Ка-52 «Аллигатор» (изделие «800.06», по кодификации НАТО - Hokum B) - российский разведывательно-ударный вертолёт нового поколения. Машина способна поражать бронированную и небронированную технику, живую силу и воздушные цели на поле боя. Представляет собой дальнейшее развитие вертолёта Ка-50 «Чёрная акула».
До прекращения серийного производства Ка-50 в 2009 году в качестве специфики боевого применения Ка-52 предусматривалось выполнение им задач командирской машины армейской авиации, осуществляющей разведку местности, целеуказание и координацию действий группы боевых вертолётов. Помимо выполнения разведывательно-боевых функций, Ка-52 может выполнять роль учебно-тренировочной машины. Построено около 170 единиц...
Снаружи
Внутри
В полете
Дубайский авиасалон-2021 . Все, что у меня есть по Ка-52 И на статике и в летной программе мы могли увидеть Ка-52 с номерами 35383000001 Вертолетов России. На него мы и посмотрим...
События в экономике страны на рубеже 1980-1990 годов и в последующие годы значительно затормозили программу разработки нового вертолета В-60. В связи с этим Генеральный конструктор ОКБ им Н.И. Камова С.В. Михеев принял решение о перенесении комплекса разведки и целеуказания на модификацию уже запущенного в серийное производство Ка-50, которая, с учетом сохранения на ней системы вооружения, могла бы использоваться не только для разведки, но и для ведения самостоятельных боевых действий, в частности, ночью и в ограниченно сложных метеоусловиях.
Для управления комплексом оптико-электронного и радиолокационного разведывательного оборудования потребовался второй член экипажа. Его решено было разместить рядом с пилотом, а не друг за другом, как принято на большинстве армейских боевых вертолетах мира. Размещение двух членов экипажа рядом должно было облегчить их взаимодействие, особенно на таких сложных режимах, как полет на предельно малых высотах. Кроме того, исключалась необходимость дублирования ряда приборов.
Первый вариант двухместной разведывательно-ударной модификации Ка-50, представленный в сентябре 1994 года макетной комиссии, был выполнен с максимально возможным использованием агрегатов и деталей серийной машины. Так, остекление кабины собиралось из готовых элементов, применяемых на Ка-50. Широкая кабина с угловатыми очертаниями ухудшала обтекаемость вертолета и увеличивала его радиолокационную заметность.
Поэтому такой вариант (его полноразмерный макет демонстрировался на МАКС-95) был отвергнут макетной комиссией, которая рекомендовала переделать переднюю часть фюзеляжа двухместного вертолета, оснастив кабину новым остеклением. Подобная компоновка была выполнена к середине 1996 года, когда на опытном производстве фирмы "Камов" началось изготовление первого образца Ка-52.
Для постройки первого Ка-52 решено было использовать серийный Ка-50 01-02, носивший ранее бортовой № 021. У вертолета была демонтирована передняя часть фюзеляжа до шпангоута 18, вместо которой в стапеле началась сборка и пристыковка новой. Работы были завершены к ноябрю 1996 года, одновременно машину оснастили сразу несколькими обзорно-прицельными системами с целью выбора наиболее рационального варианта оборудования.
В таком виде Ка-52, окрашенный в черный цвет и получивший новый бортовой номер 061 ("изделие 806", 01), был впервые представлен журналистам 19 ноября 1996 года. Буквально накануне этого, пока только наземного показа, он обрел новое звучное имя "Аллигатор", которое крупными белыми буквами нанесли на левый борт фюзеляжа.
По заявлениям разработчиков, на 85% Ка-52 был унифицирован с серийным Ка-50. От него "Аллигатор" унаследовал силовую установку, несущую систему, крыло, оперение, шасси, среднюю и хвостовую части фюзеляжа. Главное отличие - новая передняя часть с двухместной кабиной, в которой члены экипажа размещаются рядом на катапультируемых креслах К-37-800 - таких же, как на Ка-50.
