Cessna 750 Citation X - турбовентиляторный двухмоторный дальнемагистральный средний административный самолёт, разработанный компанией Cessna Aircraft Company. В настоящее время является самым быстрым гражданским, а также деловым самолётом, максимальная скорость 993 км/ч (0,935 М). Производится в Уичито, Канзас. Построено более 330 самолетов.
снаружи
внутри
ДжэтЭкспо-2007 в фотографиях Сергея Рябцева. Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Самолет, который мы рассматриваем это Cessna 750 Citation X с регистрационным номером OE-HAL и заводским 750-0259. Построен в 2006 году и летает в JetAlliance.
Cessna Citation X - административный самолёт (лёгкий реактивный самолет для малого бизнеса), разработанный американской фирмой Cessna Aircraft Company. Cessna анонсировала Citation X в октябре 1990 на годовом собрании NBAA. Двигатель проверялся на Citation VII с 21 августа 1992. Стыковка фюзеляжа прототипа с крылом была проведена в июне 1993.
Первый полет был осуществлён 21 декабря 1993 года в 4.42 пополудни. За штурвалом были Doug Hazelwood и Ken Kimball. Суммарное время полёта составило 45 минут. Два последующих опытных самолета, осуществили первый полёт 27 сентября 1994 года и 11 января 1995 года. Вместе, они налетали более чем 3000 часов, прежде, чем FAA сертифицировала самолет 3 июня 1996 года. Первоначально сертификация предполагалась в августе 1995 года, но изменение веса полезной нагрузки привело к задержке.
Citation X выполнен по той же схеме, что и средние машины семейства Citation, но отличается крылом со стреловидностью 37° по линии четвертей хорд. Место соединения крыла с фюзеляжем закрыто большим обтекателем, внутри которого размещается большая часть из 5900 кг топлива, имеющегося на борту. Задние кромки крыла заняты трехсекционными закрылками и элеронами, а практически весь размах передних кромок занимают двухсекционные предкрылки. Хвостовое оперение Т-образное, фюзеляж имеет круглое сечение с усиленной конструкцией "повышенной живучести" в районе гермокабины, каждая из стоек шасси оснащена сдвоенными пневматиками. Кабина экипажа рассчитана на двух человек и оснащена авионикой на основе системы Honeywell Primus 2000.
Благодаря двигателям от компании Rolls-Royce и замечательной аэродинамике, Cessna Citation X стал одним из самых экономичных самолетов в истории бизнес-авиации. Самый быстрый в мире бизнес-джет одновременно является и самым продвинутым в плане аэродинамики. В результате его расход топлива сопоставим с гораздо более медленными самолетами этой весовой категории, способными перевезти меньшее количество пассажиров.
При проектировании этого самолета особое внимание было уделено именно разработке идеальных аэродинамических качеств: каждый контур и каждый выступ корпуса был сконструирован таким образом, чтобы минимизировать его сопротивление воздушному потоку, увеличить скорость и эффективность самолета.
Крыло самолетов семейства Cessna Citation X отклонено назад под углом в 37 градусов: это больше, чем у любого другого бизнес-джета. Тем не менее, он имеет исключительную устойчивость при взлете и посадке, а уникальная форма крыла позволяет ему значительно снизить сопротивление воздуху и дополнительно сократить расход топлива.
Дизайн интерьера салона Cessna Citation X может быть полностью индивидуальным, выполненным с учетом всех пожеланий заказчика. Можно выбрать цвет и качество кожи, ткани, древесины, других отделочных материалов, выбрать свой вариант расположения перегородок салона, кухонного блока, размещения бортпроводника, узла связи и других необходимых элементов. Обширное пространство внутри самолета дает возможность реализовать любые дизайнерские фантазии.
Поставки самолета начались в августе 1996 с передачи первого самолета (номер 003) легенде гольфа Арнольду Палмеру. В феврале 1997 года группе разработчиков Citation X была присуждена награда Национальной Воздухоплавательной Ассоциации как первому коммерческому самолету в истории США, достигнувшему крейсерской скорости 0,92 М". 2500-ая Cessna Citation была Citation X, поставленная 10 сентября 1997 года.
