Klemm Kl 35 - немецкий спортивный и учебно-тренировочный самолет, разработанный в качестве преемника Kl 25. Новый самолет от Klemm Leichtflugzeugbau Gmbh имел ту же однодвигательную консольную конфигурацию с низким крылом, что и более ранняя машина, главное отличие - введение перевернутого крыла чайки. Всего было построено более 2000 самолетов. Сохранилось как минимум 12 самолетов...
Технический музей Берлина (Deutsches Technikmuseum Berlin (DTMB)). Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш самолет это Klemm Kl 35D 1940 года выпуска с регистрационным номером D-EDOD, заводским 1917, бывшим регистрационным D-ELLY. На нем летала Liesel Bach , которая была немецким пилотажником и летным инструктором. Она была первой женщиной, пролетевшей над Эверестом. На самолете установлен двигатель Hirth HM504A-2. Этот самолет был частью заказа для ВВС Швеции. В ВВС Швеции он получил номер Fv 5028. После демобилизации стал SE-BPC в 1949 году, а затем вернулся в Германию с номером D-EDOD в 1955 году...
Доктор Ганс Клемм в 1926 году основал свою собственную компанию Klemm Leichtflugzeugbau GmbH, и первой его продукцией стал самолет Klemm L-25. В 1933 году были представлены варианты KL-31 и KL-32, оснащенные радиальным двигателем Siemens Sh 14a и представлявшие собой соответственно четырех- и трехместный монопланы. Вслед за ними появился значительно измененный самолет KL-33 - одноместный ультралегкий свободнонесущий высокоплан, оснащенный двигателем Argus мощностью 40 л.с.
Затем настала пора двухместного свободнонесущего низкоплана KL-35, опытный экземпляр которого под обозначением KL-35a поднялся в воздух в 1935 году и был оснащен двигателем Hirth HM 60R мощностью 80 л.с. Kl 35 был разработан в 1934 году под эгидой Reichsluftfahrtministerium (RLM). Главным конструктором стал инженер Friedrich Fecher. Использовалась так называемая конструкция Gemischtbauweise: сталь для фюзеляжа, древесина для крыльев и хвостовой части и только небольшое количество легкого сплава для накладок. Это стало предпочтительным методом строительства с RLM примерно в это время, из соображений стратегической доступности материала.
Второй опытный самолет KL-35b имел двигатель HM 504A мощностью 105 л.с., который также устанавливался и на первоначальный серийный вариант KL-35b. На самолет устанавливались деревянные или металлические гидропоплавки (вариант KL-35BW), они шли на экспорт.
В 1935 году Клемм потерпел неудачу, когда прототип Kl 35 разбился во время испытаний в Рехлине. Результаты дальнейших испытаний оказались удовлетворительными, поскольку в июле 1936 года 23 самолета были заказаны для поставки в период с июля по сентябрь 1937 года, при этом производство планировалось увеличивать до 3 в месяц. В то время Klemm строил производил Fw 44 по лицензии Focke-Wulf.
К этому времени RLM уже искала субподрядчика для строительства Kl 35A по лицензии, выбрав Fieseler, который уже осуществлял лицензионное производство He 72 и Fw 58 кроме собственного самолета Storchs на своем заводе в Касселере.
Последовали дальнейшие заказы, в общей сложности до 1386 самолетов, и появились новые модификации, начиная с KL 35B с новым двигателем. Самолет мог быть как с открытой, так и закрытой кабиной.
Производство на Fieseler прекратилось в ноябре 1939 года после строительства 365 самолетов, когда RLM передала лицензионное производство заводу Zlin в оккупированную Чехословакию.
Производство завершилось в мае 1943 года с общим объемом производства для Люфтваффе в 1302 самолета. А для для частных и на экспорт построили около 700 самолетов, иого получается всего около 2000 бортов. Но есть мнение, что это завышенная цифра.
С 1938 года усовершенствованные самолеты KL-35D применялись в ВВС Германии в качестве самолетов первоначального обучения. До этого, однако, работа над легкими самолетами привела к появлению варианта KL-36, четырехместного моноплана. Самолет мог быть поставлен в двух вариантах: KL-36A с двигателем HM 508F мощностью 220 л.с. и KL-36B с радиальным двигателем Bramo Sh 14A мощностью 150 л.с.
KL-35 использовался Luftwaffe для повышения подготовки немецких пилотов, а в середине войны несколько машин были использованы в ряде экспериментов с буксировкой планеров, позднее переросшими в широко известные комплексы "Mistel".
В июне 1942 года Luftwaffe выдало DSF (институт полетов на планерах) заказ на разработку более эффективного средства доставки планеров к месту высадки. Самым реальным кандидатом на роль планера был DFS-230, а в качестве самолёта-буксира выбрали КL-35. Первый испытательный полет прошел 1 сентября 1942 года. Самолёт Ju-52\3m взял на буксир связку DFS-230+KL-35 и на высоте 2000 метров произвел отцепление. Эксперимент прошел удачно, но далее в качестве буксировщиков применялись учебные FW-56 и истребители Bf.109E.
Шведские ВВС купили несколько самолетов получивших в Швеции обозначение Sk 15 для учебных целей (по крайней мере, пять из них были гидросамолетами) и в 1941 году начали производство по лицензии, построив еще около 74 бортов, некоторые из которых оставались в эксплуатации до 1951 года.
Модификации:
Kl 35a первый прототип, оснащенный 60-kW (80-hp) поршневым двигателем Hirth HM60R.
Kl-35b второй прототип.
Kl 35A начальная серийная версия, оснащенная поршневым 60-kW (80-hp) двигателем Hirth HM60R
Kl 35B версия оснащенная 80-kW (105-hp) двигателем Hirth HM504 A2.
Kl 35BW поплавковая версия.
KL 35C версия с деревянным фюзеляжем переименованная в Kl 106, предназначенная для производства по лицензии в США , один построен
Kl 35D улучшенная версия.
Kl 35E версия с улучшенным 80-kW (105-hp) двигателем Hirth HM 500
Sk 15 шведское военное обозначение для Kl 35D.
ЛТХ:
Модификация KL-35 D
Размах крыла, м 10.40
Длина, м 7.50
Высота, м 2.05
Площадь крыла, м2 15.20
Масса, кг
пустого самолета 460
нормальная взлетная 750
Тип двигателя 1 ПД Hirth HM 60R 4
Мощность, л.с. 1 х 80
Максимальная скорость , км/ч 212
Крейсерская скорость , км/ч 190
Практическая дальность, км 665
Практический потолок, м 4350
Экипаж 2