Средний бомбардировщик и фоторазведчик English Electric Canberra из музеев...

Feb 12, 2020 08:52

English Electric Canberra - британский средний бомбардировщик. Совершил первый полёт 13 мая 1949 года. Состоял на вооружении Королевских ВВС с 1951 года, отдельные самолёты использовались до 2006 года. Всего в Великобритании и Австралии построено около 950 самолётов.
Canberra поставлялась на экспорт в 15 стран мира и применялась во множестве военных конфликтов. В США самолёт выпускался по лицензии под обозначением B-57. Огромное количество этих самолетов самых различных модификаций можно увидеть в музеях мира.
Даксфорд English Electric Canberra B.2


РАФ English Electric Canberra PR.3


РАФ English Electric Canberra PR.9


Дейтон RB-57


Музей в Даксфорде.
Музей РАФ и РАФ-2
Национальный музей авиации США,Дейтон
все,что у меня есть по English Electric Canberra
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.


Первый самолет из музея в Даксфорде это первая серийная модификация этого самолета: English Electric Canberra B.2 с номером WH725 и заводским EEP71206. WH725 был построен компанией English Electric и поставлен 25 мая 1953 года в No. 15 Squadron, RAF Coningsby. Позже передан в No 50 Squadron на RAF Binbrook. А после Суэцкой компании он перешел вместе с подразделением на RAF Upwood в Cambridgeshire,...
Самолет списали в 1972 году и поместили на музейное хранение в Imperial War Museum на RAF Duxford.


Англичане любили давать тяжелым многомоторным самолетам имена крупнейших городов своих заморских владений, как бы подчеркивая тем самым всемирную мощь британской колониальной империи, "над которой никогда не заходит солнце": Vickers Wellington, Bristol Bombay, Blackburn Perth... Последней в этом ряду стала Canberra. Но по иронии судьбы, когда бомбардировщик с таким названием впервые поднялся в воздух, империя распалась, а Канберра уже была столицей независимого австралийского государства.


В середине 1944 года британское министерство авиации начало разработку технического задания на первый английский реактивный бомбардировщик. Определенные предпосылки для такого задания уже имелись: англичане успели накопить известный опыт проектирования, выпуска и эксплуатации ТРД и самолетов с ними (Gloster Meteor, de Havilland Vampire). Возможно, руководителей британской авиапромышленности подстегнули появившиеся разведывательные данные о наличии у Германии реактивных бомбардировщиков Arado Ar 234 Blitz. Тем не менее, из-за новизны дела задание 1944 года носило больше ориентировочный характер. Разрабатывалось оно с явной оглядкой на Mosquito, да и сами англичане не скрывали, что рассчитывают на новый бомбардировщик, как на реактивный наследник легендарной деревянной машины. Предусматривались следующие основные характеристики: крейсерская скорость 800 км/ч, дальность 2500 км, потолок 11 - 14 км, бомбовая нагрузка 2700 кг.


За проектирование принципиально нового бомбардировщика взялась компания English Electric в г. Престон (графство Ланкашир, Восточная Англия). В то время компания занималась лицензионным выпуском самолетов и авиационного оборудования и могла позволить себе заняться проектированием на перспективу. К тому же в 1944 году во главе КБ компании стал известный конструктор Уильям "Гедди" Петтер, перешедший из Westland Aircraft. Петтер был известен своим легким многоцелевым самолетом Lysander и истребителем Whirlwind. При проектировании новой машины Петтер, учитывая опыт войны и требования заказчика, выбрал концепцию легкого высотного бомбардировщика с большой дальностью полета, достаточно высокой скоростью и маневренностью, что позволяло (по опыту Mosquito) избавиться от оборонительного вооружения.


