Большая Елань - аэродром Южно-Сахалинска 1940-60-х

Aug 31, 2020 12:32



История краткая, в первом приближении. Это первый советский аэропорт Южно-Сахалинска, построенный в свое время японцами. Сейчас в городе действует другой аэродром - Хомутово.

Известно, что в городе Тоёхара, столице Южного Сахалина при японцах (ныне Южно-Сахалинск), был достаточно крупный аэродром Осава. В 1930-х годах существовала авиалиния Токио - Сендай - Аомори - Саппоро - Тоёхара) компании «Авиалинии Великой Японии». (1 - источники в конце поста) Что это за перевозчик, пока не искал. Аэродром имел бетонную ВПП длиной 1200 метров (2). В августе 1945 года его бомбили советские самолеты (3). Для интересующихся, бомбардировка железнодорожного вокзала в Тоёхаре описана штурманом Пе-2 55 МТАП Мироновым, непосредственным участником этих событий (4).

01. Осава в начале 1930-х годов.



02. Еще японские 1930-е.



03. Из текста сахалинского краеведа Челнокова (ссылка ниже).



04. Из первых советских послевоенных документов.



После победы над Японией в 1945 году Осава стала использоваться как главный аэродром уже советскими Военно-воздушными силами (гражданский воздушный флот в это время подчинялся ВВС). Минимум до конца 1946 года Осава оставалось географическим названием (5). Тоёхара была переименована в город Южно-Сахалинск в июне 1946 года (6). В 1947 году Южно-Сахалинск стал столицей Сахалинской области, в этом же году ставшей самостоятельным субъектом РСФСР. До этого после окончания войны на острове одновременно существовали две области: прежняя Сахалинская на севере и новая - Южно-Сахалинская область, с делением по бывшей границе с Японией. Причем, обе входили в состав Хабаровского края. Одновременно с административными изменениями, в марте 1947 года в аэропорту Южно-Сахалинска был создан собственный 38-й авиатранспортный отряд (АТО). Возглавил его Приходовский М.И. (во время войны пилот 12 транспортного отряда ДВУ ГВФ 10 ВА 2 ДВФ) (7) Основное двухэтажное деревянное здание аэропорта было построено японцами. В нем в послевоенные годы располагались основные службы предприятия (8). В том же 1947 году на Южном Сахалине и Курильских островах введен пограничный режим, который действовал до 1991 года.

05. Японское здание аэровокзала. Надпись на нем "Южно-Сахалинск".



06. Описание попытки вылета из Южно-Сахалинска в начале 1947 года (4).





07. Это расписание из Москвы у меня подписано как 1950-й год.



08. Приходовский Михаил Иосифович, 1917 года. Фото сделано в 1978 году.



38 АТО стал базовым для двух самолетов Ли-2, в июле 1948 года к ним добавляется С-47 (9). Гражданские рейсы на Курильские острова появились в 1950 году (8). В 1951 году аэродром «Южно-Сахалинск» (Большая Елань) был подготовлен к приему самолетов Ил-12 (10). Для взлета-посадки этому самолеты нужна была полоса длиной менее 1000 метров. Что мешало принимать Ил-12 в предыдущие несколько лет, пока не выяснил.

09. Фото хабаровского Ил-12 СССР-01346 в Большой Елани (судя по номеру, фото 1958 года или позже).



10. Следующие пять иллюстраций взяты из документального фильма "Остров Сахалин", который снял известный режиссер Эльдар Рязанов. Фильм вышел в 1954 году.

Посадка Ли-2.



11. Ли-2 СССР-Л4483. Искал его в российском интернете, не нашел. Нашелся в зарубежных источниках. Известно, что самолет базово эксплуатировался на Дальнем Востоке.



12. Пассажиры 1950-х. Слева - почти объятия девушек. Одна прилетела, вторая встречает.

Если номер 18428510, то это борт СССР-Л4517.



13. Ли-2 на стоянках Большой Елани.



14. С августа 1953 года по декабрь 1955 года командиром 147 лётного отряда ДВУ ГА работал Михаил Иванович Алексашин.



15. Повтор заглавного фото с авторством.



16. В разных источниках нашел два разных варианта времени постройки существующего до сих пор советского аэровокзала. По одной версии, это здание было построено к приезду Хрущеву (наверно, случайно, т.к. вряд ли строили заранее под конкретный визит в октябре 1954 года).

Вот это фото в сахалинском источнике подписано как 1958 год. Вид со стороны города.



17. У этого фото подпись - 1963 год.



18. Еще один вид перрона. Военных самолетов не видно.



19. Базовый Ил-14 в Елани. Выпущен в 1956 году. Интересно, до какого года летали самолеты с номерами Л...?



В 1956 году на базировку поступают вертолеты Ми-1 и Ми-4 (9). Интересно про Ил-14 - во всех просмотренных источниках содержится фраза о поступлении в Южно-Сахалинск базовых Ил-14 «во второй половине 1950-х годов». Конкретный год пока найти не смог. На конец 1963 года к 147 ЛО были приписаны шесть Ил-14 постройки 1956-57 годов.

