В сентябре 2018 года монинский музей ненадолго превратился в съёмочную площадку масштабного исторического сериала «Небо измеряется Милями», посвящённого жизни гениального конструктора вертолётов Михаила Леонтьевича Миля.
Масштаб преобразований экспозиции музея, необходимых для съёмок, сначала поверг большинство волонтёров в шок, но уклониться музей не мог: съёмки были согласованы «на самом верху». В итоге нам удалось активно включиться в работу, что пошло на пользу как экспонатам музея, так и волонтёрскому отряду.
Размеется, такой фильм не мог обойтись без самого уникального творения конструктора - гиганта В-12 (Ми-12). Съёмки должны были проходить на площадке рядом с вертолётом и внутри него, поэтому в первую очередь вертолёт надо было вымыть, чтобы он выглядел «как с завода».
Помывка осуществлялась нашими силами с использованием вызванной киношниками автовышки.
В итоге к концу сентября вертолёт был полностью вымыт и засверкал как сразу после покраски в 2012 году.
Внутри Сергей и Илья подали питание на многочисленные сигнальные лампы, вернув кабине «рабочий» вид.
Часть съёмок проходила в ангаре № 7, поэтому нам пришлось временно освободить его от стоящей там автотехники.
Но самые главные события развернулись на вертолётной площадке между ангарами № 7 и № 8.
Там было решено восстановить обстановку на авиасалоне в Ле-Бурже в 1965 году, где Миль представлял Западному миру свои новые машины. Цветные фотографии тех лет помогут понять, что нужно было сделать:
Модель, которую предполагалось воссоздать в Монино.
Потребовалось снять часть лопастей с Як-24, чтобы они не мешали съёмкам.
Лопасти давно нуждались хотя бы в минимальном ремонте, в будущем мы займёмся ими.
Далее нужно было убрать с площадки пять вертолётов: Ми-4, Ми-8, Ми-24А, Ми-24В и Ми-24Д.
И если с четырьмя последними всё прошло сравнительно гладко, то Ми-4 доставил нам много хлопот. Колёса на основных стойках буквально развалились.
Хорошо, что у нас накоплен огромный опыт по ремонту колёс: мы быстро заменили пневматики на специальном прессе.
Теперь у вертолёта совершенно новые колёса.
Если раньше вертолёты стояли на стальных «американках» и постепенно уходили в грунт, то по окончании съёмок мы получили возможность поставить их на бетонные плиты.
Благодаря съёмочной бригаде, Московский вертолётный завод поделился с музеем новыми пневматиками на Ми-8, их мы тоже поменяли.
Ещё один «подарок» от МВЗ - новое остекление для Ми-8.
Мы установили новые стёкла взамен помутневших старых и хорошо промазали швы герметиком. Света за работой.
Андрей и Костя подгоняют стёкла в переплёте.
У Ми-6 за время стоянки ушла в сторону плита под носовой стойкой.
Благодаря киносъёмкам удалось решить эту проблему.
Нос вертолёта подняли краном и уложили плиту как положено.
Илья прозвонил цепи внутри вертолёта, проводка оказалась цела!
Ещё одним «героем» фильма должен был стать транспортный вертолёт Ми-10. Понадобилось опустить на уровень земли его грузовую платформу. Этим занялся Илья. Сначала он провёл обслуживание гидросистемы.
Затем подал питание на пульт управления гидроагрегатами.
Тяжело, не сразу, но платформа опустилась в нижнее положение. Пока Илья внутри вертолёта управлял гидросистемой, Нина наблюдала снаружи за движениями платформы.
Маша отмыла платформу от пыли.
Наконец, площадка была готова. Для съёмок вертолёты были покрашены в старые ливреи КБ Миля.
Из музея «Московский транспорт» на Рогожском Валу эвакуатором был доставлен раритетный автобус ЛАЗ-695Е.
Автобус закатили на платформу Ми-10, задний фон закрыли хромакеем, чтобы потом наложить на него панораму аэропорта Ле-Бурже.
Из разных мест привезли ещё несколько автомобилей 1960-х годов.
И начались съёмки. О стойку В-12 разбили специальную тарелку.
Часть съёмок проходила в ангаре №6Б, был задействован самолёт Ту-2.
Самые массовые сцены снимались на вертолётной площадке музея.
Актёр, исполняющий роль Юрия Гагарина.
Роль авиаконструктора Миля исполнял Евгений Стычкин.
Выставка моделей в советском павильоне.
Приезд Юрия Гагарина на выставку.
Так прошли съёмки в музее, и съёмочная бригада отправилась дальше, а волонтёры занялись возвращением вертолётов на места стоянки.