КБ компании проработало ряд эскизов нового самолета, и к маю 1945 года появился окончательный вариант, обещавший наилучшие результаты. Проект получил фирменное обозначение A.1. К этому времени компания Rolls-Royce разработала свой первый ТРД с осевым компрессором AJ.65 и предполагаемой тягой около 3000 кг. Петтер решил установить два таких двигателя, разместив мотогондолы в крыле. Отличительной особенностью проекта А.1 стал выбор крыла с малым удлинением (4,3), умеренной относительной толщиной профиля (12-9%) и сравнительно небольшой удельной нагрузкой (около 200 кг/м). Крыло было не стреловидным. Такое решение обеспечивало достижение максимальной крейсерской высоты полета, улучшение маневренности и управляемости, особенно на малых скоростях. Рассматривалось предложение об установке стреловидного крыла, но ожидаемая прибавка в скорости на 50 км/ч не компенсировала увеличение взлетного веса на 2 с лишним тонны. После согласования всех деталей между компаниями English Electric и Rolls-Royce проект A.1 был представлен руководству министерства авиации и ВВС. Конструкция и расчетные характеристики проекта вполне удовлетворили заказчиков, и осенью 1945 года последовала выдача компании English Electric официального заказа "В.3/45" на выпуск четырех прототипов бомбардировщика A.1.


7 января 1946 года началась подготовка к выпуску этих машин. Одновременно компания вела испытания высотного оборудования, для чего использовался переоборудованный истребитель Meteor F.4. Интенсивные работы над новыми ТРД, названными Avon, в 1946 - 1947 годах вела и компания Rolls-Royce. Впрочем, для подстраховки Петтер решил перепроектировать второй прототип под уже освоенные в производстве и эксплуатации ТРД Rolls-Royce Nene, имевшие, однако, меньшую тягу. Кроме прототипов, готовился полномасштабный макет, предназначенный для отработки бортовых систем. Монтаж прототипов шел очень медленно, более двух лет, что объяснялось новизной решаемых проблем. В частности, уже в ходе сборки прототипов решили заменить двигатели Avon R.А.1 на новые более мощные ТРД Avon R.А.2 тягой по 2720 кг каждый. Длительный срок постройки прототипов, тем не менее, имел и положительную сторону. Министерство авиации, убедившись в тщательности отработки конструкции А.1, в марте 1949 года, еще до начала испытаний выдало заказ на 132 серийные машины в трех вариантах: бомбардировщика, разведчика и учебно-тренировочного самолета.


Наконец, 13 мая 1949 года летчик-испытатель П.Бьюмонт на аэродроме в Уортоне (куда было переведено КБ компании) поднял в воздух первый прототип А.1. Испытания проходили на редкость успешно. Уже во втором полете Бьюмонт осуществил ряд сложных эволюции, убедившись в отличной управляемости самолета. Этот же прототип летом 1949 года продемонстрировал свои выдающиеся летные характеристики на авиашоу в Фарнборо. Также успешно в этом году прошли испытания остальных трех прототипов, причем последний из них использовался для отработки дозаправки в воздухе. У ВВС новый бомбардировщик получил кодовое обозначение Canberra B.Mk.I. Однако для серийного выпуска конструкцию самолета потребовалось несколько изменить. При разработке Canberra предполагалось, что его экипаж будет состоять из двух человек - пилота и штурмана, оснащенных установкой прицельного бомбардировочного оборудования большой точности. Но к моменту испытаний Canberra это оборудование еще не было отработано. Поэтому военные потребовали ввести на серийных машинах место третьего члена экипажа - бомбардира и установить оптическое прицельное оборудование. Петтеру пришлось срочно изменить носовую часть, которая получила дополнительное остекление. Заодно была проработана установка новых, более мощных ТРД Avon R.А.3 тягой по 2950 кг, а на концах крыльев установили дополнительные каплеобразные топливные баки. В таком виде самолет приняли на вооружение и запустили в серию под обозначением В.Мк.2.


