Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: истребитель-перехватчик МиГ-31 ч2.

Jul 12, 2019 08:09

Продолжаем рассматривать первые серийные МиГ-31, но уже в Центральном музее ВВС в Монино. Их тут два. Начнем с борта номер 96. Он мирно спрятался под крылом Бе-12.


Центральный музей ВВС в Монино
все, что у меня есть по МиГ-31
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.


Наш борт это МиГ-31 с бортовым "96", синий (формулярный 69700106120). Произведен в 1979 году. Являлся одним из первых серийных МиГ-31 (имел внешние регулируемые створки реактивного сопла двигателей Д-30Ф-6). Первый полет совершил 11 сентября 1979 года (летчик-испытатель Остапенко). Второй полет совершил 14 сентября 1979 года (летчик Фастовец). Позже во время сдаточных испытаний на нем совершали полеты летчики Грузевич, Пукито, Орлов, Попов. В январе 1984 года передан ВВС СССР в в/ч 03139 (ШМАС авиации ПВО). В 1994 году, после перевода в/ч 03139 за пределы Москвы передан в музей ВВС в Монино.


Военные летчики испытатели Краснознаменного НИИ ВВС во Владимировке начали принимать участие в программе испытаний с 1977 года. Возможности нового перехватчика поразили даже видавших виды пилотов


Новые перехватчики стали поступать на вооружение ИА ПВО в 1980 году. Первыми МиГ-31 получили 786-й ИАП, дислоцирующийся в Правдинске, и Центр боевого применения ИА ПВО в Саваслейке. Вторым строевым подразделением, сменившим устаревшие перехватчики на МиГ-31 был 174-й гвардейский Печенегский Краснознаменный ИАП им. Б.Ф.Сафонова (аэродром Мончегорск). В частях ИА ПВО МиГ-31 пришли на смену Су-15 и Ту-128.


В сентябре 1983 года новые перехватчики заступили на боевое дежурство на Дальнем Востоке - на аэродроме Сокол, о.Сахалин. Полки, получавшие новые перехватчики прикрывали два направления вероятного "главного удара" крылатыми ракетами - Арктику и Дальний Восток. Однако первой боевой задачей перехватчиков стала борьба с разведчиками SR-71.


Этот самолет лишний раз подтверждал правильность концепции высотного скоростного разведчика - "Черные Дрозды" применяли тактику "булавочных уколов", вторгаясь в воздушное пространство страны на несколько десятков километров и провоцируя систему ПВО на ответные действия; в виду скоротечности пребывания над территорией страны сбить разведчика ракетой было практически невозможно, тем не менее, радиотехнические системы ПВО переводились в боевой режим, и параметры режимов работы систем спокойно фиксировались самолетом радиотехнической разведки, который летал вне пределов территории Союза.


Появление МиГ-31 в сентябре 1983 года на Сахалине объяснялось резким нарастанием напряженности в этом регионе: 1 сентября истребителем Су-15 был перехвачен и сбит Boeing-747 южнокорейской авиакомпании с пассажирами на борту(хотя там конечно больше вопросов, чем ответов..). Официальная версия нашумевшей истории с Боингом известна достаточно хорошо, но до сих пор так и нет окончательной ясности, что же происходило в небе Камчатки и Сахалина 1 сентября 1983 года. А я как раз в это время сидел в аэропорту Елизово, наш рейс в Новосибирск задерживали возможно и по этой причине...


Вслед за инцидентом, в этом районе резко увеличилась активность палубной авиации ВМС США, самолетов-разведчиков американских ВВС и самолетов Сил самообороны Японии. В конце сентября 1983 года на Курилы перебросили эскадрилью истребителей МиГ-23, а весной 1984 года самолеты Сил самообороны Японии и ВВС США стали регулярно встречать над акваторией Японского моря МиГ-31, эскадрилья которых базировалась на сахалинской авиабазе Сокол. Вскоре после прибытия МиГ-31 на Дальний Восток, "вероятный противник" перестал в наглую провоцировать ПВО.