В течение Reno Air Races в сентябре 1997, Citation X устанавливает рекорд скорости на 5000 км замкнутом маршруте равный 876 км/ч. Кроме того, через 3 года, 14 июля 2000 года этот рекорд был побит на самолете того же типа. J. Stephen Fossett и Darrin L. Adkins (США) установили рекорд скорости при полете по замкнутому маршруту длиной 5000км без груза в классе C-1h (турбореактивные самолеты со взлетной массой от 12т до 16т). Они стартовали с аэродрома Alamosa на самолете Cessna 750 Citation X (N377SF) с двигателями Rolls-Royce AE3007C. Рекорд составляет лишь 921км/ч.
В том же году на том же самолете эти же пилоты установили рекорд скорости при полете вокруг света в классе C-1h (полет проходил с промежуточными посадками и при расчёте скорости учитывалось только летное время. При полете по маршруту Los Angeles-Hamilton-Agadir-Luxor-Calcutta-Nagasaki-Midway Island-Los Angeles, завершившимся 16 февраля 2000 года, средняя скорость составила 901,07км/ч.
Рекорд скорости в классе C-1h при полете на запад на том же самолете 24 ноября 2000 года установили J. Stephen Fossett, Alexander M. Tai и Pierre F. d'Avenas. Средняя скорость при полете по маршруту Cabo San Luca, Kona, Majuro, Palau, Singapore, Male, Nairobi, Abidjan, Fortaleza, Barranquilla, Cabo San Luca составила 805,59км/ч
В декабре 1997 года Cessna расширила свою пятилетнюю гарантию. 22 мая 1998 года первая Citation X была поставлена Канадскому заказчику.
50-ая Citation X была поставлена в августе 1998 года Executive Jet Aviation, и 23 декабря 1999 года руководитель Cessna Russ Meyer вручил ключи от Citation X c серийным номером 100 Ted Townsend - президенту Townsend Enigneering. К октябрю 1999 самолёты Citation X налетали больше чем 80000 часов.
17 января 2012 года состоялся первый полет прототипа нового делового самолета Citation Ten (Cessna 750 Citation X+) производства американской компании Cessna. Впервые самолет бизнес-класса Cessna Citation Ten был представлен в 2010 году. По сути, это прямой потомок модели Citation X, заслужившей мировое признание.
Кабина. Средства отображения полетной информации состоят из пяти дисплеев: по одному основному индикатору полетных данных и многофункциональному индикатору у каждого члена экипажа и одного центрального индикатора системы EICAS (Engine Indication and Crew Alerting System).
Крупнее центральный пьедестал.
С видом наружу.
Еще более общий вид.
Салон. Салон самолета - предмет особой гордости разработчиков этой модели Cessna: самый широкий, самый просторный и необыкновенно красивый. Мягкие и упругие кресла, удобные подголовники и подлокотники, достаточно пространства и для того, чтобы провести кресло в горизонтальное положение для комфортного сна.
Длина салона - больше семи метров. Имеется просторное и отапливаемое багажное отделение, размером более двух кубических метров, подходящее и для крупногабаритного багажа.
Обустройство салона может иметь различные конфигурации. Наиболее распространенным вариантом является восьмиместный салон с мини-баром, просторным гардеробом для верхней одежды и ручной клади, туалетной комнатой и багажным отделением в хвосте судна.
ЛТХ Cessna 750
Экипаж: 2 человека
Пассажировместимость: 8-12 человек
Длина: 22,0 м
Размах крыла: 19,4 м
Высота: 5,8 м
Площадь крыла: 50 м²
Масса пустого: 9843 кг
Полезная нагрузка 6486 кг
Максимальная взлётная масса: 16375 кг
Масса топлива: 6 056 кг
Двигатели: 2 × ТРДД Rolls-Royce/Allison AE 3007C1
Тяга: 2 × 30,09 кН
Лётные характеристики
Максимальная скорость: 993 км/ч
Крейсерская скорость: 978 км/ч
Практическая дальность: 6 020 км
Практический потолок: 15 545 м
Скороподъёмность: 18,6 м/с
Нагрузка на крыло: 3,3 кПа