С целью сохранения национального наследия в области науки, инженерного дела, промышленных технологий Политехнический музей реализует научную программу
«Памятники науки и техники России». Проблема выявления и музеефикации памятников науки и техники считается одной из наиболее актуальных и неотложных задач в деле сохранения культурного наследия Российской Федерации.
Памятник науки и техники (ПНТ) - это материальный объект, прямо или косвенно связанный с основными этапами развития науки и техники, требующий в соответствии со своей социальной и научной значимостью сохранения и использования в общей системе культуры.
В 1992 году в Политехническом музее была разработана методика отнесения музейных предметов к ПНТ, сформулированы унифицированные характеристики музейных предметов и разработаны критерии оценки значимости предметов по семи основным характеристикам: датировка, приоритетность, распространенность, этапность, представительность, мемориальность и сохранность.
Решение о присвоении музейным предметам статуса «Памятник науки и техники» принимает Экспертный совет, состоящий из авторитетных специалистов в области истории науки и техники, музееведения, памятниковедения. Всего с 1992 года было выявлено более 1300 памятников из 100 музеев России.
Первые ПНТ были представлены ЦМ ВВС в лице Саакова Марата Игнатьевича и Ханнанова Адипа Назировича в 1995 году, их было 19. В конце 1990-х и в начале 2000-х годов ПНТ представляли Г.А. Давыдов (34 экз.) и Н.В. Перов. Всего в ЦМ ВВС на настоящий момент представлено 90 ПНТ.
Про первые 45 ПНТ можно почитать
здесь.
15.05.2001 г. согласно протоколу № 10 Экспертного Совета к Памятникам науки и техники были причислены следующие экспонаты ЦМ ВВС:
46. Вертолёт Ми-2
Ми-2 с газотурбинным двигателем был разработан в начале 1960-х гг. в ОКБ М.Л. Миля на смену вертолёту Ми-1. В 1965-92 гг. в Польше построено свыше 5400 машин в разных вариантах: транспортном, пассажирском, сельскохозяйственном, учебно-тренировочном и др. Музейный В-2В (зав. № 510309037) построен в июне 1967 г. на заводе PZL-Swidnik в транспортно-санитарном варианте. Эксплуатировался в в/ч и на лётно-испытательной базе Московского вертолётного завода. 20 ноября 1975 г. наземным транспортом перевезён в музей.
47. Двигатель ТР-1
Первый турбореактивный двигатель отечественной конструкции ТР-1 разработан под руководством А.М. Люльки в 1945 г. с использованием трофейных немецких технологий и собственных наработок. Двигатель развивал тягу 1350 кгс при удельном расходе топлива 1.3 кг/кгс·ч. В 1946 г. было построено 36 экз. ТР-1, его ставили на опытных истребителях Су-11, И-211 и бомбардировщике Ил-22. В массовое производство двигатель не поступил из-за крайне низкой надёжности. Музейный экземпляр изготовлен в 1946 г. на московском заводе № 45. Поступил 24 августа 1960 г. из ВВИА им. А.Ф. Можайского в препарированном виде.
48. Пушка ВЯ-23
Пушка ВЯ была создана в 1940 г. в ЦКБ-14 конструкторами А.А. Волковым и С.А. Ярцевым как средство борьбы с защищёнными наземными целями. После успешного прохождения испытаний в 1941 г. пушка была принята на вооружение, всего на заводах №№ 2 и 66 было построено 64 655 экз. Устанавливалась на штурмовики Ил-2 и Ил-10.