С высочайшей напряженностью работали перехватчики северных полков. Район Кольского полуострова постоянно привлекал и привлекает внимание всех видов разведки стран НАТО, что неудивительно - недаром по насыщенности военнослужащих на душу "мирного" населения регион попал в Книгу Гиннеса. В 1987 году летчиками 174-го полка было выполнено 203 вылета на сопровождение иностранных самолетов, летавших вдоль границы СССР, в том числе 69 раз выполнялся перехват разведчиков SR-71. В 1988 году накал боевой работы возрос еще более - 436 вылетов (86 - на перехват SR'a), в 1989 году количество вылетов на перехват снизилось до 270.


Помимо выполнения перехватов реальных целей, истребители Мончегорского полка принимали участие в различных учениях разнородных сил, в том числе "Север-87", "Отражение -88". В ходе этих маневров проверялась возможность базирования строевых МиГ-31 на ледовом аэродроме земли Франца-Иосифа. Бок о бок экипажами 174-го ИАП работали МиГ-31 из базировавшегося в Кеми 365-го ИАП и 72-го ГИАП из Амдермы. 72-й полк получил МиГ-31 в декабре 1986 года, 27 мая 1987 года одна из эскадрилий полка первый раз заступила на боевое дежурство на новых перехватчиках. В тот же день состоялся и первый боевой вылет. Экипаж в составе гвардии капитана Ю.Н.Моисеева и гвардии капитана О.А.Краснова перехватил SR-71 и сорвал выполнение разведывательного задания.


Летчики полка, базировавшегося на Камчатке в 1987 году 214 раз поднимались на перехват реальных целей, в 1988 году - 825 раз! Основными противниками МиГ-31 в этом районе являлись все те же SR-71, патрульные "Орионы" и разведчики RC-135.


Развал СССР мало отразился на государственной принадлежности перехватчиков, поскольку все полки, за исключением одного, базировались на территории России; 356-й ИАП. который дислоцировался на аэродроме Жансомей недалеко от Семипалатинска перешел под юрисдикцию Казахстана.


Российские МиГ-31 исправно несли боевое дежурство, несмотря на нехватку горючего и малый налет экипажей. Так в 1994 году экипаж в составе майора Л.Н.Пшегошева и капитана В.В.Величко из авиаполка, базирующегося в Елизове, на Камчатке, предотвратил нарушение Государственной границы американским самолетом Cessna-550; в 1994-96 годах и в 1999 году МиГ-31 привлекались к осуществлению контроля воздушного пространства над Чечней, выполняя функции "миниАВАКСов". Перехватчик принимали участие во всех крупных учениях, проводившихся ВВС России в последние годы.


В июле 1998 года проводились научно-исследовательские учения авиации ПВО в которых проверялась возможность длительных полетов перехватчиков с дозаправкой в воздухе от танкеров Ил-78 и отрабатывалось действие разнородных сил авиации. Перехват условного противника, направлявшегося к Москве с северного направления, осуществляли МиГ-31 из состава 786-го ИАП совместно с перехватчиками Су-30 148-го Краснознаменного Центра боевого применения авиации ПВО. Координацию действий истребителей осуществлял самолет ДРЛОиУ А-50. В первом эшелоне шли МиГи, за ними, в 60 км, Су-30.


РЛС МиГ-31 обнаружили цели на удалении 200 км, условный перехват был успешно осуществлен на широте Архангельска. В октябре того же года МиГ-31 взаимодействовали со стратегическими ракетоносцами в ходе учений Дальней авиации. С 14 по 18 марта 1999 года на европейской части России проводились учения "Воздушный мост-99": МиГ-31 "расчищали" воздушное пространство в зоне выброски десанта над площадкой приземления Будихино в Костромской области. В сентябре 1999 года проводились наиболее крупные со времен распада СССР учения Дальней авиации. Особенностью маневров стало тесное взаимодействие стратегических ракетоносцев Ту-95МС и Ту-160, разведчиков Ту-22МР с истребителями-перехватчиками.