В кабину они попадают через откидывающиеся вверх створки фонаря. Ручки управления вертолетом есть как на левом месте, так и на правом. Приборное оборудование кабины стало новым - большую часть традиционных электромеханических указателей заменили жидкокристаллические дисплеи. Необходимая пилотажная и прицельная информация выводится также на ИЛС летчика. В распоряжении штурмана-оператора имеется бинокуляр-перископ оптической системы с большой кратностью увеличения, визир которой расположен в сферическом обтекателе под кабиной.
Перед колонкой несущих винтов на верхней поверхности фюзеляжа смонтировали ГОЭС "Самшит-Э" в подвижном шаре диаметром 640 мм. Она включала дневную телевизионную систему, тепловизор (французского производства), лазерный дальномер-целеуказатель и пеленгатор лазерного пятна.
Приходилось делать перерывы, чтобы не мешать фотографированию на фоне вертолета:-))
Наши люди всем помогают:-))
Кроме того, на первом экземпляре Ка-52 под носовым обтекателем фюзеляжа на поворотной (в пределах ±110°) установке была размещена круглосуточная обзорно-прицельная система "Ротор" с двумя оптическими окнами, в одном из которых устанавливался датчик французского тепловизора "Виктор" В дальнейшем вместо ОПС "Ротор" в доработанном носовом обтекателе предполагалось разместить часть модулей многофункционального радиолокационного комплекса "Арбалет", включая антенну обнаружения наземных целей.
Другую часть этого комплекса, предназначенную для обнаружения воздушных целей, планировалось установить в обтекателе над колонкой несущих винтов. Вооружение вертолета дополнили аналогично Ка-50Ш. Наличие в кабине второго рабочего места позволяет использовать вертолет для тренировок летчиков одноместных Ка-50.
Летные характеристики двухместного варианта по сравнению с Ка-50 несколько ухудшились Оборудование рабочего места штурмана-оператора и размещение ряда новых систем привели к увеличению взлетной массы с 9800 до 10400 кг, что при сохранении прежней силовой установки повлекло, например, уменьшение статического потолка с 4000 до 3600 м, а динамического - с 5500 до 5000 м.
Но фирма "Камов" повышает летные характеристики Ка-52 за счет применения более мощных двигателей ВК-2500 (ТВЗ-117ВМА-СБЗ) совместной разработки санкт-петербургского "Завода им. В.Я. Климова" и ОАО "Мотор Сич", развивающих мощность 2500 л.с на взлетном и 2700 л.с. на кратковременном чрезвычайном режимах.
Первый экземпляр Ка-52 в декабре 1996 года, еще до начала летных испытаний, был продемонстрирован на авиационной выставке "Аэро Индия-96" в городе Бангалор. После возвращения домой подготовка к первому вылету была возобновлена 25 июня 1997 года, вертолет поднял в воздух летчик-испытатель А. Смирнов.
Несмотря на неполное финансирование проекта, работы по созданию "Аллигатора" не прерывались. Летные испытания винтокрылой машины, начавшиеся летом 1997 года, потребовали от конструкторов внесения ряда изменений как в конструкцию, так и в приборное оснащение.
Так, например, была существенно переработана геометрия носовой части фюзеляжа, что позволило довести аэродинамику вертолета до уровня Ка-50. Теперь немного потяжелевший Ка-52 способен выполнять тот же самый набор уникальных фигур пилотажа. К ним относится, например, "воронка": вертолет перемещается в боковом полете по широкому кругу над наземной целью с наклоном вниз и с точным прицелом на нее. Что позволяет эффективно уклоняться от средств ПВО.
Доводка Ка-52 до его нынешнего уровня, можно сказать, идеального командно-ударного вертолета продолжалась до 2006 года. В 2008 году началось серийное производства "Аллигатора". На вооружение армейской авиации он поступил в 2011 году. На настоящий момент в ВВС России эксплуатируются 68 этих вертолетов. Согласно контракту с Оборонпромом ОКБ Камова поставит в российскую армию 146 "Аллигаторов". 32 из них будут иметь корабельную модификацию Ка-52К.
Главным отличием Ка-52 от Ка-50 является мощная авионика. По мере продвижения изделия от опытного образца к серийно выпускающимся вертолетам она постоянно улучшалась по мере разработки новейших средств навигации, разведки, целеуказания и противостояния средствам наведения противника.
