«Ты помнишь, как всё начиналось...»
Это отчёт о первых работах волонтёров в монинском музее ВВС.
А началось всё с того, что пользователь Unders на форуме Forumavia.ru создал тему
«Разруха в Монино», где и было решено организовать акцию помощи музею.
Через два дня появилась тема «
Поможем музею ВВС» и начал планироваться первый субботник. Договорились на 18 июня.
Первый субботник 18 июня 2005 года
По дороге в Монино.
Сбор группы в Монино.
Перед субботником начальник музея сказал несколько приветственных слов.
Основной задачей была помывка самолётов на открытой стоянке.
Помывка фюзеляжа Ту-144.
Для окончания помывки вызвали автоцистерну.
Покос травы и помывка самолётов Су, в частности, Су-15 и Су-24.
Приехало около 50 человек.
После работы волонтёры удостоились экскурсии в Ту-144. Вот, что они там увидели.
Так тогда выглядел главный вход на открытую площадку музея. Нынешние голубые ворота появились осенью того же года.
Субботники 25 июня и 2 июля 2005 года
Одни из первых субботников, ещё массовые. Помывка бомбардировщика 3МД.
Наводили порядок в ангаре №7.
После работы сходили в В-12 и Ту-114.
Этот субботник снимала телекомпания НТВ, корреспондент Антон Войцеховский:
Субботник 9 июля 2005 года
Субботник прошел очень хорошо с точки зрения организации - народ разделился на группы и поэтому поработали эффективно.
Покрасили красной краской заглушки и подпорки шасси на Яках, на Ту-95ЛЛ, на некоторых Су, вставили покрашеные и высохшие заглушки в 3МД.
Помыли В-12, Як-36 и Ла-250.
Начали утеплять ангар (но там ещё работать и работать), покосили траву.
После работы через грузовой люк залезли в Ил-18.
Субботник 12 июля 2005 года
Съездили 5 человек.
С помывкой не получилось: не было воды во всём гарнизоне.
Занимались покраской М-17 CCCP-17103 и трёх самолетов из ряда Су.
А в музее тем временем кипела работа. Работали 3-4 бригады, как минимум. Ставили бетонный забор, ограждение вдоль дорожек, вставляли стекла в 8-м ангаре (стёкла были куплены и привезены волонтёрами Grey и su15).
Субботник 16 июля 2005 года
Начали мыть Ту-2, Пе-2 и Ту-16Р.
Почистили от старой краски обтекатель РЛС Ту-128.
Перебуксировали несколько самолетов Второй Мировой, и часть их накрыли чехлами.
Косили траву, помогли сотрудникам музея с вбиванием колышков.
Субботник 23 июля 2005 года
Защитили от вандалов два самолёта.
Готовили стоящие в ангаре №7 самолёты Р-5, УТ-2 и И-15 к «Летающим легендам».
Тима и Артём открыли и осмотрели Як-40.
Субботник 30 июля 2005 года
Помывка Ту-16К.
28-31 августа 2005 года
Праздник «Летающие легенды» на аэродроме с участием «Стрижей» и «Русских Витязей».
Волонтёры участвовали в театрализованном шоу, внесли весомый вклад в представлении экспонатов. Униформа предоставлялась музеем.
Зам. министра обороны обратил внимание на волонтёров, а начальник музея рассказал ему про них.
Внеочередной субботник 1 августа 2005 года
Организован для перетаскивания самолётов обратно в музей после «Летающих легенд».
Переместили в ангар №8 По-2 и ДИТ. Остальное было перемещено вечером силами солдат и трактора уже без участия волонтёров.
Субботник 13 августа 2005 года
Захарий, Ваня, Женя (Foxhound) и Ghost отмыли стабилизаторы Ту-128.
19 августа 2005 года
Пожар в музее.
Субботник 27 августа 2005 года
Обеспечивали работу солдат по выносу двигателей с места пожара.
Мыли Ту-22М0.
Субботник 3 сентября 2005
Проведено совещание у директора музея, ему переданы ксерокопии учредительных документов Фонда. Директор музея выделяет рабочее место для директора Фонда. Решен вопрос с кунгом (помещением для обогрева и хранения инвентаря и материалов друзей-помощников музея). К каждому подразделению (группе) фонда решено «приставить» представителя от музея.
Заложили кирпичом дыру в заборе между аэродромом и территорией музея.
Обнаружили кражу пожарных рукавов, использовавшихся для помывки экспонатов.
Шлифовали машинкой носовой обтекатель Ту-22М0, покрасили некоторые мелкие элементы.
Субботник 10 сентября 2005 года
Дима (Joss) с компанией закрыли на зиму все лючки на стоянке МиГов .
SKR, Тима, Rain и Маша приводили в порядок носовые радиопрозраные обтекатели бомбардировщиков Туполева. Зачистили два и покрасили полтора обтекателя.
Xoid, Женя (Foxhound) и Юра (Бурундук) провели первичную очистку и инвентаризацию необходимого для восстановления до рабочего состояния аэросаней «Север-2».
RW3DJO с компанией зачистили и законсервировали двигатель Костовича - первый бензиновый двигатель в России, предназначавшийся для дирижабля.