МиГ-31 привлекались к имитации боевых действий на Дальневосточным театре военных действий. Пара Ту-22МР в сопровождении тяжелых перехватчиков облетела акваторию Японского моря по внутреннему периметру, держась на расстоянии примерно 100 км от границ территориальных вод сопредельных государств. Этот полет переполошил ПВО Японии, подобные "групповые прогулки" самолетов с красными звездами были событием и во времена "холодной войны", а уж в нынешнее, непростое для ВВС России, время в такой полет просто не верилось.


МиГ-31 выполнили и свою основную задачу - перехват ракеты-мишени, запущенной с малого ракетного корабля "Малахит". В данном эпизоде перехватчики отрабатывали боевую задачу по прикрытию от ракетной атаки кораблей Тихоокеанского флота, на вооружении ВВС которого нет перехватчиков, способных эффективно бороться с маловысотными целями. Беспрецедентные для вооруженных сил России по масштабам летние и осенние учения 1999 года стали прямым ответом на агрессию НАТО в Югославии.


Эксплуатация перехватчика в войсках проходит непросто, несколько самолетов потеряно в результате летных происшествий. Некоторые из них:

31 мая 1995 года: МиГ-31 разбился в окрестностях Комсомольска-на-Амуре, на правом берегу Амура. Сразу же после взлета на самолете произошел пожар двигателя, экипаж смог увести истребитель в сторону от жилых массивов и удачно катапультироваться;
6 сентября 1995 года: при выполнении пуска ракет с перехватчика произошло резкое кренение самолета с последующим сваливанием в штопор из-за несхода ракеты с левого пилона. Попытки вывести самолет из штопора успеха не имели, экипажу удалось спастись;
Летом 1996 года отрабатывая посадку с имитацией отказа двигателя, при попытке уйти на второй круг МиГ-31 столкнулся с препятствием, экипаж катапультировался, один человек погиб;
15 января 1997 года под Котласом в ходе облета после плановых регламентных работ разбился МиГ-31, экипаж погиб.


Всего же за время эксплуатации самолетов МиГ-31 (по 2000 год) произошло 35 авиапроисшествий, в том числе 12 катастроф, согласно заключениям комиссий, занимавшихся расследованием причин происшествий, 19 из них произошло по вине летчиков.


Основными причинами катастроф МиГ-31 является не его конструкционные недостатки, а малый ежегодный налет летчиков. Перехватчик весьма строг в пилотировании, так при полностью заправленных баках он имеет устойчивость близкую к нейтральной. В сочетании с механической системой управления, малый запас устойчивости означает пилотирование "на лезвии ножа", когда резкое движение ручкой управления или РУДами может привести к сваливанию.


Летчик-испытатель Анатолий Квочур в интервью журналу "Крылья Родины", данному в начале 1990 годов, высказал мнение, что ежемесячный налет в 20-30 часов на истребителях класса МиГ-29 и Су-27 мал для летчика-испытателя (и МиГ-29, и Су-27 в пилотировании проще, чем МиГ-31). Конечно, летчики экстра-класса должны летать гораздо больше строевых пилотов, однако, из слов Квочура можно сделать вывод, что 20 часов в воздухе ежемесячно - это немного и для строевого летчика. Что же говорить о летном мастерстве пилотов, самые опытные из которых имеют ежегодный налет в 30-40 часов?


Удивительно, что с таким налетом экипажи умудряются на "отлично" выполнять учебно-боевые задания, а не тому, что самолеты "сыпятся" с небес на землю. Для сравнения: в Советском Союзе летчики налетывали в год по 150-170 ч, а ежегодный налет пилотов ВВС США - более 200 часов. Другой причиной летных происшествий, наряду с отсутствием должной летной практики, является недостаточно грамотное техническое обслуживание.


Сам по себе комплекс перехвата на основе МиГ-31 оказался гораздо боле сложным и требующим нового уровня культуры обслуживания по сравнению с предшествующими Су-15 и Ту-128, а тут еще наложились психологические проблемы, связанные с невыплатой зарплат и общим развалом армии. Много грамотных инженерно-технических специалистов уволились из вооруженных сил, а от оставшихся сложно ожидать тщательного обслуживания техники, поскольку головы забиты мыслями о подработках, которые позволят элементарно прокормить семью.