На Ка-52 установлен многофункциональный комплекс пятого поколения "Аргумент-2000", который является базовым комплексом для семейства аппаратов марки "Ка" различного назначения. "Аргумент-2000", также известный как БРЭО-52, базируется на интерфейсе ГОСТ Р 52070-2004 (эквивалент стандарта Mil-Std-1553B).
"Аргумент-2000" отличается от своих предшественников открытой архитектурой построения. К числу унифицированных частей комплекса относятся БЦВМ "Багет-53", пилотажно-навигационный комплекс ПНК-37ДМ, обзорно-пилотажная система круглосуточного действия ТОЭС-520, бортовой комплекс связи БКС-50, комплекс обороны и другие. Вся необходимая информация в кабине выводится на многофункциональные цветные индикаторы и нашлемные индикаторы летчиков. Управление бортовым оборудованием у каждого пилота сосредоточено на многофункциональном пульте и на рукоятках рычагов управления вертолетом.
В состав комплекса "Аргумент-2000" в качестве подкомплекса входит двухканальная РЛС РН01 "Арбалет-52", разработанная компанией "Фазотрон-НИИР" специально для Ка-52 и впоследствии примененная на Ка-60. Серийное производство началось в 2011 году. Канал РЛС с носовой антенной и большой апертурой служит для поиска и атаки целей, а также для выполнения низковысотного полета в сложных погодных условиях. Другой канал РЛС с надвтулочной антенной и меньшей апертурой обеспечивает круговой обзор в интересах противоракетной обороны вертолета и общего контроля воздушной обстановки.
"Арбалет" способен сопровождать на проходе до 20 целей. При этом танк обнаруживается на расстоянии 12 км, штурмовик - 15 км, ракета "Стингер" - 5 км. РЛС предупреждает о приближении препятствий типа проводов ЛЭП за 500 м. При этом погрешность измерения расстояния до цели не превышает 20 м, а угловые погрешности - до 12 минут. "Арбалет" обслуживает прицельную и навигационную системы, участвует в противоракетной защите, предупреждает о препятствиях и опасных метеообразованиях.
Пилотирование Ка-52 днем и ночью осуществляется с использованием обзорно-поисковой системы (ОПС). Основу ОПС составляют ТОЭС-520, шарообразная головка которой размещена слева под носовой частью кабины экипажа, и нашлемная система целеуказания и индикации (НСЦИ). ТОЭС имеет тепловизионный и низкоуровневый телевизионный каналы, а НСЦИ - нашлемные микродисплеи. С их помощью пилоты могут круглосуточно осуществлять обзор местности, обнаруживать препятствия и ориентиры, производить посадку на необорудованные и неосвещенные площадки. Для выполнения низковысотного полета в сложных погодных условиях наряду с ТОЭС используется канал РЛС подкомплекса "Арбалет-52". Управление головкой ТОЭС производится автоматически от сигналов датчиков позиционирования, отслеживающих положения шлема пилота.
В носовой части вертолета установлена оптико-электронная система ГОЭС-451 Уральского оптико-механического завода, запущенная в производство в том же 2011 году. Оснащена ТВ-камерой (с широким и узким полем зрения), тепловизором, лазерным дальномером-целеуказателем, датчиком лазерного облучения и системой наведения ПТУР. А совсем недавно визуальную систему дополнили еще и системой ТОЭС-520, использующуюся для ночных полетов. В ней задействованы более чувствительные ТВ-камера и инфракрасная камера. Помимо этого пилоты оснащены очками ночного видения. ГОЭС-451 позволяет обнаруживать цели днем на расстоянии до 10 км, ночью - 6 км. Использование ТОЭС-520 улучшает эти характеристики.
Для обнаружения и атаки цели в сложных погодных условиях ГОЭС сопряжена с каналом РЛС подкомплекса "Арбалет-52". Изображение цели и окружающей местности индицируется на многофункциональных цветных дисплеях на приборной доске и дублируется на нашлемных микродисплеях НСЦИ. Управление головкой ГОЭС подобно управлению ТОЭС-520.