Первая серийная Canberra поднялась в воздух 21 апреля 1950 года под управлением П.Бьюмонта. В разгар Корейской войны английское правительство решило ускорить перевооружение своей бомбардировочной авиации, для чего к выпуску Canberra, кроме завода English Electric в Престоне, подключились компании Avro, Handley Page и Short Brothers. Одновременно с выпуском В.Мк.2, но в гораздо меньших размерах, налаживался выпуск модификаций, предусмотренных заданием 1947 года: высотного фоторазведчика PR.Mk.3 и учебно-тренировочного T.Mk.4 У последнего была изменена передняя часть, где рядом друг с другом сидели инструктор и ученик, и имелось двойное управление. Всего же руководство ВВС и министерства авиации, с учетом ожидавшихся экспортных заказов, планировало выпустить около 1000 Canberra, которые становились стандартным тактическим бомбардировщиком RAF. В декабре 1950 года первые серийные Canberra начали поступать в 231-ю учебно-тренировочную эскадрилью, где шло обучение экипажей. Оно было коротким: для подготовки линейных пилотов считалось достаточным 20 часов налета на учебных и боевых Meteor и 3-х часов на учебной Canberra. Это свидетельствовало о простоте управления и надежности новых бомбардировщиков. Поэтому уже в январе 1951 года началось перевооружение на "двойки" боевых эскадрилий Бомбардировочного Командования, первыми из которых стали 101-я и 617-я.


Выпуская серийные машины, компания English Electric продолжала опытные разработки. В июле 1952 года на испытания вышел прототип B.Mk.5 - опытный самолет для целеуказания, разработанный на базе B.Mk.2. Эта машина открыла второе поколение Canberra, так как на ней были установлены более мощные ТРД Avon R.А.7 (Мк.109) с тягой по 3400 кг и интегральные крыльевые бензобаки. ТТХ "пятерки" существенно повысились. Внешним отличительным признаком В.5 была оптически плоская панель в нижнем остеклении носовой части фюзеляжа. В серию самолет не пошел.


Компания также рассматривала варианты установки на Canberra ТРД Bristol Olimpus и Armstrong Siddley "Sapphire", для чего выпускались опытные экземпляры машины. Но предпочтение было все же отдано Avon. Используя наработки по B.5, конструкторы разработали новую, весьма перспективную модификацию B.Mk.6. Прототип взлетел в июне 1954 года. Машина имела удлиненный на 0,3 м фюзеляж. Некоторые из них переделывались в бомбардировщик-штурмовик путем установки подфюзеляжного контейнера с четырьмя 20-мм пушками. На основе "шестерки" был разработан высотный фоторазведчик PR.Mk.7. Как и на "тройках", на "семерках" была установлена фотоаппаратура для съемки с больших высот, а бомбардировочное оборудование снято.


В 1953 - 1954 годах Петтер и инженеры его КБ, анализируя итоги воздушной войны в Корее, пришли к выводу о том, что круг задач Canberra как тактического бомбардировщика необходимо расширить. Кроме классического бомбометания с горизонтального полета, от самолета требовалось атаковать вражеские коммуникации, для чего следовало предусмотреть установку мощного пушечного вооружения. Путем минимальной переделки в полевых условиях бомбардировщик должен был превращаться в фоторазведчик. Предъявлялось и требование нести тактическое атомное оружие.


Для выполнения всех этих задач Петтер разработал своеобразную концепцию высотного бомбардировщика-штурмовика, "универсального самолета", на основе которой был спроектирован прототип B.1.Mk.8. Сохранив планер и силовую установку "шестерки", новый самолет получил полностью измененную носовую часть. Экипаж сократился до двух человек. Для лучшего обзора пилота установили большой каплевидный фонарь, смещенный влево от продольной оси симметрии. Штурман имел два сиденья: стартовое - в кабине за пилотским и рабочее - в полностью герметизированной носовой части фюзеляжа, где стоял оптический бомбардировочный прицел.