Всего построено более 500 перехватчиков МиГ-31.


Впервые за рубеж МиГ-31 попал в виде модели, которая демонстрировалась в советском павильон на торговой выставке в Маниле, проходившей в ноябре 1990 года. "Живой" самолет намечалось показать в январе 1991 года на выставке военной технике в Дубае, однако из-за войны в Персидском заливе выставку перенесли на октябрь, а международный дебют перехватчика состоялся на Парижском авиасалоне 1991 года.


МиГ-31 в выставочной бело-голубой окраске посадил 10 июня 1991 года на полосу аэропорта Ле Бурже старший летчик-испытатель ОКБ им. Микояна Валерий Меницкий, вторым членом экипажа был штурман-испытатель Юрий Ермаков. Перехватчик принял участие в демонстрационных полетах в последние дни работы авиасалона, выполнив проходы над аэродромом на малой высоте и несколько фигур высшего пилотажа.


Перехватчик демонстрировался на стоянке со снятым обтекателем РЛС, выставив на показ и на зависть всему миру свою главную изюминку - фазированную антенную решетку РЛС "Заслон". Антенна вызвала огромнейший интерес. Даже воочию увидев ФАР, отдельные американские инженеры не верили своим глазам и утверждали, что антенна обычная, щелевая с механическим сканированием!


На октябрьский авиасалон 1991 года в Дубае МиГ-31 все-таки попал, а на обратным пути с салона, группа советских самолетов (включая МиГ-31) "завернула" в Тегеран для показа техники иранцам.
В 1992 году МиГ-31 демонстрировался в Англии, на авиасалоне в Фарноборо.
Надежда на значительный экспорт перехватчиков пока не оправдались. Слишком сложная и дорогая система оружия. В разное время интерес к МиГ-31 проявляли Сирия, Ливия, но 24 истребителя закупил только Китай.


А я заглядываю во все ниши пока дают на это добро:-)))


Это створки ниши основных стоек и они же воздушные тормоза?


Ниша уборки основных стоек.


И сами стойки.


Сравните размеры самолета с человеком в роли которого выступает Евгений Овсянников.


Внизу тоже много интересного...


Это для крепления вооружения?


Основные стойки в первоначальном виде, а не замазанные краской.


Место соединения консоли крыла с фюзеляжем, вид снизу.


Хвостовое оперение с цельноповоротным горизонтальным стабилизатором.


Общий вид сзади.


Крупнее


Общий вид самолета.


Под крылом Бе-12.


Кабина закрыта от солнца. Как меня поправили: не от солнца, а ее разбили, поэтому и прикрыта от погодных условий...


Крупнее носовая часть.


ЛТХ:
Модификация МиГ-31
Размах крыла, м. 13.46
Длина самолета, м 22.69
Высота самолета, м 5.15
Площадь крыла, м2 61.60
Масса, кг:
пустого самолета 21820
нормальная взлетная 41000
максимальная взлетная 46200
Тип двигателя 2 ТРДДФ Д-30Ф-6
Максимальная тяга, кН
бесфорсажная 2 х 91.00
форсажная 2 х 152.00
Максимальная скорость, км/ч:
на высоте 17500 м 3000 (М=2.82)
на малой высоте 1500
Практическая дальность, км:
без ПТБ 2150
с ПТБ 3300
Боевой радиус действия, км
при полете к на сверхзвуковой скорости 720
при полете на дозвуковой скорости 1200
при полете с дозвуковой скоростью с ПТБ 1400
при полете с М=1 одной дозаправкой 2000
Продолжительность барражирования, ч
с дозаправкой в воздухе 6
без дозаправки 3.5
Практический потолок, м 20600
Макс. эксплуатационная перегрузка 5
Экипаж, чел 2
Вооружение: одна 23-мм пушка ГШ-6-23М (260 патронов)
боевая нагрузка - 3000 кг
4 УР большой дальности Р-33
2 УР средней дальности Р-40Т и
4 УР малой дальности Р-60, Р-60М

музей, авиация

Previous post Next post
Up