«Бура́н» - советский орбитальный корабль-ракетоплан многоразовой транспортной космической системы (МТКС), созданный в рамках программы «Энергия - Буран».
«Буран» предназначался для: выведения на орбиты, обслуживания на них и возвращения на Землю космических аппаратов, космонавтов и грузов;
проведения военно-прикладных исследований и экспериментов по обеспечению создания больших космических систем с использованием оружия на известных и новых физических принципах; решения целевых задач в интересах народного хозяйства, науки и обороны; комплексного противодействия мероприятиям вероятного противника по расширению использования космического пространства в военных целях.
Первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 года в автоматическом режиме и без экипажа на борту. Несмотря на то, что «Буран» был рассчитан на 100 полётов в космос, больше его не запускали. Управление кораблём осуществлялось при помощи БЦВМ «Бисер-4». Ряд технических решений, полученных при создании «Бурана», был использован в российской и зарубежной ракетно-космической технике. В ходе работы над проектом «Буран» было изготовлено несколько макетных образцов для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. После закрытия программы эти изделия остались на балансе различных НИИ и производственных объединений. На один из них мы и посмотрим.
Technik museum Speyer-Технический музей в Шпеере. все, что у меня есть по Шаттлам все, что у меня есть по Бурану Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
БТС-002 ОК-ГЛИ (изделие 0.02). После закрытия в 1993 году программы «Буран» НПО «Молния» демонстрировало самолёт-аналог «Буран БТС-002» на аэрошоу Международного авиационно-космического салона. БТС-002 имел 4 ТРД, что позволяло ему взлетать с обычного аэродрома. Использовался для прохождения горизонтально-лётных испытаний в атмосфере. В 1999 году его передали в лизинг австралийской фирме для показа на Олимпийских играх в Сиднее, а затем - сингапурской фирме, которая отвезла его в Бахрейн. Сейчас он в собственности музея техники в Шпайере (Германия). 2 апреля 2008 года «Буран» прибыл в порт Роттердам. Он обошёлся хозяину музея Герману Лайру в 10 млн евро. В настоящее время он установлен в техническом музее Шпайера как экспонат.
Видео испытаний:
Click to view
БТС-002 ОК-ГЛИ, Изделие 0.02, БТС-02 (Большой транспортный самолёт второй, Орбитальный корабль для горизонтальных лётных испытаний) - полноразмерный самолёт-аналог космического корабля «Буран», предназначенный для наземных испытаний и отработки в атмосфере схем захода на посадку и саму посадку, включая автоматические режимы. При полном соответствии органов аэродинамического управления, массовых и других характеристик с ОК «Буран», имел различия в аэродинамической компоновке: на нём устанавливались четыре ТРД АЛ-31 ОКБ им. А. М. Люльки, ПВД и удлинённая передняя стойка шасси для обеспечения заданного стояночного угла. БТС-002 был построен в 1984 году под руководством Г. Е. Лозино-Лозинского. Выполнил 24 испытательных полёта между 1985-1988 годами с общим налётом около 8 часов.
И еще
Click to view
ОК-ГЛИ был создан в НПО «Молния» в 1984 году для атмосферных испытаний и отработки в реальных условиях наиболее ответственных участков полёта орбитального корабля «Буран» - дозвукового полёта в атмосфере, захода на посадку и саму посадку во всех режимах, включая автоматический. Испытания проводились в Лётно-исследовательском институте им. Громова Министерства авиапромышленности в Жуковском и посадочном комплексе Байконура. Всего было выполнено 11 рулёжек и 24 полёта, в ходе которых сначала отрабатывался алгоритм автоматической посадки, а затем набиралась статистика с одновременной тренировкой будущих экипажей «Бурана». 16 февраля 1987 года в ходе 10-го полёта была выполнена первая полностью автоматическая посадка корабля. Заходы на посадку выполнялись по бездвигательной схеме.
Задачами лётных испытаний аналога БТС-002 ГЛИ являлись, прежде всего, отработка участков посадки в ручном и автоматическом режимах, проверка технических, аэродинамических, лётных характеристик, проверка устойчивости и управляемости, а также этапы предпосадочного маневрирования, захода на посадку, посадки и т. д.