Для обстрела наземных целей компания Boulton Paul создала специальный компактный быстросъемный контейнер с четырьмя 20-мм пушками "British Hispano" (могли устанавливаться и 30-мм пушки). Контейнер размещался в заднем бомбоотсеке. Под крыльями появились два пилона для подвески 1000-фунтовых бомб или кассет с НУР. Для ведения фоторазведки в заднем бомбоотсеке могли устанавливаться АФА, а в переднем - 16 осветительных ракет. В атомном варианте самолет мог нести одну килотонную бомбу, для точного сброса которой предназначалась радиоэлектронная система LABS.


23 июля 1954 года с аэродрома в Престоне поднялся в воздух первый прототип В.(1) Мк.8. После непродолжительных успешных испытаний ВВС санкционировали выпуск "восьмерок" сразу на двух заводах: компании English Electric в Престоне и компании Short Brothers в Белфасте. Всего для британских ВВС было выпущено 73 Canberra этой модификации. Первые серийные "восьмерки" начали в январе 1956 года поступать в части, дислоцированные в ФРГ. Одновременно производились и фоторазведчики PR. Мк.9 с удлиненным до 20,72 м фюзеляжем. Они получили новые ТРД Avon R.А.27 (Мк.209) с тягой по 4552 кг, а размах крыла был увеличен на 1,22 м. В Белфасте было выпущено 22 "девятки".


"Восьмерка" оказалась последней самой удачной бомбардировочной модификацией Canberra. Появление в середине 1950 годов сверхзвуковых истребителей с бортовой радиолокационной аппаратурой и УР класса "воздух-воздух" в корне изменило ситуацию. Отныне применение Canberra в качестве тактических бомбардировщиков на основных ТВД становилось возможным лишь при достижении господства в воздухе и с истребительным прикрытием.


Более успешным представлялось применение Canberra в локальных войнах, где не так велик риск столкновения с современным противником. Поэтому В.(1).Мк.8 выпускался малой серией. От создания дальнейших бомбардировочных модификаций отказались. Однако оставалась возможность использовать Canberra в качестве учебных и разного рода вспомогательных самолетов, чем и воспользовались специалисты English Electric и руководство RAF. Так, на основе устаревших В.Мк.2 появились учебные машины Т.Мк.21. В экспериментальном порядке те же "двойки" переоборудовались в беспилотные самолеты-мишени U.Мк.10.


Наиболее удачными можно считать две модификации, выпущенные в небольшом количестве в 1960 годы. Т.Мк.11 служил для подготовки операторов бортовых РЛС всепогодных истребителей-перехватчиков. В его носовой части имелись антенны различных типов РЛС. Т.Мк.17 применялся для обучения операторов средств радиоэлектронной разведки и электронной борьбы, с установкой соответствующей аппаратуры. Также было выпущено несколько самолетов-буксировщиков мишеней Т.Т.Мк.18. Наконец, в начале 1960 годов модернизировалась часть серийных "шестерок" путем установки нового оборудования и монтажа подкрыльевых подвесок под 454-кг бомбы или кассеты с НУР (обозначение В.Мк.15 и В.Мк.16).


Canberra заинтересовались за рубежом. Появились первые контракты на поставку этих машин в другие страны. Первым зарубежным покупателем стала Австралия. ВВС этой страны в начале 1949 года, еще до испытаний первого прототипа начала переговоры о лицензионном производстве самолетов. В 1951 году австралийцы купили два серийных бомбардировщика В. Мк.2 для обучения экипажей, и в том же году на заводе государственной компании (Government Aircraft Factories) начался выпуск 48 Canberra, отличавшихся от серийных "двоек" наличием интегральных крыльевых топливных баков (обозначение В.Мк.20). Впоследствии 7 из них были переоборудованы в учебно-тренировочные Т.Мк.21.


Интерес к Canberra проявили и США, чьи ВВС в то время нуждались в большом количестве тактических бомбардировщиков. В 1950 году группа высших чинов американской авиации ознакомилась с прототипами Canberra, а 21 февраля 1951 года серийный бомбардировщик В.Мк.2 совершил беспосадочный трансатлантический перелет Алдерегроу (Сев. Ирландия) - Гэндер (Ньюфаундленд), откуда перелетел на базу ВВС США Эндрюс. После всесторонних испытаний американцы решили наладить лицензионное производство силами компании Martin. Компания значительно изменила конструкцию самолета, в результате чего появился бомбардировщик В-57 (Martin 272).