30.10.2002 г. согласно протоколу № 11 Экспертного Совета к Памятникам науки и техники были причислены следующие экспонаты ЦМ ВВС:
49. Самолёт МиГ-15УТИ
Учебно-тренировочный истребитель МиГ-15УТИ был создан в 1949 г. в ОКБ А.И. Микояна на базе истребителя МиГ-15. В 1950-59 гг. серийно построено 3 433 экз. Хранящийся в Монино МиГ-15УТИ (зав. № 22013) изготовлен в 1954 г. в Харькове на заводе № 135. Использовался Центром боевого применения ВВС для обучения и совершенствования навыков командного состава. В 1960-63 гг. базировался в ГК НИИ ВВС, после передан в Центр подготовки космонавтов. На нём с лётчиками-инструкторами летали будущие космонавты Ю.А. Гагарин, В.И. Севастьянов, Б.В. Волынов, В.В. Терешкова, Г.Т. Береговой, Б.Б. Егоров, К.П. Феоктистов, А.С. Елисеев и др. В 1968 г. самолёт отправили в ХВВАУЛ, где на нём курсантами обучались будущие космонавты А.А. Волков и В.В. Васютин. В мае 1973 г. самолёт наземным транспортом был доставлен в музей из авиачасти № 42072 им. В.С. Серёгина.
50. Двигатель МВ-4
МВ-4 - лицензионная версия французского поршневого авиадвигателя воздушного охлаждения Renault 4Pei мощностью 150 л.с. В опытном порядке устанавливался на некоторые лёгкие самолёты. Однако, выявленные недостатки и начавшаяся война заставили отказаться от массового выпуска отечественной версии. В 1939 г. на воронежском заводе № 16 было выпущено более 180 двигателей МВ-4. Музейный экземпляр (зав. № 41641) получен в 1959 г. из ЦДА им. М.В. Фрунзе в препарированном виде.
51. Высотомер барометрический наколенный
Барометрический наколенный высотомер, изготовленный в 1906 г. французской фирмой Naudet & Co, характеризует начало развития приборов для измерения высоты полета. Он имеет две шкалы: неподвижную для статического давления, и подвижную для высоты. Прибор размещён в кожаном футляре с ремнём для крепления на бедре левой ноги. В 1977 г. барометрический наколенный высотомер был передан в дар Музею ВВС родственниками лётчика А.Н. Демидова, летавшего с ним на французских самолетах типа Farman и Morane Type G во время Гражданской войны.
52. Уклономер авиационный
05.11.2003 г. согласно протоколу № 12 Экспертного Совета к Памятникам науки и техники были причислены следующие экспонаты ЦМ ВВС:
53. Крылатый снаряд КС
Первая советская авиационная противокорабельная крылатая ракета КС-1 «Комета» разработана в 1949-1951 гг. М.И. Гуревичем в ОКБ-155. С 1952 г. серийно производилась в Иваньково на заводе № 256. Носителями являлись самолёты Ту-4 и Ту-16. К концу 1960-х гг. «Кометы» были полностью вытеснены более совершенными образцами ПКР.
54. Двигатель М-11ФР
Поршневой пятицилиндровый двигатель воздушного охлаждения M-11 создан в КБ авиазавода № 4. Это первый серийный советский двигатель собственной разработки. Выпускался в 1929-52 гг. в многочисленных модификациях. Форсированная модификация М-11ФР разработана в 1946 г., выпускалась в 1948-52 гг. Музейный экземпляр (зав. № А54012429) выпущен в 1951 г. В 1959 г. поступил в музей.
55. Двигатель М-103
12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель водяного охлаждения М-103 создан В.Я. Климовым в 1936 г. на базе М-100 - лицензионной копии французской Hispano-Suiza 12Y. В 1938-42 гг. на заводе № 26 в Рыбинске было выпущено 11 681 экз. Эти двигатели устанавливали на скоростных бомбардировщиках СБ. М-103 выпуска 1938 г. (зав. № 913-842) поступил в музей из ВВА им. Ю.А. Гагарина в 1984 г.