Все "щупальца" системы прицеливания и пилотирования (ИК, РЛС, ТВ, лазер) сведены к интегрированному бортовому комплексу электронного оборудования с открытой архитектурой "Аргумент-52". В распоряжении пилотов имеются пять цветных ЖК-дисплеев на приборной доске плюс один монитор меньших размеров между ног на месте левого летчика. Также имеется индикатор на фоне лобового стекла ИЛС-31 для левого пилота. В стадии внедрения находится система нашлемного целеуказания.
Вооружение Ка-52 размещается на шести узлах подвески под крыльями, пушка встроена в фюзеляж.
Вертолет оборудован системой катапультирования экипажа с предварительным отстрелом лопастей винта.
Стрелково-пушечное вооружение - 30-мм автоматическая пушка 2А42 (аналогичная штатной пушке БМП-2) с боезапасом 500 выстрелов. Пушка подвижна в двух плоскостях, имеет селективное питание (способна применять разные боеприпасы по выбору оператора) и переменный темп стрельбы.
Управляемое ракетное вооружение включает ПТУР 9К113У "Штурм-ВУ" (на Ка-50 и прототипах - "Вихрь") с ракетами семейства "Атака". Используются 9М120−1 с тандемной кумулятивной БЧ (против бронетехники) и 9М120Ф-1 (фугасная с объемно-детонирующей смесью). Также против воздушных целей могут применяться ракеты "Игла-В".
Дальнейшее повышение эффективности противотанкового управляемого вооружения связано с применением новых УР: 16 многоцелевых дальнобойных ПТУР "Гермес-А" всепогодного применения, 16 многоцелевых ПТУР "Хризантема" ближнего боя всепогодного применения и 16 модифицированных ПТУР "Атака-М" ближнего боя круглосуточного применения.
Неуправляемой вооружение включает НАР типов С-13 и С-8, свободно падающие бомбы и бомбовые кассеты в калибрах 100−500 кг, зажигательные баки. Также могут применяться пушечные контейнеры.
Серийное производство установочной партии Ка-52 на заводе "Прогресс" начато 29 октября 2008 года. К концу 2008 года завершен первый этап государственных испытаний вертолета и государственная комиссия приняла предварительное заключение по выпуску установочной партии Ка-52. Первые три вертолета установочной серии поставлены в ВВС России в 2009 году.
Программа государственных испытания Ка-52 завершена в 2010 году. В 2011 году начаты поставки в ВВС серийных вертолетов Ка-52. В ноябре 2011 года успешно завершена программа государственных испытаний Ка-52 с модернизированным прицельно-навигационным комплексом - с РЛС "Арбалет". Последняя партия 2011 года - 4 вертолета - поставлены в ВВС (Черниговка) с РЛС "Арбалет", позже планируется модернизировать ранее поставленные вертолеты.
Люди из команды F-16 пришли пообщаться с нашими...
Общий вид.
Общий вид сзади.
Датчики.
Боевая нагрузка.
Выходное отверстие двигателя.
Основная стойка.
Общий вид слева.
Носовой обтекатель.
Макеты вооружения, вертолет выполняет показательные полеты с ними.
Справа мне попался Иван Веретенников.
И краткая возможность заглянуть в кабину вертолета.
Крупнее приборная панель.
Втулка несущего винта.
Общий вид.
С другой стороны.
Немного дополнительного оборудования для вертолета: модернизированная гиростабилизированная оптико-электронная система (ГОЭС-451М) производства «Уральского оптико-механического завода» имени Яламова» (УОМЗ). Благодаря новой системе, Ка-52 обретает способность обнаружить танк на дистанции 10 км, а определять модификацию - на 8-ми.
Х-38МЛЕ, а что это у нас? Х-38 - российская высокоточная авиационная ракета класса «воздух-поверхность» малого радиуса действия. Предназначена для уничтожения широкого круга целей: бронетехники, надводных кораблей и подводных лодок в надводном положении, а также других, как укреплённых, так и легкоуязвимых, одиночных и групповых целей. Принята на вооружение в конце 2012 года. Разработана корпорацией «Тактическое ракетное вооружение».