Полёты на БТС-002 выполнялись лётчиками-испытателями И. П. Волком, Р. А. Станкявичюсом, А. С. Левченко, А. В. Щукиным, И. И. Бачуриным и А. С. Бородаем, которые входили в отряд космонавтов-испытателей для подготовки к полётам на корабле «Буран». Отработка автоматической посадки на космодроме Байконур проводилась также на двух специально оборудованных летающих лабораториях, созданных на базе самолёта Ту-154.
Кроме этого, существовал ещё один экземпляр прототипа ОК «Буран». БТС-001 должен был использоваться для отработки воздушной транспортировки орбитального комплекса с самолётом-носителем на базе 3М-Т «Атлант». В реальности же аналог БТС-001 использовался для наземных статических испытаний на прочность конструкции, после завершения которых на его основе был создан аттракцион в московском ЦПКиО имени Горького.
Заглянем снизу во внутрь Буран БТС-002.
Я даже не могу сообразить, что здесь есть что...
Что это за странная труба?
Стойки с оборудованием.
Еще
Но зато места, чтобы разбираться с этим оборудованием, вдоволь...
Фото 168.
Фото 171.
Судя по разъемам, не все оборудование на месте...
Фото 176.
А что это за труба?
Мало того, их тут таких две...
Фото 8.
Фото 9.
Фото 10.
Выходим из этого обзорного места...
Руль высоты. А фейковые сопла ракетных двигателей здесь зачем?
Теперь идем к кабине.
Вид на кабину
Крупнее
Два места для пилотов. При выполнении полётов кабина экипажа эксплуатировалась в разгерметизированном состоянии. Кабина рассчитана на двоих лётчиков, оборудована катапультируемыми креслами К-36Л.
Немного с другого угла.
Крупнее
Вот что мешало немцам все нормально перевести на русский язык? Кто их консультировал?
Ручки РУДов восстановлены из фанеры?
Приборы.
Приборы КВСа.
Фото 88.
Левая боковина КВСа.
БТС-002 является полноразмерным аналогом корабля «Буран». Он оснащался штатными бортовыми системами и оборудованием, функционирующим на заключительном участке полёта советского челнока. Массовые, габаритные, центровочные и инерционные характеристики, а также органы аэродинамического управления полностью соответствуют «бурановским». Однако есть некоторые отличия в аэродинамической компоновке. Так, на аналоге устанавливались четыре ТРД АЛ-31 ОКБ им. Люльки с суммарной тягой в 40 тонн. Два боковых двигателя оснащались форсажными камерами. Кроме того, устанавливалась удлинённая передняя стойка шасси, приёмник воздушного давления. В грузовом отсеке устанавливался бак для авиакеросина.
Вот он этот бак.
По своей аэродинамической схеме БТС-002 представляет собой бесхвостку с низкорасположенным треугольным крылом переменной стреловидности[2]. Корпус корабля сконструирован негерметичным, и условно разделён на три отсека: носовой, отсек полезного груза и хвостовой
В грузовом отсеке тоже какое то оборудование.
Крупнее
Что такое БЫЗ?
А это воздух?
Пол грузового отсека.
Фото 94.
Створка грузового отсека.
Фото 96.
Киль
Общий вид.
Консоль крыла
Колеса основных стоек.
Носовая часть.
Воздухозаборник ТРД АЛ-31.
Общий вид.
Тут же модель Бурана видимо для продувок в аэродинамической трубе? Точнее это БОР-5 с номером 505.
С другой стороны.
Кто же продал все эти артефакты? Где осели деньги за это? Но зато благодаря этой продаже он сохранился в отличии от своих собратьев:-(((
Общий вид самолета аналога «Буран БТС-002»
Мотогондолы в хвостовой части.
БТС совершил 24 полёта и 19 заходов на посадку в автоматическом режиме до высоты 10-20 м с последующим уходом на второй круг, 2 захода с касанием ВПП и 15 заходов с посадкой и пробегом до полной остановки корабля на ВПП в полностью автоматическом режиме управления. 16 февраля 1987 года Игорь Волк и Римантас Станкявичус выполнили на БТС-002 ГЛИ первую полностью автоматическую посадку, после чего все посадки стали выполняться в автоматическом режиме.
