Интересный экземпляр в Немецком музее: учебный одноместный самолет,предназначенный для первого самостоятельного вылета....
Braunschweig LF-1 Zaunkönig, (LF - Langsames Flugzeug - literally, slow aircraft), это одноместный легкий STOL самолет разработанный в 1939 году профессором Hermann Winter как идеальный учебный самолет для начинающих пилотов-студентов для самостоятельного полета. Всего было построено 4 самолета. Два самолета сохранились в музеях и на один из них мы посмотрим.
Немецкий музей и его филиалы,Мюнхен. Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Самолет в Немецком музее это второй экземпляр Braunschweig Technical University LF-1 Zaunkoenig 1943 года выпуска с заводским номером V-2 и регистрационным D-EBCQ
Бывшие номера:
EI-AYU дерегестрирован
D-YBAR экспортирован в UK /как репарации
VX190 британская регистрация
G-ALUA зарегистрирован в 1949-06-00 закончена в 1974-05-00
LF-1 был разработан профессором,доктором-инженером Hermann Winter и некоторыми его студентами из Technische Universität Braunschweig ( Технический университет Brunswick)в Lower Saxony, Германия. Winter в то время был главным инженером болгарской компании DAR (Drzhavnata Aeroplanna Rabotilnitsa или на кириллице ДАР - Държавната аеропланна работилница),которая создала линейку самолетов DAR-1, DAR-1A, DAR-2, DAR-3 Garvan, трехмоторного DAR-4, DAR 5 Brambar, DAR-6 и DAR-7 и планеров DAR Zdravka Vekilski и DAR Zdravka Toprakchiev для Болгарской армии.
LF-1 это моноплан с крылом парасоль с Т образным хвостовым оперением, оснащенный двигателем Zündapp Z 9-092 воздушного охлаждения,4 цилиндровый с одним магнето выдававшим 37 kW (51 hp), способный летать с полосы длинной 100 m. Крыло состоящее из двух частей имело стреловидность в 16° и поддерживалось двумя v образными стойками и v-образными подкосами с обеих сторон. Крыло имеет автоматические предкрылки по всей передней кромке крыла и закрылки вместе с зависающими элеронами управляемыми пилотом вручную. Когда закрылки выпускались (макс угол 40°), элероны также опускались.
Неубираемое шасси с хвостовым колесом крепится к фюзеляжу длинными стойками с масляно-пневматическими амортизаторами.
Это был концептуальный дизайн для идеального учебного самолета для начинающих,который требовал лишь наземного инструктажа перед первым полетом в течении одного часа,а для летавших на планерах всего пяти минут,самолет,который не может сваливаться или входить в штопор.
Первый прототип LF-1 V1 был построен в 1940 году и совершил свой первый полет под управлением самого профессора Winter в 17 декабря 1940 года.
Испытания показали соответствие ожиданиям :скорость сваливания была 29.2 mph (47 kmh) а максимальная скорость на уровне моря составила 87.6 mph (141 kmh). Самолет можернизировали и он снова поднялся в воздух 16 июля 1941 года, однако уже 11 сентября 1942 года,во время очередного испытательного полета возник серьезный инцидент. Самолетом управлял Franz Glatz,он перегрузил систему управления,насколько я понял после этого она отказала,что привело к свободному положению элерона,далее к размахам крыла и как результат потеря правой консоли крыла. Пилот сумел покинуть самолет на парашюте,а самолет упал на парковку грузовых автомобилей в Brunswick, в итоге были потеряны самолет и грузовик.
В 1943 году был построен второй прототип V2(самолет,который мы видим) и получил регистрационный номер D-YBAR. Самолет испытывался для военного применения и был даже однажды вооружен противотанковым оружием Panzerfaust 100.
Самолет получил имя Zaunkönig (Wren/Крапивник) 5 февраля 1944 года.
Самолет пережил войну,однако незадолго до оккупации Technische Hochschule Braunschweig войсками союзников в апреле 1945 года, вся документация на самолет была уничтожена. В 1945 году группы специалистов разыскивали немецкие сереты. Eric ‘Winkle’ Brown возглявлял команду от Британской авиации и сумел полетать на большей части самолетов Luftwaffe, от ракетоплана Messerschmitt 163 до 6 двигательной летающей лодки Blohm und Voss 222. И одним из экзотических типов с которыми он столкнулся это был как раз Zaunkönig (Wren). Образец был отправлен в Англию для тщательного изучения..
В Англии Zaunkönig получил регистрационный номер D-YBAR и был отправлен в Royal Aircraft Establishment (RAE) в Farnborough для испытаний на полеты с малой скоростью,там он получил британский военный регистрационный номер VX190. На этом самолете вылетел самостоятельно и будущий глава RAE Aerodynamics Section, Handel Davies,после получаса наземного инструктажа. Его единственный предыдущий опыт управления самолетом был на двухместном Miles Magister в качестве курсанта под контролем инструктора.