56. Двигатель АШ-82ФН
Двухрядный звездообразный двигатель воздушного охлаждения АШ-82 создан в 1943 г. под руководством А.Д. Швецова. Всего было произведено более 70 000 таких двигателей. АШ-82ФН является развитием АШ-82Ф и отличается от него устройством непосредственного впрыска топлива в цилиндры вместо карбюратора и усиленной конструкцией некоторых деталей и узлов. АШ-82ФН устанавливался на бомбардировщики Пе-8, Ту-2, истребители Ла-5ФН, Ла-7, Ла-9 и Ла-11. Выпещенный в 1943 г. АШ-82ФН зав. № 5844 получен музеем 22 февраля 1959 г. из ЦДА им. М.В. Фрунзе в препарированном виде.
57. Двигатель АМ-3
Одновальный одноконтурный турбореактивный двигатель АМ-3 разработан в 1949 г. в ОКБ-300 под руководством А.А. Микулина. На тот момент это был самый мощный в мире ТРД. Первые двигатели имели ресурс 100 ч. В 1953-64 гг. выпустили более 7 тыс. таких двигателей. Он устанавливался на самолётах Ту-16, Ту-104, М-4. Экспонат АМ-3 (зав. № 2506225) построен на Казанском моторостроительном заводе № 216 в 1952 г. Получен музеем 20 ноября 1961 г. из ВВА в препарированном виде.
58. Пулемёт ШКАС
Первый советский скорострельный синхронный авиационный пулемёт калибра 7.62 мм разработан Б.Г. Шпитальным и И.А. Комарицким в 1930 г. За годы серийного производства в 1932-45 гг. выпущено порядка 150 000 экз. ШКАС устанавливался на всех советских боевых самолётах, выпущенных в 1934-1941 гг. В музее ШКАС представлен на турельной установке ТУР-6 от бомбардировщика СБ. Турельный вариант ШКАС разработан в 1934 г. Н.Ф. Токаревым.
12.07.2004 г. согласно протоколу № 13 Экспертного Совета к Памятникам науки и техники были причислены следующие экспонаты ЦМ ВВС:
59. Военно-транспортный самолёт Ан-22
Тяжёлый транспортный самолёт Ан-22 «Антей» создан в начале 1960-х гг. в ОКБ О.К. Антонова. Первый в мире широкофюзеляжный самолёт поднялся в воздух 27 февраля 1965 г. Это был крупнейший самолёт того времени грузоподъёмностью до 80 т. На нём установлен 41 мировой рекорд. В 1965-75 гг. выпущено 69 Ан-22. Самолёт с зав. № 00340209 построен в 1970 г. на ТАПОиЧ в Ташкенте. Служил в 81 авиаполку ВТА, г. Иваново. В октябре 1973 г. доставил в Египет самолёт МиГ-25РБВ. 13 марта 1987 г. совершил грубую посадку в аэропорту Аддис-Абебы. Самолёт восстановили, но решили вывести из эксплуатации с налётом 3 600 ч. 30 января 1988 г. самолёт с б/н СССР-09334 перегнали в музей из в/ч 48231.
60. Макет бомбардировщика «Илья Муромец»
Первый в мире тяжёлый бомбардировщик разработан авиационным отделом Русско-Балтийского вагонного завода в Петербурге под руководством И.И. Сикорского. В 1913-18 гг. построено 76 дальних разведчиков и бомбардировщиков «Илья Муромец». Принимал участие в Первой мировой и Гражданской войнах, а затем обслуживал первую в стране пассажирскую линию Москва-Харьков. Полноразмерный макет самолёта-бомбардировщика «Илья Муромец» был изготовлен в РКИИГА для съёмок фильма «Поэма о крыльях» в 1979 г. Вместо двигателей «Аргус» установлены четыре Walter Minor, с которыми макет совершал руление и пробежки по аэродрому. Макет экспонировался на ВДНХ, а после реставрации в феврале 1986 г. поступил в Музей ВВС.