Идеология аппарата такая же как у американского Шаттла. Уровень развития технологий диктует одинаковые решения на грани этих технологий.
Фото 82.
Под другим углом.
Крышка мотогондолы. А почему на двух дигателях есть, а на двух нет?
Мотогондолы.
Левая консоль крыла.
Снова идем вниз. Законцовка крыла.
Удлиненная носовая стойка.
Хвостовая часть с муляжами ракетных двигателей.
Механизация крыла.
Основная стойка.
Крупнее элерон.
Передняя кромка крыла.
Створка ниши уборки шасси.
Ниша уборки шасси.
Крупнее
Носовая стойка вид сбоку.
Общий вид из под Бурана.
Щиток носовой стойки.
Общий вид сзади.
И общий вид справа.
Мотогондолы реактивных двигателей в хвостовой части.
Выходное отверстие двигателя с форсажем.
Фото 3.
Крупнее задняя часть.
Выходное отверстие двигателя без форсажной камеры.
И с форсажной камерой.
Воздушный тормоз на киле.
Общий вид зала.
Вид на грузовой отсек сзади.
Фото 18.
А как обстояло дело с рулем направления?
Номер СССР-3501002
Общий вид справа.
Фото 39.
И спереди.
Крупнее остекление кабины.
Еще
Носовая часть.
После закрытия космической программы «Буран» в 1993 году планы дальнейшего целевого использования БТС-002 стали неосуществимыми. Вплоть до 1999 года он хранился на площадке ЭМЗ имени В. М. Мясищева ЛИИ в Жуковском, периодически демонстрировался на МАКСе. В октябре 1999 года БТС-002 был предоставлен в лизинг австралийской компании Buran Space Corporation, созданной специально для этой цели месяцем ранее. Перевозка самолёта из Москвы в Сидней обошлась в 700 тыс. долл., здесь его показали на Олимпиаде-2000. В 2000 году BSC объявила себя банкротом, выплатив НПО «Молния» вместо обещанных 600 тыс. долл. всего 150 тыс. долл. В результате НПО «Молния» расторгло контракт, но из-за финансовых трудностей БТС-002 не был вывезен из Австралии до мая 2002 года.
И еще раз с шириком пробежимся вокруг.Вид сверху.
После этого прототип «Бурана» предлагали авиационному музею в Мичигане, но тот отказался. Организовывался аукцион радиостанцией Лос-Анджелеса News 980 KFWB AM, однако из-за большой минимальной предложенной стоимости покупателя для раритета так не нашлось.
5 июня 2002 года НПО «Молния» продало БТС-002 сингапурской компании Space Shuttle World Tour, намеревавшейся экспонировать его на международных выставках в Малайзии, Сингапуре, Китае, Японии, Филиппинах. В том же году БТС транспортировали из Сиднея в королевство Бахрейн. Там он служил экспонатом на лётном фестивале. После фестиваля в связи с экономическими коллизиями, БТС-002 был заблокирован в порту Манамы, после чего сингапурская компания начала арбитражный процесс против НПО «Молния», пытаясь присвоить себе БТС без уплаты ранее оговорённых 160 тыс. долл. Серия арбитражных процессов продолжалась до февраля 2008 года. Тем временем НПО «Молния» попыталась продать БТС-002 во второй раз, добившись в суде запрета на вывоз самолёта-аналога из страны кем-либо другим. В феврале 2008 года после долгих судебных разбирательств полноправным собственником БТС-002 стал самый крупный частный Технический музей в немецком городе Зинсхайм. Он обошёлся хозяину музея Герману Лайру в 10 млн евро. 2 апреля 2008 года прототип «Бурана» прибыл в порт Роттердам, откуда был погружён на баржу и по рекам и системе каналов доплыл до города Шпейер. Там его установили в техническом Музее (филиале музея в Зинсхайме). В настоящее время БТС-002 является центром космической экспозиции в специально построенном для него самом крупном павильоне музея.
Видео доставки в Германию:
Атмосферный корабль-аналог обладал следующими техническими характеристиками:
длина - 36 м,
высота - 16 м,
размах крыла - 24 м,
объём кабины экипажа - 73 м3,
максимальный взлётный вес - 92 тонны,
максимальная скорость - 600 км/ч,
посадочная скорость - 300-330 км/ч.