Перевод с англ. яз. обзорного материала о Воздушно-десантных войсках Красной/Советской Армии из журнала
Intelligence Bulletin, издававшегося в 1942-46 гг. Службой военной разведки США (Military Intelligence Service), опубликованного в номере за май 1946 г. Название статьи - "Geronimo! and the Red Army", имеется в виду боевой клич американских десантников-парашютистов (шире - всех парашютистов): "Джеронимо!", который, согласно традиции, они переняли от индейцев чирикауа-апачей, а те - от Мексиканской армии, взывавшей в бою к помощи Св.Иеронима. Иллюстрации с развернутыми подписями приведены в оригинальной публикации, остальные подобраны по контексту и соответствию описываемым событиям.
В статье есть ряд неточностей.
"Джеронимо!" и Красная Армия.
"Использование парашютистов - это высокое искусство, которое Красная Армия развивает не как спорт, а как средство воспитания личного мужества и как важную основу нашей военной мощи" (маршал Ворошилов, 1935 год).
Задолго до того, как американские солдаты начали выбрасываться из самолетов с парашютами, выкрикивая: "Джеронимо!", в СССР уже существовало большое количество подготовленных воздушных десантников. В 1930 году Советский Союз начал экспериментировать с высадкой парашютных десантов, а в 1935 году представил миру массовый прыжок 1 200 красноармейцев на маневрах в районе Киева.
Учитывая тот факт, что Советский Союз был новатором в развитии воздушно-десантных войск как отдельного ударного подразделения, отказ русских активно использовать воздушно-десантные войска во Второй мировой войне несколько удивляет. Десантники использовались мало, и высадки русских парашютистов нередко заканчивались трагическим поражением.
Красная Армия не использовала десантников в крупных масштабах в качестве элитных ударных подразделений сухопутных войск в стандартных наземных боевых действиях, за исключением высадки двух бригад в 1943 году. Обе бригады были почти полностью потеряны в ходе этой операции. Неудачу в этом случае объяснили тем фактом, что солдаты были неадекватно вооружены, а также недостаточной подготовкой пилотов, совершавших высадку парашютистов. Солдаты были сброшены со слишком большой высоты и широко рассеялись при приземлении. Сброс вооружения и снаряжения также потерпел неудачу.
Тот факт, что русские мало использовали воздушно-десантные войска, может быть объяснен несколькими факторами. Во-первых, ощущалась острая нехватка самолетов, которые были необходимы для других целей, и не хватало экипажей, обученных высадке воздушного десанта. Также в критические периоды до 1944 года существовала необходимость использовать солдат-десантников в качестве элитной пехоты в чисто наземных операциях, и воздушно-десантные части понесли очень высокие потери в ожесточенных боях, что сократило наличие опытного десантного состава. Еще одной причиной была неправильная регистрация при мобилизации солдат-резервистов, ранее прошедших парашютно-десантную подготовку на действительной службе, в результате чего многие были направлены в подразделения других родов войск.
Другие боевые операции, выполняемые десантниками Красной Армии, были, как правило, небольшого масштаба. Считается, что небольшие парашютные подразделения придавались общевойсковым армиям для осуществления разведывательно-диверсионных задач. Небольшие группы солдат использовались для сотрудничества с партизанскими отрядами в тылу врага, а целая бригада была высажена под Смоленском в 1941 году в тылу немцев. Многие из личного состава при этой высадке были одеты в гражданскую одежду, и ожидалось, что они будут действовать как партизаны.
Перед Второй мировой войной Советский Союз пытался использовать солдат-десантников в Финской войне, но успехом это не увенчалось. При захвате Бессарабии в 1939 году десантники численностью до полка двухбатальонного состава, всего около 2000 человек, были выброшены авангардом на пути продвижения основных сил Красной Армии для обеспечения безопасности ключевых пунктов.
Дальше этих небольших усилий русские не пошли. Из того, что советское командование мало и недостаточно активно использовало десантников в воздушно-десантных операциях, не следует делать вывод, что Советы не считают их представляющими особую военную ценность. Напротив, существует много фактов, из которых можно сделать противоположный вывод. Эксперименты в этой области все еще продолжаются, и солдаты-десантники считаются элитным родом войск. В 1945 году советская газета "Известия" опубликовала длинную статью о прыжке подполковника Аминтаева с высоты более 34 000 футов. В той же статье этому офицеру засчитывается в общей сложности 1 643 прыжка. В статье говорилось, что подполковник Аминтаев совершил, согласно его собственным воспоминаниям, поразительное количество прыжков за один день - 53 прыжка, чтобы проверить возможности человеческого организма.