61. Двигатель «Сальмсон»
Звездообразный 9-цилиндровый двигатель с водяным охлаждением мощностью 150 л.с. разработан французской компанией Societe des Moteurs Salmson в 1908-1912 гг. В 1917 г. в Москве за Семёновской заставой был построен завод общества «Сальмсон». В годы Первой Мировой войны это был единственный тип авиадвигателя, который стабильно выпускался крупными партиями на российских заводах. Такие двигатели устанавливался на самолетах типа «Вуазен», «Фарман», Анатра «Анасаль», «Илья Муромец» и др.
62. Двигатель М-22
Девятицилиндровый однорядный звёздообразный двигатель воздушного охлаждения М-22 является копией английского двиагателя Bristol Jupiter VI, выпускавшегося французской фирмой Gnome-Rhône. Производство было налажено в конце 1920-х гг. на завода № 29 в г. Запорожье при участии КБ под руководством А.С. Назарова. Всего было изготовлено 2742 таких моторов, они устанавливались на ранних версиях истребителя И-16 и др. самолётах. Музейный М-22 (зав. № П10-42/51) выпущен в 1932 г. Поступил в музей 7 сентября 1959 г. из ВВА в препарированном виде.
63. Двигатель Д-20П
Первый советский двухконтурный турбореактивный двигатель Д-20П спроектирован в 1955-60 гг. в ОКБ П.А. Соловьёва. Производился серийно на Пермском заводе № 19 в 1959-75 гг. Устанавливался на самолётах Ту-124. Двигатель с зав. № Р-17 передан в музей из ВВА им. Ю.А. Гагарина в 1975 г. в препарированном виде.
64. Пушка Н-37
Автоматическая авиационная пушка калибра 37 мм разработана в 1944 г. в ОКБ-16 под руководством А.Э. Нудельмана. Серийное производство велось в 1945-60 гг. на заводе № 74 в Ижевске. Всего выпущено более 20 тыс. Н-27 разных модификаций. Их устанавливали на истребители МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, перехватчики Як-25 и др.
65. Радиостанция АК-21
Разработанная в 1921 г. была самолётная ламповая передающая станция АК-21 позволяла поддерживать одностороннюю связь с бомбардировщиками. Она имела четыре фиксированные частоты в диапазоне 150-300 м и дальность действия до 8 км.
23.11.2005 г. согласно протоколу № 15 Экспертного Совета к Памятникам науки и техники были причислены следующие экспонаты ЦМ ВВС:
66. Аналог экспериментального пилотируемого орбитального самолёта
Экспериментальный пилотируемый орбитальный самолёт (ЭПОС) являлся второй ступенью воздушно-космической системы «Спираль», разрабатывавшейся в ОКБ А.И. Микояна под руководством Е.Е. Лозино-Лозинского. Для отработки системы захода на посадку, оценки устойчивости и управляемости орбитального самолёта на Дубнинском машиностроительном заводе был создан самолёт-аналог «изделие 105.11», на котором были выполнены лётные испытания в атмосферных условиях на дозвуковых скоростях. Налёт составил 32 ч. 45 мин. ЭПОС поступил в музей 1 сентября 1989 г. с ЭМЗ им. В.М. Мясищева.
67. Стратегический бомбардировщик Ту-4
Дальний тяжёлый бомбардировщик Ту-4 был разработан в 1945-1947 гг. методом обратной разработки на основе американского Boeing B-29 Superfortress. Это первый в СССР носитель атомной бомбы. Всего было построено около 1300 экз. Ту-4 (зав. № 2805103) с моторами АШ-73ТК изготовлен заводом № 22 в Казани в марте 1952 г. и прослужил до 1958 г. 7 октября 1958 г. прилетел в Монино для ремонта. Списан с эксплуатации и передан Музею ВВС 9 декабря 1958 г.