В 1952 году четыре "двойки" совершили демонстрационный полет по 14 странам Латинской Америки. Это послужило толчком к появлению заявок на поставки Canberra в страны региона. В 1953 году шесть В.Мк.2 заказала Венесуэла. В 1957 году к ним добавились восемь В.(1). Мк.8. Затем последовали заказы на В.Мк.6: Эквадор в 1954 году приобрел 6 машин, Перу - 30. Кроме того, перуанские ВВС в 1955 году заказали 8 В.(1).Мк.8. Чилийцы закупили 3 фоторазведчика P.R.Мк.9, Аргентина - 10 "двоек" и 2 учебных Т.Мк.4. Модификация В.(1).Мк.12 (на базе "восьмерки", но со спаренным управлением) производилась для ВВС Новой Зеландии и ЮАР.


Крупнейшим зарубежным заказчиком стала Индия. В 1957 году ее ВВС приобрели 71 В.(1).Мк.8 и 10 фоторазведчиков Р.R.Мк.7. Эти самолеты изготавливались в тропическом исполнении компанией Boulton Paul (соответственно, как В.(1).Мк.58 и P.R.Мк.57). В 1965 году были закуплены еще 15 В.Мк.6. В 1960 годы Canberra приобретали Южная Родезия (18 бывших английских "двоек"), Катар - 2 "двойки", Эфиопия - 4.


Поставки Canberra в европейские страны оказались гораздо скромнее. В 1954 году Франция приобрела шесть В.Мк.6, использованных ею для испытаний новых двигателей и образцов управляемого оружия. Шведы купили два учебных самолета Т.Мк.11, носивших в шведских ВВС обозначение Тр.52. Наконец, в 1960 году английские ВВС передали западногерманским люфтваффе четыре Canberra В.Мк.2. Они были переоборудованы и использовались для проведения картографических работ. Всего до 1962 года было выпущено 949 Canberra различных модификаций, из них 901 в Англии на заводах компаний English Electric, Short Brothers, Avro, Handley Page и Boulton Paul и 48 - в Австралии.


Боевое крещение Canberra получили в ходе Суэцкого кризиса 1956 года. При подготовке операции "Мушкетер" (оккупация зоны Суэцкого канала) англичане сосредоточили на Мальте и Кипре 17 бомбардировочных и одну разведывательную эскадрилью, оснащенные в основном Canberra. 31 октября 1956 года Canberra В.Мк.2 из 12-й эскадрильи совершили первые боевые вылеты, атаковав египетские авиабазы. А 6 ноября была потеряна первая (и последняя) в этом конфликте Canberra: фоторазведчик P.R.Мк.7 был перехвачен и сбит сирийскими МиГами".


В декабре 1961 года Индия по просьбе ООН направила восемь В.(1).Мк.8 в заирскую провинцию Катанга, где войска ООН вели бои с катангскими сепаратистами. Индийские Canberra атаковали в основном аэродромы и коммуникации повстанцев. Боевой опыт заирской операции весьма пригодился экипажам этих машин в 1965 году, во время индо-пакистанского конфликта. Canberra оказались единственными боеспособными бомбардировщиками индийских ВВС. Они активно участвовали в боях, нанося удары по аэродромам и тыловым объектам противника. Участвовали индийские Canberra и в конфликтах с Пакистаном 1971 и 1975 годов. Во время столкновения на Фолклендах 1982 года восемь аргентинских Canberra использовались для бомбовых ударов по английским наземным и морским целям. Днем они действовали под прикрытием Dagger (израильский вариант Mirage III), ночью самостоятельно, на средних высотах. Ни одна из них не была сбита, хотя зарегистрированы попадания зенитных и авиационных УР.