Подполковник
Аминтаев Наби Аминович.
ОСОБЫЕ ПРИВИЛЕГИИ ДЛЯ ДЕСАНТНИКОВ.
Как и в нашей армии, десантники в Красной Армии пользуются статусом отборных частей, особыми привилегиями и получают дополнительные выплаты. Некоторые сформированные воздушно-десантные части получили статус "Гвардейских". Почетное наименование "Гвардия" обычно присваивается частям только после того, как они особенно отличились в бою. Однако в случае с воздушно-десантными бригадами, сформированными в ходе войны, звание "Гвардейских" было присвоено при их организации.
В дополнение к физическим способностям, русские десантники должны иметь безупречное с точки зрения коммунистической идеологии происхождение, и большой процент из них являются членами Коммунистической партии или комсомола (Коммунистической организации молодежи). Все те, кто в ходе обучения проявляет недостаток силы воли, немедленно переводятся в пехотные части.
По большей части солдаты-десантники очень молоды. Офицеры старше солдат, но все же являются младшими по возрасту офицерами в Красной Армии. Уровень образования личного состава воздушно-десантных бригад выше, чем у пехоты. Согласно установленным правилам, рядовой состав должен иметь 5-классное образование, а офицеры - 7-10-классное. По стандартам США это может показаться низким показателем, но по стандартам среднего уровня Красной Армии это довольно высокая планка.
Дополнительное денежное вознаграждение, получаемое солдатом-десантником Красной Армии, зависит от количества выполненных прыжков. За первый прыжок выплачивается дополнительное вознаграждение в размере 25 рублей. За прыжки со 2-го по 10-й выплачивается сумма в размере 10 рублей за каждый прыжок. Прыжки с 11-го по 25-й оплачиваются из расчета 25 рублей за прыжок.
Прыжки в боевых условиях компенсируются по более высокой шкале. Офицеры получают вознаграждение в размере месячного жалованья за каждый боевой прыжок, в то время как сержанты получают 500 рублей, а рядовые - 300 рублей.
Для того, чтобы премиальные можно было сравнить с обычными ставками оплаты, следует указать, что жалованье рядового Красной Армии составляет 600 рублей в год, или примерно 120 долларов. Солдат в звании, звание, аналогичном рядовому первого класса (Армии США), получает 1000 рублей в год, или примерно 200 долларов. Сержант получает 3 000 рублей в год, или примерно 600 долларов. Таким образом, за боевой прыжок в воздушно-десантных войсках сержанту платят эквивалент 100 долларов, рядовому - 60 долларов, или полугодовое жалованье. Старший лейтенант, получающий 7 700 рублей в год, или примерно 1 500 долларов, получал бы за боевой прыжок месячное жалованье, или примерно ту же сумму, которую рядовой получал бы в качестве обычного годового жалованья.
Десантники также пользуются привилегиями в плане питания. Военнослужащие воздушно-десантных бригад обеспечиваются лучшим пайком, чем в целом по Красной Армии.
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ.
Курс подготовки небесных солдат Красной Армии длится примерно 4 месяца. В течение этого периода солдат проходит большую регулярную пехотную подготовку, получает значительный объем знаний и навыков по владению оружием, тактике, сигналом и связи, чтению карт, инженерной подготовке, артиллерийской подготовке, газовой подготовке и маневрированию. Парашютная подготовка проводится на втором, третьем и четвертом месяцах учебного курса. Каждый боец совершает пять или шесть прыжков, прежде чем его считают подготовленным парашютистом, хотя после первого прыжка ему вручают значок десантника. Первые три прыжка можно совершить с аэростата, а остальные - с самолетов.
Специальной десантной школы, подобной нашей в Форт-Беннинге, в СССР нет, и обучение проводится на базе части и подразделения. Однако существует специальный учебный центр для офицеров, где курс длится от 5 до 6 месяцев. Там офицеры получают подготовку в соответствии с их рангом и обязанностями. Интересно отметить, что некоторые обычные сухопутные офицеры также обучаются в этих школах, а на курсах командиров взводов офицеры сухопутных войск проходят подготовку на том же уровне, что и сержанты воздушно-десантных бригад. Этот факт снова говорит о более высоком уровне воздушно-десантных войск.