68. Двигатель Клерже 9В
Звездообразный девятицилиндровый ротативный двигатель разработки французской фирмы Societe Clerget-Blin et Cie. Модификация Clerget 9B обладала максимальной мощностью 130 л.с. и скоростью 1300 об/мин. В России применялся на самолётах «Сопвич-разведчик» во времена Гражданской войны. Представленный в музее двигатель (зав. № 6175) был изготовлен в 1916 г. по лицензии в Англии. Передан в музей 28 февраля 1959 г. из ЦДА им. М.В. Фрунзе.
69. Аэрофотоаппарат НАФА-Зс
Автоматический ночной аэрофотоаппарат НАФА-3с разработан группой конструкторов завода «Геодезия» под руководством Н.Н. Беляева на формат кадра 18х24 см для разведывательных целей и фотоконтроля боевых действий. Применялся вместе с фотобомбой ФОТАБ-35 на самолётах Ту-2Р, Ту-4Р, Бе-6, Ту-16, Ту-95 и др.
20.11.2006 г. согласно протоколу № 16 Экспертного Совета к Памятникам науки и техники были причислены следующие экспонаты ЦМ ВВС:
70. Дальний разведчик Ту-16Р
Тяжёлый реактивный бомбардировщик Ту-16 разработан в 1949-53 гг. в ОКБ А.Н. Туполева. Первый полёт выполнен 27 апреля 1952 г. Серийно выпускался в 1953-63 гг., изготовлено более полутора тысяч машин в вариантах бомбардировщика, ракетоносца, разведчика, заправщика, самолёта РЭБ и др. Представленный в музее Ту-16 (зав. № 1880302) изготовлен в 1954 г. на заводе № 22 в Казани. В 1955 г. его передали в НИИ ВВС, где переоборудовали в прототип разведчика Ту-16Р-1. В 1960 г. перегнали в Монино, на учебную базу ВВИА им. Н.Е. Жуковского, а 16 ноября 1967 г. передали в Музей ВВС.
71. Бомбардировщик Ту-22А
Первый советский серийный сверхзвуковой дальний бомбардировщик Ту-22 разработан в 1955-58 гг. в ОКБ. А.Н. Туполева. Первый полёт 21 июня 1958 г. Строился серийно на заводе № 22 в Казани в 1959-69 гг. Всего построено 313 экз. в разных модификациях. Музейный Ту-22А изготовлен 19 февраля 1960 г. В 1962-65 гг. проходил службу в ВВС, после перелетел на учебную базу ВВИА им. Н.Е. Жуковского, откуда 18 февраля 1977 г. передан в Музей ВВС.
72. Двигатель Д-25В
Турбовальный двигатель Д-25В мощностью 5500 л.с. и редуктор для него сконструировали в 1957 г. в ОКБ П.А. Соловьёва в рамках работ по созданию тяжёлого транспортного вертолёта. В июне 1957 г. вертолёт Ми-6 с двигателем Д-25В совершил первый полёт. Позже такими двигателями также оснащались вертолёты Ми-10, Ка-22 и В-12. Серийный выпуск продолжался в 1959-81 гг., построено 4522 шт. Д-25В (зав. № С3041005) поступил в музей 1 июля 1962 г. с завода № 19 в Перми.
73. Солнечный указатель курса СУК-2
Астрокомпас СУК-2 разработан Л.П.Сергеевым в 1934 г. Прибор позволял по данным о положении Солнца непрерывно указывать заданный курс.
15.11.2007 г. согласно протоколу № 16 Экспертного Совета к Памятникам науки и техники были причислены следующие экспонаты ЦМ ВВС:
74. Истребитель-бомбардировщик Р-63 «Кингкобра»
P-63 Kingcobra был разработан американской самолётостроительной фирмой Bell в 1942 г. как развитие P-39 Airacobra. С июня 1944 г. выпускался серийно, в 1944-45 гг. 2640 самолётов было поставлено в СССР по ленд-лизу. Самолёт с зав. № 269775 в нач. 1990-х гг. обнаружен на курильском о. Шумшу и восстановлен на заводе «Авион» в Новосибирске с использованием частей других P-39 и P-63. 12 декабря 1992 г. самолёт передан в Музей ВВС.