И в настоящее время Canberra остаются в боевом строю. Они находятся на вооружении ВВС латиноамериканских стран, Индии, ЮАР. В королевских ВВС Великобритании (RAF) Canberra были сняты с вооружения боевых авиачастей в конце 1960 годов. Сейчас ими оснащена лишь одна авиачасть - 360-я эскадрилья, имеющая специальные учебные самолеты Т.Мк.17А с новейшими радиоэлектронными системами. Они используются для обучения специалистов РЭБ и РЭР ВВС и ВМС. Срок службы Canberra первоначально был продлен до 1995 года, потом был продлен еще.


Второй самолет это English Electric Canberra PR.Mk 3 из музея РАФ с номером WE139 и заводским c/n EEP71110. Здесь полная история самолета.
Построен в 1953 году, и сразу был модифицирован для участия в United Kingdom to New Zealand Air Race. Камера была демонтирована и заменена на дополнительный топливный бак, двигатель был модифицирован для отдачи большей мощности, позже установили и более эффективные тормоза. Самолет также получил автопилот и дополнительное оборудование для навигации.
Гонка прошла 8/9 октября 1953 года и WE139 стал победтелем, пройдя маршрут за 29 часов и 51 минуту. На маршруте был установлен мировой рекорд прохождения от Лондона до Басры за 5 часов 13 минут. После этого самолет летал с демонстрационными полетами по Дальнему Востоку.
В декабре 1953 года он летал на Kitty Hawk на празднование 50 годовщины первого полета Братьев Райт от имени English Electric.
В феврале 1954 года он поступил на службу и летал в 540sqn, 69sqn, 39sqn и завершил карьеру в 231OCU. В 1969 году его посчитали важным для истории и его списали и отправили на RAF Henlow на хранение для музея RAF. Это было в Hendon.


Canberra PR.Mk 3 из музея РАФ. PR.Mk 3 это вариант B.Mk 2 с оборудованием для высотной фоторазведки. Было построено 37 самолетов, еще два самолета построили для Венесуэлы под обозначением Canberra PR.Mk 83.


Двигатель Avon R.A.3 с тягой 6,500 фунтов (28.91 kN).


Canberra представляла собой цельнометаллический свободнонесущий среднеплан с однокилевым хвостовым оперением и трехопорным шасси с носовой стойкой. Фюзеляж типа "полумонокок", круглого сечения был разделен на три отсека. Носовая часть с кабиной экипажа отделена герметичной перегородкой. Остекление носовой части и фонаря пилотской кабины сделано из плексигласса. Для аварийного покидания самолета в кабине пилота имелись катапультируемые кресла "Мартин-Бейкер" Мк.1B/Mk.2CB. Штурман мог покинуть самолет через люк в носовой части.


За гермокабиной располагалось радиоэлектронное оборудование, пневмо- и гидросистемы. В центральной части фюзеляжа находились два бомбоотсека с гидравлическим приводом створок. Крыло однолонжеронное, неразъемное. Лонжерон проходил сквозь фюзеляж. Профиль крыла симметричный. До мотогондол крыло прямое, за мотогондолами стреловидность передней кромки составляла 4 градуса, задней - 14 градусов.


Элероны с внутренней весовой компенсацией типа Westland-Irving и триммерами. По задней кромке располагались четырехсекционные закрылки с гидроприводом. На верхней и нижней поверхностях крыла имелись воздушные тормоза. Стабилизатор свободнонесущий цельнометаллический. Киль смешанной конструкции, в передней его части деревянная панель с полотняной обшивкой, шасси - носовое трехстоечное, с гидроприводом. Носовая стойка убиралась поворотом назад в фюзеляж, основные стойки - в крыло по направлению к оси самолета. Колеса тормозные, с пневматиками низкого давления компании Dunlop.


Общий вид...


Табличка с описанием.


Фото 9.


Выходное устройство двигателя.


Сам двигатель где то в глубине.


Вид снизу.