Обучение проходит гораздо больше офицеров, чем необходимо по штатам, чтобы можно было сделать определенный отбор лучших офицеров, и часто обнаруживается, что офицеры, командовавшие пехотными батальонами, становятся командирами рот в воздушно-десантных войсках.
Командир 4-го воздушно-десантного корпуса полковник Александр Федорович Казанкин и старший комсостав принимают доклад разведчика, февр. 1942.
Физическое состояние солдат хорошее. Почти без исключения они могут выдержать дневной марш в 50 миль. Дисциплина строгая.
По окончании периода обучения проводятся крупномасштабные боевые учения, в которых принимают участие несколько бригад.
ОРГАНИЗАЦИЯ.
В составе гвардейских воздушно-десантных бригад воздушно-десантных войск (их сокращенное обозначение в Красной Армии - "ВДВ") батальон является основной тактической единицей. Батальон состоит из трех стрелковых рот по 115 человек в каждой, одной пулеметной роты численностью 89 человек, одной батареи траншейных минометов численностью 92 человека, одной противотанковой роты численностью 112 человек и располагает по одному взводу саперов, связистов и разведчиков. Общая численность батальона составляет 699 человек.
Каждая стрелковая рота ВДВ состоит из четырех взводов по три отделения в каждом. Три взвода - стрелковые, а четвертый - пулеметный или минометный. Минометная рота оснащена шестью 82-миллиметровыми минометами.
Бригада ВДВ состоит из четырех батальонов организации, описанной выше, плюс штаб, включающий химический взвод, медицинское отделение и оркестр. Численность бригады ВДВ составляет от 3500 до 4200 человек.
Офицеры, сержанты и некоторые отборные солдаты вооружены автоматами. Офицеры также вооружены пистолетами. Остальные бойцы, за исключением особых "снайперов, вооруженных специальными снайперскими винтовками, вооружены винтовками или карабинами. Ручные гранаты выдаются в неограниченном количестве.
Каждая стрелковая рота оснащена девятью ручными пулеметами и тремя 50-миллиметровыми минометами.
"ПРИГОТОВИТЬСЯ К ПРЫЖКУ!"
Оперативные прыжки совершаются ночью. В особо срочных случаях небольшими группами бойцов могут совершаться дневные прыжки, но этого не делают, если этого можно избежать. Высота составляет от 500 до 1000 футов для дневных прыжков и от 1 300 до 1 900 футов ночью.
Время, необходимое для выброса парашютистов, зависит от типа используемого самолета и степени подготовки личного состава. Перед десантированием карабины стабилизирующих парашютов пристегиваются к тросу, натянутому вдоль салона. С самолета одного типа можно сбросить 18 человек за 18-20 секунд, хотя русские подчеркивают, что плохо обученным людям может потребоваться до 90 секунд, чтобы покинуть самолет. На самолете другого типа 15 хорошо обученных бойцов могут быть сброшены за 5-7 секунд. Некоторые советские самолеты, используемые для десантирования с воздуха, оборудованы двумя дверями, и с обеих сторон салона самолета протягиваются тросы.
Парашюты, используемые рядовыми, обычно представляют собой квадратные хлопковые куполы площадью около 70 квадратных ярдов. Они раскрываются полуавтоматически, а также оснащены вытяжным кольцом для экстренного использования. Рядовые не пользуются запасными парашютами.
Офицеры используют круглый купол, также из хлопка, примерно той же площади, что и у рядовых. Он также оборудован как для ручного, так и для полуавтоматического управления. Однако офицеры оснащены запасным парашютом из шелка.
На тренировках используется парашют ПД-6. Этим же парашютом пользуются офицеры. Однако для оперативных прыжков используется квадратный парашют ПД-41, поскольку с нем можно прыгать с гораздо меньших высот, чем с ПД-6, из-за его более быстрого раскрытия.
Выстроенные для проверки перед прыжком, эти солдаты Красной Армии одеты в обычную форму пехоты. Можно заметить несколько типов парашютов. Как правило, рядовые не используют запасные парашюты, за исключением квалификационных прыжков.
Квадратный купол парашюта Красной Армии оснащен "килем", который устанавливается десантником для поворота парашюта по ветру и уменьшает колебания или раскачивание, создавая, таким образом, очень устойчивый парашют.
