 1944 года и были приписаны к 1-му бомбардировочному полку IIAF в Дошан-Теппе.

Боевое расписание IIAF, декабрь 1943 г.
Авиаполк в Исфахане: 16 Hawker Hind (из которых 8 были в отдельном подразделении в Ширазе) и 7 Tiger Moth;
Авиаполк в Тегеране: 10 Hawker Audax, 27 Hawker Hind, 11 Hawker Fury и 18 Tiger Moth
Школа летной подготовки в Тегеране: 15 Hawker Audax, 1 Hawker Fury и 39 Tiger Moth
Отдельная авиагруппа: 3 Oxford, 1 Hurricane, 1 Praga, 1 Curtiss Fledgling, 1 RWD-13 (по-видимому, все еще зарегистрированный SP-BNY), 2 Junkers (вероятно, W 33) и 1 Dragon Rapide (в найме у Министерства почты/Государственных авиалиний Ирана);
Авиационный парк и подразделение технического обслуживания, Тегеран: 11 Audax, 6 Hawker Hind, 4 Hawker Fury и 14 Tiger Moth.

После 1943 года в боевых действиях Второй мировой войны в качестве добровольцев в составе британских Королевских ВВС и авиации Красной Армии участвовали всего несколько иранских летчиков и авиамехаников.

Гражданская авиация.
Самолет Praga E.114 Air Baby был куплен частным лицом в Иране перед войной и передан IIAF незадолго до декабря 1943 года. Позже IIAF, в свою очередь, передали его аэроклубу Ирана. Аэроклуб пользовался государственной субсидией на подготовку пилотов для IIAF и предлагал бесплатное обучение для квалифицированных специалистов из числа иранских подданных. Эта правительственная организация безрезультатно вела переговоры с Miles Magisters и другими фирмами в Великобритании в начале 1940 года, а затем обратилась к США, где иранская миссия заказала 25 легких самолетов Cloudsters Rearwin 8125. Cloudster был двухместным высокопланом. Майор Афгами должен был контролировать производство и лично попилотировать каждый самолет перед поставкой. Все они были отправлены в Иран в период с октября 1940 по январь 1941 года и были зарегистрированы с бортовыми номерами от EP-ABF до EP-ACD (с/н 841-865).
Деревянные контейнеры, в которых были отправлены Cloudsters Rearwin, были сконструированы таким образом, чтобы после прибытия их можно было легко переоборудовать в казармы. Пилот Гарри Б. Тейлор сопровождал самолеты до Тегерана и с 1941 по февраль 1945 года был нанят правительством по контракту на обучение и техническое обслуживание самолетов аэроклуба. Сообщалось, что на левой стойке крыла по крайней мере одного самолета был установлен пулемет, предположительно, в учебных целях. К 1945 году все 25 высокопланов все еще находились на вооружении.
Один из самолетов Dragon Rapides Иранской государственной авиакомпании потерпел крушение в 1939 году, а заказанная замена так и не была доставлена. После 1941 года все гражданские полеты строго контролировались, и, похоже, британские Королевские ВВС присвоили иранским Dragon Rapides серийные номера HK915, 916 и 917. Оставшаяся в строю пара этих машин поредела до единственного экземпляра после аварийной посадки второго в апреле 1943 года. В августе 1944 года в Иран были доставлены три бывших английских транспортных самолета RAF DH 89 Dominie, HG707, HG710 и HG711 (c/н 6692, 6695 и 6696). Все они в конечном итоге были добавлены к небольшому парку Иранских государственных авиалиний, которые были преобразованы в авиакомпанию Skerkat Shami Havapeimace Iran, и были зарегистрированы под бортовыми номерами EP-AAD, от "E" до "T". В декабре 1944 года группой иранских инвесторов была основана авиакомпания Iranian Airways. Эту компанию, которая начала работать без государственной субсидии, возглавлял Г.Х. Эбтехадж. Iranian Airways открыла ограниченное авиасообщение между Тегераном и Мешхедом 31 мая 1945 года, а позже начала сотрудничать с американским авиаперевозчиком Trans World Airlines (TWA).
Во время войны Франция, Великобритания, США и СССР осуществляли регулярные полувоенные авиаперевозки в Тегеран. Флагман гражданской авиации СССР "Аэрофлот" использовал на маршруте Тегеран-Москва самолеты Ли-2 (DC-3), а с января 1945 года - C-47. Они также выполняли рейсы (без иранского разрешения) между Тегераном и Тебризом, Пехлеви и Машадом. Государственная авиакомпания Великобритании BOAC выполняла рейсы Тегеран-Каир до сентября 1945 года, а Air France летала два раза в месяц между Тегераном и Парижем. Pan American начала выполнять рейсы Каир-Хаббания-Басра-Тегеран в июне 1942 года, а транспортные борты ВВС США осуществляли нерегулярные полеты в Тегеран до сентября 1945 года.