И хвостовая часть.


Третий самолет и второй самолет из музея РАФ, это English Electric Canberra Pr9 XH171, заводской SH1735. Здесь полная история самолета.


Canberra PR.Mk 9 это высотный фоторазведчик с увеличенной хордой центроплана и удлиненными консолями. Полный размах крыла составлял 20.68 м, практический потолок - 17680 м. Рули оснащены бустерными гидроусилителями, место штурмана расположено в носовой части. Самолет оснащался двигателями Avon Mk 206 тягой по 48,93 кН. Построен один прототип и 23 серийные машины.


Носовая часть.


Двигатель


Модификации :
Canberra B.Mk 2 первая серийная модификация
Canberra PR.Mk 3 вариант B.Mk 2 с оборудованием для высотной фоторазведки (37 самолетов); еще два самолета построили для Венесуэлы под обозначением Canberra PR.Mk 83.
Canberra T.Mk 4 учебная версия B.Mk 2 со сдвоенным управлением (67 самолетов). Позднее часть самолетов переоборудована для экспорта: Canberra T.Mk 13 для Новой Зеландии, Canberra T.Mk 54 для Индии, Canberra T.Mk 64 для Аргентины и Canberra T.Mk 84 для Венесуэлы.
Canberra B.Mk 5 самолет-мишень на базе B.Mk 2 с носовым обтекателем без остекления и плоским иллюминатором бомбардира (один прототип).
Canberra B.Mk 6 промежуточная версия ночного тяжелого перехватчика с подкрыльевыми и подфюзеляжными пушечными контейнерами и с увеличенной бомбовой загрузкой до 3629 кг. (22 самолета). 10 из них позже продали Индии и столько же - Перу под обозначениями Canberra B(I).Mk 66 и Canberra B(I).Mk 56
Canberra PR.Mk 7 PR.Mk 3 с турбореактивными двигателями Avon Mk 109. 77 таких самолетов под обозначением Canberra PR.Mk 57 проданы Индии, получившей позже еще две машины Canberra PR.Mk 67 со слегка видоизмененным оборудованием.


Canberra B (I).Mk 8 ночная версия семейства Канберры, с установленными контейнером для 4 20 мм или 30 мм пушек. Так же многоцелевая модификация (дальний ночной тяжелый перехватчик, высотный бомбардировщик и целеуказатель). С 1963 года эти машины оснащались УР класса "воздух-поверхность" (73 самолета); модификация также строилась для Индии, Перу и Венесуэлы под обозначениями Canberra B(I).Mk 58, Canberra B(I).Mk 68 и Canberra B(I).Mk 82. По списании из британских ВВС одну машину переоборудовали для Перу с тем же обозначением Canberra B(I).Mk 56, что и 10 переделанных из стандарта Canberra B(I).Mk 6.
Canberra PR.Mk 9 высотный фоторазведчик с увеличенной хордой центроплана и удлиненными консолями. Полный размах крыла составлял 20.68 м, практический потолок - 17680 м. Рули оснащены бустерными гидроусилителями, место штурмана расположено в носовой части. Самолет оснащался двигателями Avon Mk 206 тягой по 48,93 кН. Построен один прототип и 23 серийные машины.
Canberra D.Mk 10 это обозначение применялось для 24 самолетов, первоначально обозначенных Canberra U.Mk 10, преобразованных из Canberra B.Mk 2 для использования в виде целей.
Canberra T.Mk 11 модификация B.Mk 2 с РЛС AI.Mk 17 в носовой части фюзеляжа и кабиной для двух пилотов и двух курсантов; разработан для обучения пилотов и штурманов всепогодных истребителей использованию РЛС перехвата воздушных целей (семь переделанных машин).