Хлопчатобумажный купол с грузоподъемностью около 250 фунтов является парашютом для сброса снаряжения. Другие виды парашютов используются для десантирования спецтехники.
Форма солдата ВДВ такая же, как и у обычной пехоты Красной Армии, хотя десантникам выдается только новое обмундирование. Существует также специальная парашютно-десантная куртка с меховым воротником, покрытая водонепроницаемой тканью.
Советы следующим образом рассматривают задачи воздушно-десантных войск: поддержка продвижения своих войск; перерезание путей отступления противника; блокирование резервов противника; изоляция или уничтожение штабов противника и тыловых эшелонов; захват ключевых пунктов; формирование плацдармов; захват штабов и аэродромов; защита морских десантов путем обеспечения безопасности участков береговой линии.
Для небольших групп задачами считаются выполнение разведки, диверсионная работа и поддержка партизанских отрядов.
Большое внимание уделяется взаимодействию воздушно-десантных групп с партизанами. Ожидается, что десантники сами будут действовать как партизаны, когда основная задача будет выполнена. Нередко основным заданием может быть усиление партизанских групп или исключительно партизанские операции.
ЗИМНЯЯ ВОЙНА.
Советы отмечают, что широкомасштабное применение десантников может быть очень выгодно использовано зимой, особенно в лесах и горной местности. С этой целью многие подразделения ВДВ проходят соответствующую подготовку и оснащаются лыжами. Лыжи и санные тележки сбрасывают вместе с бойцами или позже на месте сбора подразделения.
Войска ВДВ обучены использовать снежный покров и сильные морозы для выполнения своей боевой задачи. Акцент делается на том факте, что силы безопасности предполагаемого противника зимой обычно размещаются вдоль дорог, таким образом десантники, экипированные лыжами, могут совершать быстрые и неожиданные нападения на фланги основных сил.
Войска предупреждены о повторном использовании одного и того же маршрута. Они обучены возвращаться по своему собственному следу, устраивать засады, оставлять ложные следы, а также владеют другими способами скрыть свой истинный маршрут и конечный пункт назначения от обнаружения по следам лыж.
Войска ВДВ проходят обучение выживанию в условиях сильного холода и постройке своими средствам импровизированного укрытия. Их также обучают оказанию первой помощи в условиях сильного холода.
СБОР ПОСЛЕ ПРИЗЕМЛЕНИЯ.
Важнейшая составляющая всех парашютно-десантных операций, быстрый сбор подразделений на земле, предусмотрен в русских программах тренировки ВДВ. Чтобы свести рассеивание бойцов при выброске с парашютами к минимуму, принимаются чрезвычайные меры предосторожности. Чтобы легче сосредоточить десант при приземлении, первыми высаживаются более легкие люди, а более тяжелые - в последнюю очередь. Советы ожидают, что груз, сброшенный со среднего самолета, при нормальных условиях приземлится на площади примерно 200 на 100 ярдов.
Эти солдаты, обученные зимним боевым действиям и очень выносливые физически, отобраны для элитных воздушно-десантных подразделений. Все вооружены автоматами, хотя такое распределение оружия в воздушно-десантных бригадах не является обычным.
Десантники могут быть чрезвычайно эффективны при выполнении диверсионных заданий в тылу противника. Эти солдаты готовятся взорвать рельсы на линии снабжения противника после выхода на лыжах из зоны высадки. Советские солдаты проходят подготовку к зимним боевым действиям.
Обычный метод сбора подразделения таков: те, кто прыгают первыми, проходят 50 ярдов в направлении, в котором летел самолет. Последние прыгавшие, приземлившись, проходят 50 ярдов в противоположном направлении. В пути они обычно находят других приземлившихся. Советское командование предполагает, что таким образом собрать людей и груз, выброшенные с одного самолета, удастся примерно за 20 минут.
Обычно взводы сбрасываются с двух самолетов, которые летят близко друг к другу, чтобы свести к минимуму рассеивание и дрейф. Предполагается, что сбор взвода занимает 50 минут.
Сбор роты проводится с упором на то, чтобы не дать противнику определить место сбора. Перед прыжком командир роты информирует свою роту о районе сбора. Сразу после приземления командир роты направляется в этот район, где он оставляет бойца с инструкциями для взводов. Инструкции могут быть примерно следующего порядка: "3 мили, азимут 90 градусов. " На другом месте командир роты оставляет проводников.
