Среди большого многообразия F-104 в европейских и особенно немецких музеях, выделяется один необычный. Но как оказалось позже, и он самый обычный F-104, но установленный на универсальную платформу для почти вертикального запуска.
Система запуска нулевой длины или система взлета нулевой длины (zero-length launch system или zero-length take-off system) (ZLL, ZLTO, ZEL, ZELL) представляла собой систему, в которой реактивные истребители и штурмовики размещались на ракетном ускорителе, часто на твердом топливе для старта с мобильных платформ. Большинство экспериментов с запуском нулевой длины проводились в 1950 годах, во время холодной войны.
Музей люфтваффе в Берлине (Militärhistorisches Museum der Bundeswehr - Flugplatz Berlin-Gatow). все,что у меня есть по F-104 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Самолет с пороховыми ускорителями в Гатове это F-104G Zell DB+127 заводской номер 683-2002. Служил в JBG 32 в ВВС ФРГ.
Основным преимуществом системы запуска нулевой длины является устранение необходимости в уязвимом аэродроме для взлетов. В случае внезапного нападения военно-воздушные силы могут создавать эффективные средства противовоздушной обороны и наносить авиаудары даже при разрушении их собственных авиабаз. Хотя запуск самолета с использованием ракетных ускорителей оказался относительно беспроблемным, если самолет должен был приземлиться на той же базе, взлетно-посадочная полоса все же требовалась. Громоздкие мобильные платформы запуска также оказались дорогими в эксплуатации и сложными в транспортировке. Безопасность тоже оказалась проблемой для мобильных пусковых установок, особенно если бы с них запускали ударные самолеты с ядерным оружием.
United States Air Force, Bundeswehr Luftwaffe и ВВС СССР провели эксперименты по запуску с нулевым пробегом. Первым пилотируемым самолетом, который был запущен с ZELL, стал F-84G в 1955 году. Основной интерес СССР к ZELL был для точечной защиты аэродромов и критических целей в формате обороны с использованием МиГ-19. Американские испытания на F-84 начались с использования твердотопливного двигателя Martin MGM-1 Matador мощностью около 240 килоньютон (52000 фунтов-силы), который сгорал через несколько секунд после зажигания и отбрасывался от пилотируемого истребителя через секунду или две. Потом, в более крупных испытаниях F-100 Super Sabre и МиГ-19/СМ-30 (с СМ-30 с использованием пусковой установки ПРД-22Р советской конструкции) использовались аналогичные двигатели на твердом топливе с коротким горением, гораздо более мощные. Тяга достигала 600 кН (135 000 фунтов-силы). Все работы по системе ZELL были прекращены из-за проблем логистики и появления эффективных управляемых ракет.
Пилотируемые самолеты использовавшиеся в испытаниях системы ZELL:
Lockheed F-104G испытывали на Edwards Air Force Base
Republic F-84G Thunderjet
North American F-100D Super Sabre
Lockheed F-104 Starfighter
МиГ-19 СМ-30
North American XF-108 Rapier - (самолетная программа свернута)
Avro Canada CF-105 Arrow - (самолетная программа свернута)
Желание использовать боевые самолеты вне зависимости от уязвимых взлетно-посадочных полос также стимулировало разработку самолетов вертикального (VTOL) или короткого (STOL) взлета или посадки. Например британский Hawker Siddeley Harrier, советский Як-38 (оба серийно выпускаемые) и американский McDonnell Douglas F-15 STOL/MTD.
А теперь посмотрим на эту штуку повнимательнее...
Правильно ли я понимаю, что самого стенда, с которого должен стартовать самолет тут нет, а только лишь его имитация?
рискнули бы вы полетать на такой ракете?
Общий вид слева.
Хвостовое оперение.
Кабина.
Общий вид справа.
Rocketdyne...
Крупнее
Крепление ускорителя.
Общий вид снизу.
Носовая часть.
Крупнее
Крыло...
Табличка с описанием системы.
Общий вид.
Носовая стойка.
Основная стойка.
Общий вид спереди.
Крупнее
И сзади...
Крупнее