Большинство пилотов,которым удалось полетать на Zaunkönig,находили это весьма интересным опытом. Попасть в маленькую кабину было непросто и это требовало поистине гимнастических навыков. Двигатель запускался легко и дальше без проверки зажигания или триммеров руля высоты вы вскоре были готовы к взлету. Инструктаж на земле заключался в том,что закрылки вы можете устанавливать как пожелаете и после дачи газа более ничего не может вам помешать подняться в воздух. Он взлетал на скорости 44 m.p.h. без закрылков и на 31 m.p.h. с выпущенными закрылками. Отсутствие триммера на самолете не было проблемой,так как управление по всем трем осям было великолепно сбалансировано. Заход на посадку осуществлялся на скорости 45 m.p.h. без закрылков и на 40 m.p.h. с закрылками. Самолет подходил к земле на три точки и пилот должен был просто ждать,пока земля ударит по самолету:-))) Шасси было специально усилено,чтобы позволить ему поглотить удар не очень мягкой посадки при ошибках на заходе.
Испытания на сваливание проводились с пучками шерсти на верхней поверхности крыла. Видеосъемка с вертолета показала,что на скорости около 30 mph, при выключенном или включенном двигателе, начинается срыв потока на центральной части крыла,но при этом внешняя часть крыла и элероны продолжают эффективно работать. Zaunkönig эффективно парашютировал без всякого намека на сваливание.
После завершения испытаний в Farnborough,стало ясно,что никакой полезной военной задачи для этого самолета нет,и Zaunkönig был передан на испытания в Civil Aviation Flying Unit в Ministry of Civil Aviation в Gatwick. Были идеи использовать его для рекламы частных полетов и поэтому он был продан частному владельцу из Великобритании в июне 1949 года как G-ALUA, а затем в Experimental Flying Group и Ultra Light Aircraft Association.
Впоследствии в 1974 году был продан частному владельцу в Ирландию,получил регистрационный номер EI-AYU,вернулся в Германию в 1976 году и получил номер D-EBCQ. В 2008 году он был передан на сохранение в коллекцию Deutsches Museum под Мюнхеном.
Воодушевленный положительными отзывами британцев,профессор Hermann Winter решил построить третий LF-1. Строительство стартовало в 1954 году и это был первый вновь построенный самолет в германии после войны получивший сертификат Luftfahrt-Bundesamt (LBA) в Braunschweig и регистрационный номер D-EBAR. Winter предполагал,что Zaunkönig станет народным самолетом доступным для всех (с ценой в то время около DM 6,000).
К тому времени строился уже четвертый LF-1 V4 и он полетел через несколько месяцев после катастрофы с V3. Он был сертифицирован в 1958 году и получил регистрационный номер D-ECER. Этот самолет летал в течении нескольких лет в Германии,пока не встал на прикол после смерти своего создателя профессора Winter в 1968 году. Он был отреставрирован в 1980 году и летал вплоть до 1999 года как D-EBCG и в 2008 году был передан на хранение в коллекцию Internationals Luftfahrtmuseum Manfred Pflumm около Villingen-Schwenningen.
ЛТХ (LF-1)
Экипаж: 1
Длина: 6.08 m (19 ft 11 in)
Размах крыла: 8.02 m (26 ft 4 in)
Высота: 2.38 m (7 ft 10 in)
Площадь крыла: 8.5 m2 (91 sq ft)
Вес пустого: 253 kg (558 lb)
Полный вес: 370 kg (816 lb)
Топливо: 40 l (8.80 imp gal; 10.57 US gal)бензина, 3.5 l (0.77 imp gal; 0.92 US gal) масло
Двигатель: 1 × Zündapp Z9-092 4-цилиндра воздушного охлаждения перевернутый рядный поршневой двигатель, 37 kW (50 hp)
Винт: 2-лопастной деревянный фиксированного шага,диаметром 1.8 m (5 ft 11 in)
Макс скорость: 141 km/h (88 mph; 76 kn)
Крейсер: 125 km/h (78 mph; 67 kn)
Посадочная скорость: 46 km/h (29 mph; 25 kn) ?
Скорость сваливания: 50 km/h (31 mph; 27 kn)
Дальность: 450 km (280 mi; 243 nmi)
Высота: 3,820 m (12,530 ft)
Скороподъемность: 2.85 m/s (561 ft/min)
Время до высоты: 1,000 m (3,300 ft) за 6 минут 42 секунды
Вооружение
1x Panzerfaust 100