Поскольку взводы собираются индивидуально под контролем командира взвода, боец, находящийся в зоне первоначального сбора, дает командиру взвода инструкции. Затем взвод переходит во вторую зону, где их встречает проводник и направляет к третьей и последней зоне сбора. В каждой из первых двух зон сбора проводники могут использовать затемненные световые сигналы, чтобы сообщить остальным бойцам о своем местоположении, но в третьей и последней зоне такой сигнал не подается. Эта процедура гарантирует от раскрытия информации о пункте сбора роты, если кто-то из бойцов попадет в плен.
Немецкая фотография 1942 г., якобы взятый в плен советский десантник.
Батальон обычно не собирается, но командир роты или его представитель направляется в заранее указанное место, откуда их направляют в штаб батальона. Там они получают приказы, в то время как их роты ждут в своих отдельных пунктах сбора или движутся в направлении, ранее указанном приказом по батальону. При определенных обстоятельствах рота может получить свой окончательный оперативный приказ перед прыжком, но это не являете обычной практикой, поскольку Советы прилагают все усилия, чтобы сохранить операцию в секрете. В некоторых случаях бойцам даже не сообщали, что они участвуют в операции, и до приземления они думали, что выполняют учебные задания.
Русские предполагают, что потребуется 4 часа, чтобы собрать весь батальон после высадки.
Поскольку в боевых операциях рассеивание обычно больше, чем при тренировочных маневрах, и упорядоченному сбору могут помешать чрезвычайные обстоятельства, сбор подразделений можно проводить по-другому. Для сбора могут быть разработаны специальные сигналы. Могут использоваться голосовые сигналы, специальные световые сигналы и все виды других сигналов, таких как дым, сигнальные ракеты и т.д.
Контейнеры со снаряжением сбрасываются, по возможности, в центре площадки для приземления. Грузы часто сбрасывают прежде чем бойцов, некоторые - без парашютов. Если груз не обнаружен в зоне высадки, бойцам приказано построиться в цепь с дистонией в 5 ярдов и прочесать территорию.
Эти бойцы парашютной части Красной Армии являются пулеметчиками и вооружены ручными пулеметами Дегтярева образца 1928 года. Некоторые виды оружия оснащены светошумовыми глушителями, в то время как пулемет в правом нижнем углу оснащен дульной насадкой.
После сбора подразделения обычно используется обычная пехотная тактика. Тактической единицей является батальон. Рота редко используется на самостоятельных зданиях.
НЕ ЗАБЫТО.
В настоящее время доступно мало информации о воздушно-десантных войсках Красной Армии. Какую роль планерные и воздушно-десантные части играют в организации советских вооруженных сил, все еще в значительной степени является предметом догадок. Известно, что в Красной Армии есть ресурсы для планерных частей. В 1935 году целая дивизия была переброшена по воздуху из Москвы во Владивосток. В рамках этой воздушной переброске было перевезено несколько легких танков. Немцы, похоже, верили, что Советы вводят легкий танковый батальон в состав новых бригад ВДВ.
Организация и роль русских парашютистов постоянно менялись с момента первого массового публичного прыжка в 1935 году. В последние годы Второй мировой войны новые бригады ВДВ были организованы на безе небольшой группы офицеров высшего ранга и нескольких ранее обученных десантников. Большинство последних были выписаны из госпиталей, где находились на излечении от ран, полученных в ходе обычных наземных боевых действий. С тех пор воздушно-десантные силы приняли меры для обучения новых людей и сохранения контроля над ними.
Советские десантники в беретах обр. 1967 г.
Постоянный интерес к этому роду войск проявлялся с момента организации бригад ВДВ. Вероятно, что в организации и тактике произойдут дополнительные изменения на основе небольшого военного опыта Советов по боевому применению десантников и имеющейся информации о воздушно-десантных операциях США и Великобритании.
Русские давно осознали потенциальные возможности "крылатой пехоты", раньше, чем другие страны. Маловероятно, что они будут пренебрегать оружием, которое показало свою высокую ценность в определенных ситуациях, как оборонительных, так и особенно наступательных. Вполне вероятно, что воздушно-десантные войска останутся элитным подразделением Красной Армии и силой, которую следует трезво рассматривать при любой оценке советского военного потенциала.
См. также:
Пехотинец Красной Армии глазами военной разведки США, 1946 г. Советская кавалерия глазами военной разведки США, 1942.