75. Двигатель НК-12
Турбовинтовой двигатель НК-12 разработан в 1950-е гг. в ОКБ-276 под руководством Н.Д. Кузнецова. Является самым мощным серийным турбовинтовым двигателем в мире. В 1954-75 гг. было выпущено 3714 НК-12 разных модификаций. Применялся на самолётах Ту-95, Ан-22, Ту-114, Ту-142. Музейный экземпляр (зав. № Ф541017) изготовлен в 1955 г. на авиазаводе № 24 в Куйбышеве. Поступил в музей из ВВА 20 ноября 1961 г. в препарированном виде.
76. Аппарат телеграфный «Морзе»
Пишущий телеграфный аппарат М-44 является улучшенной советской версией аппарата С. Морзе образца 1837 г. М-44 мог передавать 400-500 слов/ч. на расстояние до 500 км.
12.11.2008 г. согласно протоколу № 17 Экспертного Совета к Памятникам науки и техники были причислены следующие экспонаты ЦМ ВВС:
77. Летающая лаборатория Ту-95ЛЛ
Турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95 разработан в 1950-е гг. в ОКБ А.Н. Туполева. Строился серийно в 1955-92 гг., построено около 500 машин различных модификаций. В музее представлен второй опытный экземпляр (самолёт «95-2»). Планер изготовлен в 1952 г., но первый полёт с опытными двигателями ТВ-12 состоялся лишь 16 февраля 1955 г. После окончания испытаний в 1958 г. самолёт был переоборудован в летающую лабораторию для испытаний турбореактивного двигателя НК-6. В дальнейшем на нём испытывались двигатели НК-144 и НК-22 разных модификаций. После выработки ресурса в 1972 г. самолёт перелетел в Музей ВВС.
78. Двигатель Рено-50
Восьмицилиндровый двигатель воздушного охлаждения Renault-50 мощностью 50 л.с. создан в 1907 г. конструкторским коллективом Луи Рено. До 1909 г. этот двигатель считался наиболее мощным и применялся на многих летательных аппаратах. Двигатель с зав. № 48102 получен 11 апреля 1983 г. в дар от племянницы лётчика Б.И. Россинского.
В 2019 г. согласно протоколу Экспертного Совета к Памятникам науки и техники были причислены следующие экспонаты ЦМ ВВС:
79. Бомбардировщик 3МД
Первый в СССР реактивный стратегический бомбардировщик М-4 разработан в 1948-54 гг. под руководством В.М. Мясищева. К 1956 г. появилась новая версия самолёта - 3М, с увеличенной до 12 тыс. км дальностью полёта, более совершенным оборудованием и улучшенной аэродинамикой. В 1960 г. на вооружение ВВС поступили самолёты модификации 3МД с двигателями ВД-7Б. Самолёт 3МД 30-красный (зав. № 0301804) построен в 1960 г. на московском заводе № 23. В 1986 г. экипаж майора В. Сироткина перегнал самолёт из Моздока в Монино.
80. Истребитель Ла-15
Фронтовой истребитель Ла-15 создан в ОКБ-301 под руководством С. А. Лавочкина. Первый прототип совершил полёт в январе 1948 г. Выпущено 235 серийных машин, находившихся на вооружении ВВС и ПВО в 1949-54 гг. Музейный Ла-15 с зав. № 52210212 был изготовлен в Горьком на заводе № 21 в апреле 1949 г. Поступил в строевую часть, но уже в июне того же года передан в НИИ ВВС для испытаний на прочность. На самолёте выполнено 38 полётов, налёт составил 29 ч. 48 мин. С мая 1950 г. использовался для учебных целей в ВВИА им. Н.Е. Жуковского, в 1954 г. поступил в ЦДА им. М.В. Фрунзе, откуда в конце 1958 г. передан в Музей ВВС.