Женя (Evgen) с помощниками успели очистить примерно полтора двигателя, пострадавших от пожара.
В этот день «Вести-Москва» снимали репортаж о работе волонтёров:
Субботник 17 сентября 2005 года
Почистили и законсервировали ещё 5 двигателей.
Зашкурили обтекатель Ту-128, в один слой покрасили обтекатель Ту-22М0.
Субботник 24 сентября 2005 года
Зашкурили радиопрозрачные обтекатели на верхней стороне фюзеляжа Ту-22А и Ту-22М0.
Покрасили обтекатель Ту-22М0.
Восстановили звёзду на киле Ту-16К.
Очень много сделали в плане покраски Ту-128. Во-первых, нанесли красные звёзды на киль и крылья.
Во-вторых, покрасили носовой обтекатель.
В-третьих, подновили краску на переплёте фонаря и ракетах.
Субботник 1 октября 2005 года
Начали красить чёрные полосы на фюзеляже М-50.
Нарисовали звёзды на киле и нижних поверхностях плоскостей Ту-16К.
Восстановили звёзды на килях Ту-22А и Ту-22М0.
Зачистили и покрасили радиопрозрачные обтекатели на верхней стороне фюзеляжа Ту-22А.
Женя (Foxhound) загерметизировал лючки на МиГ-29 №03.
Субботник 15 октября 2005 года
Зачистили краску на бортовом номере Ту-22А.
Приводили в порядок старинные двигатели и другие экспонаты из музейного хранилища.
Субботник 22 октября 2005 года
Нанесли бортовой номер на Ту-22М0.
Покрасили и установили на место заглушки для М-50, ранее лежавшие в ангаре №8. Покрасили струбцины шасси и башмаки для его колёс.
Дима (Joss) с командой покрасил чёрные полосы на носу и гондолах двигателей М-50.
Женя (Foxhound) покрасил заглушку воздухозаборника Ла-15.
Внеочередной субботник 24 октября 2005 года
Ездили Женя (Foxhound) и Павел (Shy). Установили обтекатели РПЧ на кили МиГ-29 № 18.
Собрали заглушки и прочее в ангаре №7 в одно место. Нашли 4 комплекта (по 18 штук) свечей для двигателей АИ-14 и М-14.
Субботник 29 октября 2005 года
Дима (Joss) добыл раздвижную бытовку для строителей, ставшую волонтёрским домиком. Для его установки расчистили площадку за ангаром №8.
Установили блоки, но сам домик водрузить не смогли, ведь его вес - 10 200 кг, оказался выше грузоподъёмности крана.
Женя (Foxhound) с командой прикручивал к МиГ-29КВП обнаруженные в ангаре №7 недостающие части.
Отбуксировали аэросани «Север-2» из ангара №7 в музейные мастерские для реставрации.
После окончания работ открыли проверить и проветрить Ту-95ЛЛ.
Внеочередной субботник 4 ноября 2005 года
Выдвинули две секции волонтёрского домика. Позади на фото видно сгоревшее здание музея и каркас строящегося ангара №6.
Субботник 5 ноября 2005 года
Выдвинули волонтёрский домик ещё на две секции. Дальше помешала выдвинуть дыра в крыше.
Дима (Joss) безуспешно пытался открыть фонарь Т-10М-1.
Провели осмотр и герметизацию кабины Ан-8.
Субботник 12 ноября 2005 года
Дима (Joss) всё-таки открыл фонарь Т-10М-1, провёл осмотр кабины.
Продолжали готовить фундамент для волонтёрского домика.
Женя (Foxhound) закрывал лючки на носовой части Ту-22М0 и Ту-128.
А также на самолётах КБ Сухого.
Дима (Joss), Володя (Sidor), Ження (Evgen) и др. протёрли от пыли АНТ-25.
Зачехлили самолёты в ангаре №7.
Прямо в музее приземлились два вертолёта.
Субботник 19 ноября 2005 года
Готовили фундамент для установки волонтёрского домика.
Оттирали грязь с Т-10М-1.
Женя (Foxhound) с помощниками закрыл лючки на самолётах Сухого и на МиГ-25ПД.
Убирали на зиму в ангар №7 лавочки с территории музея.
Задержались в музее до темноты.
Субботник 26 ноября 2005 года
Собирали в установленном на фундамент волонтёрском домике пол из досок.
Субботник 3 декабря 2005 года
Пытались протащить под волонтёрский домик щит из досок в качестве пола, но закончить не смогли, пятерых человек оказалось недостаточно для приподнимания домика даже с использованием рычага.
Субботник 10 декабря 2005 года
Протащили под домик щит из досок, собрали второй щит и наполовину задвинули его. Участвовало 9 человек.
Занимались очисткой и обслуживанием аэросаней «Север-2».
Субботник 17 декабря 2005 года
Осмотрели внутри вертолёт Ми-10. Таскали бомбы в ангаре № 8. Чистили снег с Т-4.
Субботник 24 декабря 2005 года
Продолжали укладывать пол и утеплитель в волонтёрском домике.
Виден не задвинутый до конца второй щит пола.
Фото -
Shy (Павел Проскурня),
evgen28,
Сергей Лелеков, сайт
e-mds.narod.ru.