В норвежском городе Будё расположен крупный аэродром, использующийся как для гражданских, так и для военных целей - здесь находится крупная база Королевских военно-воздушных сил Норвегии. Во времена «Холодной войны» располагавшийся недалеко от советских рубежей норвежский военный аэродром Будё являлся важной стратегической точкой ВВС НАТО. Достаточно сказать, что именно сюда 1 мая 1960 года должен был прилететь американский самолёт-разведчик U-2, ведомый лётчиком Гэри Пауэрсом. Но… не долетел.
Кто не в курсе, коротко напомню - 1 мая 1960 года Пауэрс выполнял очередной полёт над СССР на самолёте-разведчике U-2. Целью полёта была фотосъёмка военных и промышленных объектов Советского Союза и запись сигналов советских радиолокационных станций. Предполагаемый маршрут полёта начинался на военно-воздушной базе в Пешаваре, проходил над территорией Афганистана, над территорией СССР с юга на север на высоте 20000 метров по маршруту Аральское море - Свердловск - Киров - Архангельск - Мурманск и завершался на военной авиабазе в Будё, Норвегия. Самолёт U-2 нарушил государственную границу СССР в 5:36 по московскому времени в двадцати километрах юго-восточнее города Кировабада, Таджикской ССР, на высоте 20 км. В 8:53 самолёт был сбит ракетами класса «земля-воздух» в районе города Дегтярска, Свердловской области. Американский лётчик Пауэрс после поражения самолёта разведчика U-2 зенитной ракетой выпрыгнул с парашютом и по приземлении был немедленно задержан. 19 августа 1960 года Гэри Пауэрс был приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР к 10 годам лишения свободы, с отбыванием первых трех лет в тюрьме. 11 февраля 1962 года в Берлине на мосту Глинике Пауэрса обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля, после чего Пауэрс вернулся в США. Так что аэродром Будё знаменит ещё и с этой точки зрения.
Авиационный музей Будё был основан в 1995 году, и здание его, выполненное в современном стиле, напоминает в плане самолёт. Экспозиция музея представлена в нескольких залах - два центральных посвящены военной и гражданской авиации соответственно. В этих огромных залах представлено много интересных авиационных экспонатов - как уменьшенные макеты, так и настоящие самолёты. Кроме этого, в авиамузее Будё имеется несколько авиасимуляторов - напичканных электроникой аттракционов, в которых можно ощутить все прелести полётов на военных истребителях. В-общем, очень интересный музей и несомненно лучший вариант времяпрепровождения в Будё. В России мне несколько раз доводилось бывать на авиашоу и в музеях авиационной тематики (в Кубинке, Жуковском, в Тушино, на Ходынском поле в Москве), но вот в музее, посвящённом авиации НАТО, я, признаюсь, впервые. Приведу здесь небольшую подборочку экспозиций музея - думаю, для интересующихся авиацией и техникой это будет интересно.
1. У входа в музей:
2. Внутренние экспозиции - пожалуй, особо без комментариев, просто фотоподборки.
3. Зал, посвящённый СССР и "Холодной войне":
4.
5. Встречаются знакомые лица:
6.
7. Тот самый самолёт-разведчик U-2:
8.
9. Зал, посвящённый гражданской авиации:
10.
11.
12.
13.
14.
15. Диспетчерские разных лет...
16.
17. Летайте самолётами "Аэрофлота"!
18.
19.
20. Зал, посвящённый военной авиации:
21. На переднем плане - самолёт люфтваффе, подбитый над территорией Норвегии:
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29. Старая диспетчерская теперь тоже стала музейным экспонатом.
30. От музейной теории - к практике... Истребитель F-16 Королевских ВВС Норвегии производит посадку на военном аэродроме Будё…
31.
32.
33. А это посадки в Будё гражданских воздушных судов:
Интересный музей. Будете в Будё - обязательно сходите! :))