81. Истребитель-штурмовик МиГ-15бис ИШ
Опытный истребитель-штурмовик на базе МиГ-15бис разработан в 1958-59 гг. в НИИ ЭРАТ ВВС инициативной группой под руководством инженерам. С Малкова. Под крылом разместили два дополнительных отклоняемых вниз на угол до 15° пилона под блоки НУРС или бомбы. Было построено три опытныхэкземпляра. Испытания проводились в 1959-60 гг., а по их окончанию в 1961 г. один из самолётов (зав. № 2115368) передали в Музей ВВС.
82. Экспериментальный самолёт МиГ-21И
Экспериментальный самолёт МиГ-21И создан в в КБ А.И. Микояна для экспериментов в рамках разработки самолёта Ту-144. Было изготовлено два экземпляра на базе серийных истребителей МиГ-21С. Первый самолёт («Аналог») 18 апреля 1968 г. поднял в воздух лётчик-испытатель О.В. Гудков. На нём отрабатывалась методика управления самолётом, выполненного по схеме «бесхвостка». Самолёт был потерян в аварии 26 июля 1970 г., лётчик В. Константинов погиб. Второй экземпляр («Имитатор») был изготовлен в начале 1970 года. 27 января 1970 года лётчик И.П. Волк начал на нём полёты по исследованию крыла оживальной формы с наплывами разного типа. Изучалось поведение машины на скорости до 2500 км/ч и высоте до 20 км. Всего до 1972 г. было выполнено 311 полётов общей продолжительностью 200 ч. В 1980 г. самолёт наземным транспортом доставлен в Музей ВВС из ЛИИ МАП.
83. Экспериментальный самолёт С-26
Экспериментальный самолёт Су-7Л (С-26) создан в ОКБ П.О. Сухого на основе серийного Су-7БМ, на который установлены лыжные шасси конструктора Н.Г. Зырина, позволяющие совершать посадку на грунт и на бетон. В 1963-66 гг. два самолёта успешно прошли испытания. С-26, переделанный из Су-7БМ с зав. № 3610 выпуска 1961 г., 19 июня 1981 г. передан в Музей ВВС с ММЗ им. П.О. Сухого.
84. Ударный самолёт Т-6-1
Опытный ударный самолёт Т-6-1 создан в ОКБ П.О. Сухого под руководством Е.С. Фельснера в 1961-67 гг. Машина была оснащена четырьмя подъёмными (РД-36-35) и двумя маршевыми (Р-27Ф-300) двигателями. Первый полёт 2 июля 1967 г. выполнил лётчик-испытатель В.С. Ильюшин. Самолёт проходил испытания до 1974 г., совершил 320 полётов. После решения о создании ударного самолёта Су-24 с крылом изменяемой стреловидности, Т-6-1 использовался в качестве летающей лаборатории. В 1983 г. самолёт передан в Музей ВВС с ММЗ им. П.О. Сухого.
85. Истребитель Т-10-1
Т-10-1, первый опытный прототип истребителя Су-27, был изготовлен на опытном производстве ОКБ П.О. Сухого в 1977 г. Первый полёт 20 мая 1977 г. выполнил лётчик-испытатель В.С. Ильюшин. На самолёте проводились испытания на общую работоспособность, на устойчивость и управляемость. Всего выполнено 38 полётов. В процессе испытаний выяснилось, что по ряду характеристик машина не отвечает техническому заданию и уступает самолёту F-15. Было принято решение начать разработку фактически заново. Созданный впоследствии самолёт получил название Су-27. А самолёт Т-10-1 передан в Музей с ММЗ им. П.О. Сухого 23 января 1986 г.