Предназначена для вооружения перспективных российских авиационных комплексов 5-го поколения, а также некоторых самолётов 4 поколения. Х-38МЛЭ - модификация ракеты с лазерной ГСН.
Изделие 305Е (вертолетная крылатая ракета «Изделие-305» с максимальной дальностью применения 100 километров), Вихрь-1 (ПТУР 9А4172К «Вихрь-1» на пусковых установках УПП-800 (ПТРК 9К121М «Вихрь-М»: максимальная дальность 10 км)) и комплекс Стрелец (УР 9М342 «Игла-С» на КАМ «Стрелец»)
Новая радиолокационная станция "Резец" с активной фазированной антенной решеткой.
И наконец немного полетов 14 ноября 2021 года:
В воздухе тот же вертолет, что и на статике. Интересно, кто управляет им?
Без дымов программа не очень...
Но зато есть возможность рассмотреть вертолет со всех сторон.
Вид снизу.
Общий вид слева.
И спереди. Все же часть вооружения для полета сняли?
Отвлечемся на зрителей...
Фото 146.
Фото 147.
К сожалению место для показа далеко от зрителей и висение на месте с разворотами не самое зрелищное в этом случае действие для обычных людей.
Фото 149.
Проход над полосой...
И на посадку с выпущенными шасси...
ЛТХ Ка-52
Экипаж: 2 человека (пилот и штурман-оператор)
Длина: 16,0 м
Длина фюзеляжа: 14,2 м
Диаметр несущего винта: 14,5 м
Размах крыла: 7,3 м
Максимальная ширина фюзеляжа:
Высота: 5 м
Максимальная взлётная масса: 10 800 кг
Масса топлива во внутренних баках: 1487 кг (1732 кг в 4 × 500-л ПТБ)
Силовая установка: 2 × ТВаД ВК-2500 производства АО «ОДК-Климов»
Мощность двигателей: 2 × 2400 л. с. (на взлётном режиме)
на чрезвычайном режиме: 2 × 2700 л. с.
на крейсерском режиме: 2 × 1750 л. с.
Лётные характеристики
Максимально допустимая скорость: 350 км/ч
Максимальная скорость: 300 км/ч
Крейсерская скорость: 260 км/ч
Практическая дальность: 460 км
Продолжительность полёта:
Перегоночная дальность: 1110 км
Статический потолок: 4000 м
Динамический потолок: 5500 м
Скороподъёмность: 15 м/с MCA (H=0)
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +3,5 g
Вооружение
Стрелково-пушечное:
1 × 30-мм пушка 2А42 во встроенной установке НППУ-80 (боезапас - 460 выстрелов 30 × 165 мм; селективное боепитание, переменный темп стрельбы)
2 × 23-мм 2-ствольных пушки ГШ-23Л в подвесных контейнерах УПК-23-250 (боезапас - 2 × 250 выстрелов 23 × 115 мм)
Точки подвески: 6 (4 на вертолётах предсерийных и первых 3-х серийных партий)
Боевая нагрузка:
2000 кг (вариант с 4 точками подвески)
2800 кг (вариант с 6 точками подвески)
Управляемые ракеты:
2 × 6 ПТУР 9М120-1 «Атака» (ПТРК 9К113У «Штурм-ВУ»: максимальная дальность 6 км; лазерная система наведения, полуавтоматическая многоканальная)
или
2 × 6 ПТУР 9А4172К «Вихрь-1» на пусковых установках УПП-800 (ПТРК 9К121М «Вихрь-М»: максимальная дальность 10 км)
2 × 2 УР 9М39 «Игла-В» на пусковых устройствах АПУСУВ И-В
или
2 × 2 УР 9М342 «Игла-С» на КАМ «Стрелец»
Неуправляемые ракеты:
4 × 5 - 122-мм НАР С-13 в блоках Б-13Л5
или
4 × 20 - 80-мм НАР С-8 в блоках Б-8В20А
Бомбы: 4 авиабомбы массой до 500 кг каждая