Выходя на покой, самолёты попадают в разные места. Существуют самолётные кладбища, где они "разлагаются" на запчасти и постепенно исчезают. Кому-то везёт попасть на вечное хранение в музеи - своеобразные "мавзолеи" забальзамированных птиц. Некоторые в виде выпотрошенных "чучел" встают на постаменты, становятся памятниками самим себе.
А ещё существуют площадки авиационных учебных заведений. На них самолёты некоторое время хранятся в работоспособном состоянии, но не для полётов, а для обучения будущих пилотов и авиатехников. Окончательно выработав ресурс работоспособности, там они обычно и умирают. Я бы назвал такие места "домами престарелых" для самолётов.
Одна из таких площадок - Учебный авиационно-технический центр Московского государственного технического университета гражданской авиации в Шереметьево.
На спутниковом снимке голубыми метками обозначены имеющиеся сейчас в МГТУ ГА самолёты, а серыми - исчезнувшие. Также на снимке видно будущее УАТЦ: южнее строится эстакада железной дороги к терминалам В и С, перерезавшая дорогу, по которой самолёты заезжали с территории аэропорта. Больше ни один самолёт не сможет заехать на площадку, а имеющиеся смогут покинуть её только в виде лома.
Самый впечатляющий самолёт здесь - Ил-86 RA-86103. Построен в 1989 году, летал в "Донавиа", с 2008 года стал учебным пособием.
Его кабина, полностью работоспособная до сих пор.
Но был и другой Ил-86 - СССР-86003. Третий опытный экземпляр, в 1981 году выставлялся на Ле-Бурже. Самая свежая потеря - распилен в 2015 году.
Сейчас в МГТУ ГА стоит Ту-154М RA-85663, подаренный в 2010 году "Аэрофлотом".
Его кабина.
Но это не первый, а как минимум третий Ту-154 в МИИГА (старое название вуза). С 1981 года тут стоял СССР-85006 - одна из предсерийных машин. В конце 1970-х в грузовом отсеке была разлита ртуть, после чего борт был списан.
В 1986 году Ту-154Б-2 СССР-85327 чуть не разбился из-за потери экипажем ориентировки в пространстве. При выходе из пике самолёт испытал перегрузку в 3.2g, получил деформацию фюзеляжа и был отправлен в Шереметьево. Тут и закончил свои дни в 2012 году.
Были тут и другие пассажирские борта. Например, Ил-62МК СССР-86500.
Кадры с его посадкой вошли в фильм "Полицейская академия 7: Миссия в Москве".
Такой была его кабина. В 2012 году самолёт распилили.
Были и самолёты для местных линий. Як-40 СССР-87676 служил в институте с 1976 года.
Вот в таком печальном виде он пребывал перед утилизацией в 2012 году.
Рядом с ним грустил Ан-24 СССР-46782. В 2012 году его тоже не стало.
А посмотрите, как бодро он выглядел в 1969 году, когда возил пассажиров.
Транспортная авиация в МГТУ ГА представлена самолётом Ил-76Т RA-76460.
Он "старожил" УАТЦ, находится здесь с 1995 года.
Но в начале 90-х годов на площадке некоторое время стоял другой Ил-76Т СССР-76519. В 1988 году он перевозил в Израиль банду террориста Якшиянца, перед этим захватившую автобус со школьниками в Орджоникидзе (ныне Владикавказе). После перелёта Минеральные Воды - "Бен-Гурион", террористов арестовали и передали СССР. А самолёт впоследствии был продан в Китай. Наверное, это единственный борт, которому удалось "живым" покинуть УАТЦ.
За Ил-76 виден хвост ещё одного Як-40 СССР-87675, который находился здесь с 1976 по 1996 год. А вот слева торчит нос явно не гражданского самолёта.
К военной кафедре МИИГА было приписано несколько самолётов. Ракетоносец Ту-22КД номер 81-красный служил в 2 аэ 203 тбап в Барановвичах. Летом 1984 г. при запуске произошёл взрыв двигателей из-за течи топливопровода. В результате - пожар и потеря хвостовой части фюзеляжа. Восстановлен силами ТЭЧ полка до лётной годности, но вместо дальнейшей эксплуатации передан в МИИГА. В 1990-е годы порезан.
До ликвидации военной кафедры в 2009 году была парочка вертолётов Ми-8Т.
Так выглядела площадка военной кафедры прямо перед ликвидацией. Сейчас военной кафедры в МГТУ ГА нет.
В углу доживал свой век Ту-22М2 номер 48-красный. Самолёт довольно редкой промежуточной модификации не попал в музей, а был продан на лом в 2009 году.
Зато на МАКС-2009 известная контора «Авиавторресурс» на его примере с гордостью демонстрировала, как она умеет кромсать советский алюминий иностранной техникой.
На площадке МИИГА за годы её существования были и другие самолёты, например Ту-134 СССР-65605 и Ил-62 СССР-06300, но почти никаких следов мне не удалось найти.
Жаль, что ни один из самолётов, принадлежавших МГТУ ГА, не стал музейным экспонатом. Хотя бы у Ульяновского УВАУ ГА получилось создать свой великолепный музей авиации.
Использованы фото:
Глеб Борзяков,
Олег Беспалов,
Дмитрий Казаков,
Chris,
Денис Апальков,
Александр Отопков,
kiba,
Сайт авиационной истории,
Gerard Helmer,
Андрей Хачатрян,
rdce.