86. Перехватчик Ту-128
Барражирующий перехватчик Ту-128 разработан в 1958-61 гг. ОКБ А.Н. Туполева на основе проекта не пошедшего в серию фронтового бомбардировщика «98». Первый полёт 18 марта 1961 г. выполнили М.В. Козлов и К.И. Малхасян. После окончания войсковых испытаний в 1965 г. самолёт был принят на вооружение. Всего в 1962-70 гг. на заводе № 64 в Воронеже было выпущено 188 самолётов. В ЦМ ВВС представлен Ту-28 - первый опытный экземпляр Ту-128. Совершил 432 полётов общей продолжительностью 398 ч. 36 мин. 2 февраля 1973 г. лётчик-испытатель М.В. Козлов перегнал самолёт в Монино с ЛИиДБ ОКБ А.Н. Туполева в Жуковском.
87. Спортивный самолёт Як-30
Реактивный учебно-тренировочный самолёт Як-30 создан в 1957-60 гг. в ОКБ А.С. Яковлева. Первый полет 2 июля 1960 г. совершил лётчик-испытатель В.Г. Мухин. В 1961 г. Як-30 выиграл у чехословацкого Aero L-29 Delfin и польского PZL TS-11 Iskra конкурс среди лёгких учебно-тренировочных реактивных самолётов для советских ВВС. Однако, к серийному выпуску приняли L-29, а Як-30 успели выпустить в количестве 4 экз. В 1975 г. третий опытный Як-30 поступил в ЦМ ВВС.
88. Штурмовик Як-52Б
Лёгкий ударный самолёт Як-52Б был построен в ОКБ А.С. Яковлева как попытка создать лёгкий недорогой манёвренный противопартизанский самолёт. На серийном самолёте Як-52 (зав. № 780102) усилили крыло и установили два пилона с подвешенными блоками неуправляемых ракет УБ-32. Самолёт прошёл заводские испытания, но военных он не заинтересовал, и дальнейшие работы были прекращены. Единственный экземпляр самолёта в 1987 г. передали в Монино.
89. Учебно-боевой самолёт Як-130Д
Учебно-боевой самолёт Як-130 разработан в 1991-96 гг. в ОКБ им. А.С. Яковлева совместно с итальянской компанией Aermacchi для замены в ВВС России самолётов L-39. Первый полёт состоялся 25 апреля 1996 г. С 2009 г. самолёт производится серийно, построено более 140 экз. В музее представлен первый опытный экземпляр - самолёт-демонстратор Як-1З0Д. 10 декабря 2012 г. он был наземным транспортом доставлен в Монино из ЛИиДК ОКБ им. А.С. Яковлева в Жуковском. Оформление документов, сбор необходимых средств и непосредственно перевозку осуществила волонтёрская организация музея.
90. Спускаемый аппарат БОР-5
Аппараты серии БОР (беспилотный орбитальный ракетоплан) создавались в ЛИИ в 1966-88 гг., как уменьшенные модели разрабатывавшихся орбитальных самолётов, для исследования устойчивости и управляемости аэродинамических схем на различных участках полёта. Все аппараты, начиная с БОР-2, имели одноразовую абляционную теплозащиту. Первый запуск состоялся 6 декабря 1969 г. Аппараты серии БОР-5 представляли собой уменьшенную в 8 раз модель ОК «Буран». При помощи ракеты К65М-РБ5 они достигали высоты более 200 км, откуда продолжали полёт по баллистической кривой, и с высоты около 50 км полёт по штатной траектории «Бурана». Всего в 1984-88 гг. было проведено пять запусков БОР-5. В музее представлен второй аппарат серии, «Модель 502», совершивший успешный суборбитальный полет 17 апреля 1985 г.
Подготовлено с использованием материалов:
1. Авиация в музеях России. Самолёты, вертолёты, двигатели / Под общ. ред. Д.А. Соболева. - М.: Ассоциация содействия развитию научно-технических музеев «АМНИТ», 2017;
2.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
3.
Программа «Памятники науки и техники».