До поступления на Сахалин первых Ан-24 в 1969 году Ил-14 летали из Южно-Сахалинска, в том числе из аэропорта Большая Елань, в Хабаровск, Оху, Шахтерск, Кировское (Тымовск) и на южные Курильские острова (8).

Есть литературное описание долгого ожидания пассажирами рейса на Кунашире в Южно-Сахалинск летом 1959 на Ил-14. Оно представлено в конце этого поста.

20. Про развитие гражданского воздушного флота в СССР и на Сахалине. Базовые Ан-10 в начале 1960 года вышли на дальневосточные трассы из Хабаровска.



В начале 1960-х годов на 4 км южнее Большой Елани в Хомутово началось строительство новой бетонной полосы для приема крупных лайнеров типа Ил-18 и Ан-10. С вводом в строй этой полосы планировалось перенести туда главный аэропорт острова, а аэропорт в Елани - закрыть. Что и было сделано. Новая полоса в Хомутово была длиной 2200 метров (10, здесь же она названа «железобетонной»), в другой версии - 1800 метров (11, 12).

21. Строительство в Хомутово. По информации гендиректора аэропорта Южно-Сахалинска Багрова В.К. в 1995-2000 годах (9), с зимы 1964 года аэропорт Хомутово стал принимать хабаровские самолеты Ан-10, а с мая 1964-го - Ил-18, которые соединили остров с Москвой с промежуточной посадкой в Красноярске. Это при том, что аэровокзал был открыт только в ноябре 1965 года.



22. Строящийся аэровокзал и дорога в аэропорт.



23. Не смог найти четкой информации, был ли на месте Хомутово ранее военный аэродром. Есть впечатление, что был. Например, вот из этого текста сахалинского писателя и краеведа Гапоненко. И из некоторых других недокументальных источников.





После прекращения полетов в Большой Елани была организована автошкола ДОСААФ.
_____________________________________________________________________________

Источники

1. http://region65.com/aerodrom-osava/
2. Челноков. Японские аэродромы https://ded-banzai.livejournal.com/15918.html и https://avro-live.livejournal.com/201343.html
3. Овчинников В., Люди неба сахалинского. Южно-Сахалинск, 2012. Стр.38
4. Миронов И.Ф. В погоне за горизонтом. Санкт-Петербург, 2004.
5. Сахалинские корейцы: история и современность (сборник документов и материалов 1880-2005). Южно-Сахалинск, 2006
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%B6%D0%BD%D0%BE-%D0%A1%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA
7. https://pamyat-naroda.su/awards/30014844
8. https://www.youtube.com/watch?v=CKUw3lS7N9Y
9. 70 славных лет. (История авиапредприятий ДВУ ГА). Хабаровск, 2000
10. https://airportus.ru/o-kompanii/history/
11. https://sakhalin.info/news/106646
12. https://aviaforum.ru/threads/struktura-sistemy-aehroflota-v-70-80-e-gody.26240/
13. Док.фильм "Остров Сахалин". Эльдар Рязанов. 1954
14. Гапоненко К. С войной не кончили мы счеты. Южно-Сахалинск
15. Гапоненко К. Надежные люди. Южно-Сахалинск, 2014

Вопросы, на которые пока не смог найти ответы:

- В каком году был построен существующий и сегодня аэровокзал в Большой Елани? Есть две версии: «под приезд Хрущева в 1954 году» и «в начале 1960-х».

- Что произошло в 1951 году, если в этот год начали принимать Ил-12. В Хабаровске Ил-12 летали с 1947 года.

- Были ли базовые Ил-12 на Сахалине?

- В каком году на Сахалине появились базовые Ил-14? Многократно повторенный в различных источниках вариант: «вторая половина 1950-х».

- Был ли аэродром Большая Елань аэродромом совместного базирования в 1940-50-х годах? Есть непроверенная информация, что в то время в Южно-Сахалинске базировались штурмовики Ил-10 (из 96-й авиационной штурмовой Амурской авиадивизии, с 1949 года переименованной в 159-ю ШАД). И не только они.

- Существовал ли аэродром в Хомутово до того, как в том месте стали строить новую полосу под Ил-18?

- Правда ли, что первые регулярные пассажирские рейсы в Южно-Сахалинск на Ил-18 начались в 1963 году на военный аэродром Сокол (под Долинском)? Как это было во время удлинения полосы в 1980-х с Ту-154.

- Когда был выполнен последний вылет из Большой Елани?

Ищу расписания аэропортов Сахалинской области периода Ил-14.

ПС. Про полеты на Курилы и обратно 1959 года. Из книги: Кутелев А.К., На дальних наших островах. М., 2018.











Другие мои посты:

Про военный аэродром Сокол - ссылка

Про военный аэродром на курильском острове Матуа - ссылка

Про рейс KAL 007, подборка - ссылка

Япония, история авиации, Ли-2, Ил-18, Ил-14, история, аэродром, аэровокзал

Previous post Next post
Up