Canberra B(I).Mk 12 модификация B(I).Mk 8 для ВВС Новой Зеландии и ЮАР (10 и 6 самолетов соответственно).
Canberra T.Mk 13 версия T.Mk 4 для ВВС Новой Зеландии (два самолета).
Canberra U.Mk 14 конверсия Canberra D.Mk 10, проведена фирмой "Shorts" (позже переименована в Canberra D.Mk 14) для использования в качестве самолетов-мишеней при испытаниях морской ЗРК Sea Cat.
Canberra B.Mk 15 модификация B.Mk 6 с подкрыльевыми креплениями для двух 454-кг бомб либо блоков НАР и усовершенствованным навигационно-связным оборудованием (38 переделанных машин).
Canberra E.Mk 15 модификация B.Mk 15 для высотной калибровки навигационного оборудования.
Canberra B.Mk 16 аналог B.Mk 15 с добавлением оборудования Blue Shadow (20 переделанных машин).
Canberra T.Mk 17 конверсия учебной модификации B.Mk 2 с системой РЭБ Whittaker ARI.23363 либо ARI.23379 Yellow Veil, оборудованием радиотехнической разведки GTE Dragonfly, блоками сброса дипольных отражателей в бомбовом отсеке и системой оповещения об облучении РЛС в носовой и хвостовой частях фюзеляжа. Конвертированы 24 машины. В конце 1980-х годов шесть из 12 уцелевших к тому времени самолетов модифицировали до стандарта Canberra T.Mk 17A, оснастив их улучшенной системой РЭБ.
Canberra TT.Mk 18 буксировщик мишеней на базе B.Mk 2. Построены 18 экземпляров.
Canberra T.Mk 19 самолет-мишень. Фирма "Marshalls" переделала восемь таких самолетов из учебных ночных истребителей T.Mk 11.
Canberra B.Mk 20 построенный в Австралии по лицензии тактический бомбардировщик с двигателями Avon Mk 109 (48 экземпляров).
Canberra T.Mk 21 переделанный в Австралии учебный самолет (семь экземпляров - пять переделано из Mk 20 и два - из Mk 2).
Canberra T.Mk 22 учебная версия PR.Mk 7 с РЛС Blue Parrot и другими системами для экипажей морской авиации Великобритании. Построены семь экземпляров.


Ну и четвертый самолет из музея ВВС США в Дейтоне это Martin RB-57D Canberra 33982 BA-982, военный номер 53-3982 и заводской 006. Чтобы вы оценили как поработали американцы над английской машиной. Это один из 13 фоторазведчиков RB-57D. Покрашен так, как он летал в конце 1950 годов во время службы в 4025th SRS(L). В музей попал в 2004 году.


В этом музее самолеты расположены в очень темных ангарах...


Общий вид сзади.


Фото 10.


Двигатель Pratt & Whitney J57-P-9.


И вид снизу...


ЛТХ:
Модификация Canberra B.Mk.6
Размах крыла, м 19.50
Длина самолета, м 10.96
Высота самолета, м 4.77
Площадь крыла, м2 89.19
Масса, кг
пустого самолета 9820
нормальная взлетная 20866
максимальная взлетная 24915
Топливо, л 11169.5
Тип двигателя 2 ТРД Rolls-Royce Avon RA.7 Mk.109
Тяга нефорсированная, кН 2 х 32.92
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 12000 м 933
на уровне моря 832
Крейсерская скорость, км/ч
Практическая дальность, км 5440
Боевой радиус действия, км 1297
Скороподъемность, м/мин 1036
Практический потолок, м 14630
Экипаж, чел 3
Вооружение: четыре 20-мм пушки Aden Mk.4 c 500 патронами на пушку.
бомбовая нагрузка - 2720 кг в бомбоотсеке и на 2 узлах подвески (до 1360 кг).
В отсеке: 6х454-кг или 1х 1814-кг и 2х 454-кг или
9х 227-кг бомбы
На подвесках по: 1х 454-кг бомбе или 2х 227-кг бомбе или 1 УР воздух-поверхность AS.30 или
1 контейнер с 7.62-мм пулеметом или
1 ПУ 37х51-мм НУР.

музей, авиация

Previous post Next post
Up