Оригинал взят у aleks_grey в Пермский музей авиации Незапланированные визиты - это всегда прекрасно, и внезапно. Перед поездкой в Пермь я даже не подумал уточнить, есть ли там какие либо музеи авиационной тематики. Нет, я конечно знал, что на Пермском Моторном Заводе (ПМЗ) производят много известных двигателей - сразу вспоминаются М-62, М-63 ставшие сердцем И-16 и И-153, а сейчас вовсю осваивают ПД-14 для МС-21, но про полноценный музей я даже не задумывался. Тем внезапнее стали слова, которые я услышал: “А ты видел большой самолёт на крыше?”. Ну что, на этом месте у меня загорелись глаза, особенно когда я нагуглил упоминания о музее в стиле “Музей авиационной техники при пункте приёма металлолома” (отсюда). Фотография в статье внушала определённые опасения, но в то же время подогревала интерес - несмотря на то что доступ на территорию был закрыт - хотелось взглянуть своими глазами. Каюсь, сам сайт музея - http://aviamusey.ru/ - я нагуглил уже после возвращения домой. Приехав в субботу в Большие Муллы (да-да, это название одного из районов Перми) мы увидели следующую картину:
Носовые части Ту-154-Б2 и Ил-76 на различных сооружениях.
[Больше фотографий и текста] Сразу приведу вид на Ту-154 и Ил-76 с другой стороны. Кстати, на Ту-154Б-2 виден логотип Сбербанка России. Надписи складываются в “Пермские авиалинии”, судя по всему - это борт RA-85454, по информации RussianPlanes порезанный на металл в 2015м году. Значит, музей получил его совсем недавно. На сайте RussianPlanes указано, что в музее находится носовая часть другого борта - RA-85287, разрезанного в 2013 году, но у неё отличается модификация, и на нём не видно логотипа СБ РФ.
Особенно обращает на себя внимание в плане крепления Ил-76.
Вход в музей интригует и завораживает видом за собой, но всё к сожалению отменяется от обьявления “Музей не работает”.
Подняв фотоаппарат в щель между воротами и стеной получаем следующую картину:
Неплохо виден Су-27 “красный 04”. Думаю, рассказывать про него никому не нужно.
К сожалению, на этом всё, что можно было качественно сфотографировать закончилось, и тем же вечером по приезду домой я начал искать информацию про музей. Как выяснилось, внутри можно увидеть много интересного, включая (но не ограничиваясь) Ан-2, МиГ-25, МиГ-29. Эти три машины я просто обожаю, личные вкусы, что поделать. Удалось выяснить следующее. Музей основан в 2000 году ветераном Пермского военно-авиационного технического училища (ВАТУ) предпринимателем Михаилом Анатольевичем Павловым, в частном порядке и содержится на частные средства. Закрыт для постоянного посещения с 2013 года, в связи с нехваткой места для размещения экспонатов. Возможно, будет открыт для посещения к Дню Победы 2016. Я связался с сыном Михаила Анатольевича, Сергеем Павловым, и мне удалось получить от него хорошую обратную связь - музей надеется на расширение, в котором отчаянно нуждается, существует концепция развития, в настоящее время ведётся поиск спонсоров и путей дальнейшего развития авиамузея. Часть экспонатов - это самолеты, попавшие под утилизацию, но сохранённые для музея, другая часть - это техника, оставшаяся после расформирования Пермского ВАТУ. Также есть большая (более 100 единиц) коллекция масштабных моделей, но (как это знакомо) для их демонстрации нужны намного более бережные условия.
Все экспонаты по-своему интересны, но особенно можно отменить Ми-24А -очень редкая машина, являющаяся ранней версией боевого вертолета, известного теперь под прозвищем «Крокодил». Кабина Ту-16 РМ (разведчик морской), имеющая специфичный конус, делающий ее похожей на утконоса. Двигатель Д-20 в разрезе. Редукторы от вертолетов Ми-2, Ми-8, Ми-6, показывающие иерархию винтокрылых машин. Черный ящик, который вовсе не черный, а ярко-оранжевый. Вообще любой экспонат интересен тем, что в нем можно наблюдать развитие технической мысли. А год назад у нас появилась гондола шасси от самолета Ту-154, в которой однажды один мальчик из Перми долетел до Москвы, тайком выбравшись на лётное поле.
“В экспозиции музея находятся самолеты: Ан-2, МиГ-25, МиГ-29, Су-27 и вертолеты: Ми-2, Ми-8, Ми-24а. Некоторые экспонаты представлены носовыми частями с сохраненными кабинами: Ил-14, Ил-76, Ту-16, Ту-95, Су-24, МиГ-23, Ми-24. Также в музее представлены некоторые механизмы и агрегаты самолетов, различные типы авиадвигателей: АМ-5, ГТД-350, АШ-82Т, АШ-62ИР, Д-30, сопловые блоки двигателей первой ступени и Фугасная авиабомба (ФАБ-3000).”
Отсюда мой личный вывод - хороший по своему подходу и экспозиции музей для дальнейшего развития и сохранности экспонатов отчаянно нуждается как минимум,в отдельном крытом помещении. Также при грамотном подходе к делу (меня очень порадовали пермские музеи в этом плане, например Музей-диорама в Мотовилихе) информацию можно подать очень грамотно - как для любителей авиации, так и в целях научно-культурного просвещения. Возможно, в какой-то мере выходом может стать помощь волонтёров и краудфандиногвые проекты. Даже официальный музей ВВС в Монино в значительной мере опирается на помощь волонтёров-любителей авиации, а деньги на реставрацию Ту-144 собирались (и собрались!) на Boomstarter. Конечно, всё это капля в море, но и это веьма ценно.
Хочется сказать огромное спасибо от себя создателям музея, чьими силами сохраняется наша история. Дело, которое они заняты - крайне ценно.
Источники информации:
(с) Обзор с фотографиями на сайте “Наш Урал”. Интервью с Сергеем Павловым, из которого частично взята информация.