Новая авиатехника поступила в Иран в 1946-47 годах в лице большого количества британских Hurricane Mk IIC. На фото - самолет № 2-13.

Имперские Военно-воздушные Силы Ирана после войны.
В ночь на 18 сентября 1945 года советские военные вернули аэродром Кила-Мурга под контроль Ирана. Однако Советы продолжали использовать часть летного поля и три ангара для своей авиакомпании, пока не переехали в Мехрабад в конце 1945 года. Аэродром в Мехрабаде был передан под иранский контроль британскими Королевскими ВВС 15 октября и стал гражданским аэропортом Тегерана, хотя и оставался под военным управлением.
В конце 1945 года силами IIAF была осуществлена воздушная поддержка карательной экспедиции против курдов, и небольшой отряд неновых самолетов британского производства Avro Anson и Hawker Hind был направлен в Керманшах для выполнения задач по взаимодействию с армией. "Энсоны" оказались неэффективными в горной местности, где проходили операции, но "Хинды" использовались для бомбометания с пикирования и бреющего полета. Оперативная часть Иранских военно-воздушных сил теперь состояла из бомбардировочного полка в Кила-Мурге с самолетами Avro Anson и разведывательного полка в Дошан-Теппе с Hawker Hind и Hawker Audax.
Новая авиатехника поступила в 1946-47 годах в виде большого количества английских боевых самолетов Hurricane Mk IIC, включая пару учебных "спарок", а в 1949 году IIAF начали получать американские машины. Поставки в рамках Американской программы кредитования вооружений, согласно окончательной редакции, должны были включать 60 истребителей Republic P-47 Thunderbolt, семь транспортных самолетов Douglas C-47 Skytrain, 36 самолетов связи Piper L-4 Cub, а также 15 учебно-тренировочных Stearman PT-13D Kaydet и 30 North American AT-6D Texan того же назначения. Пятнадцать P-47 при этом предполагалось разобрать для использования на запчасти.
Иранские пилоты начали обучение на P-47 в Западной Германии осенью 1948 года. Однако первыми поставками стали семь C-47, прибывшие в Иран ориентировочно 1 апреля 1949 года. Партии P-47 последовали осенью 1949 года. Американская помощь включала техническую поддержку, а 24 иранских курсанта прошли подготовку с американскими инструкторами. Ряд сотрудников IIAF также были направлены в Великобританию для технической подготовки.
В начале 1950 года бомбардировочная эскадрилья в Исфахане, которая ранее эксплуатировала старые Avro Anson, уже не располагала боеготовыми самолетами. В Кила-Мурге базировались два истребительных полка, один из которых имел на вооружении 30 истребителей "Харрикейнов" и два двухместных учебно-тренировочных самолета "Харрикейн", другой - 56 P-47 "Тандерболтов". Разведывательные эскадрильи № 1 и 2 располагали 25 "Хиндами", семью "Аудаксами", 12 Tiger Moth и двумя "Энсонами", распределенными между аэродромами в Дошан-Теппе, Тебризе, Мешхеде, Ахвазе, Ширазе и Исфахане. Транспортная эскадрилья оперировала семью С-47. Школа подготовки пилотов имела в своем распоряжении 17 Tiger Moth, пять Avro Anson и четыре "Аудакса". Кроме того, были выведены из эксплуатации 17 Tiger Moth, 15 "Аудаксов", семь "Хиндов", пять Avro Anson, три Р-47, два "Оксфорда" и два "Харрикейна", а 36 самолетов связи L-4 прибыли, но еще не были собраны. 15 PT-13D и 30 AT-6D все еще значились в заказе.
Хотя старые, давно служившие самолеты Hawker Audax, Hind и Furу некоторое время еще использовались в качестве учебно-тренировочных, прибытие американских самолетов ознаменовало конец целой эпохи для IIAF.


Двухместный Hawker Hurricane Trainer, номер 2-31.
Previous post Next post
Up