Авиабаза Полтава. Прошлое и настоящее.

Aug 28, 2013 10:15

День 22 июня 2013 года был встречен автором на Полтавщине, куда он направился для осмотра экспозиции музея дальней и стратегической авиации. Расположен музей на территории авиабазы Полтава. После войны тут базировались дальние бомбардировщики, способные уничтожить в Европе то, что уцелело бы после удара советских баллистических ракет. Также некоторое время тут дислоцировались и... американские бомбардировщики. Впрочем, обо всем по порядку.




Попасть на секретную советскую авиабазу очень просто: нужно доехать поездом на станцию Полтава-Киевская, перейти по мостику через пути, а дальше...
1.


... а дальше по улице Пищевиков дойти до перекрестка с улицей Петра Юрченко. Справа улицы как таковой нет, ее преграждает КПП, на котором суровые мужики в форме без погон с серьезными лицами пропускают всех, кого попало. И мы на территории авиабазы. КПП автор не сфотографировал, охрана и без того смотрела на него как пара ястребов на добычу. Впрочем, вопросов никаких не задавали.

2.


Стелла недалеко от входа

3.


В одном из этих сооружений располагался штаб 13-й гвардейской тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии. В разное время она вооружалась тяжелыми бомбардировщиками разных типов от Ту-4 до Ту-22М3, способными нести ядерное оружие.

4.


Аллея Героев Советского Союза из состава 184-го авиаполка. Базировался полк в Прилуках, крайний тип самолета на вооружении в составе ВВС СССР - Ту-160. Впоследствии этот авиаполк будет выведен из состава ВВС Украины и вновь сформирован в России. Сегодня 184-й полк несет службу на авиабазе Энгельс в составе ВВС Российской федерации, имея на вооружении Ту-95МС.

5.


Один из бюстов на аллее

6.


Рядом расположена часовня. На ее стенах списки погибших экипажей.

7.


Один из списков

8.


Открытая площадка музея 13-й авиадивизии. Сам музей был закрыт.

9.


Экспонат музея - зенитная установка ЗУ-23-2.

10.


По дороге к аэродрому видим наглядную агитацию.

11.


Боеготовый аэродром - залог успеха полетов.

12.


Развилка

13.


Вас приветствуют Воздушные силы. Приятно, конечно, но куда же дальше? Навигатор указывает, что музей прямо, но туда ведет только подозрительная тропинка. Пойдем налево, нам не привыкать.

14.


Заправка заросла. Киплинг сказал бы: "Джунгли наступают".

15.


Еще развилка. Но тут есть указатель.

16.


Привет Гринпису.

17.


Чем ближе к летному полю, тем сильнее маскировка строений.

18.


Немного пройти, и вот он - Ту-160. Может возникнуть мысль, как же к нему попасть. Так вот: когда Вы видите такую картину, идите налево, в направлении летного поля, как двигались до этого. Путь направо приведет в какую-то глушь с руинами строений. Проверено автором.

19.


Схема аэродрома. Толковая, но на вопрос, как попасть в музей, не отвечает.

20.


Вход. Государственный флаг приспущен в честь траурной даты 22 июня.

21.


Общий вид музея. В центре композиции выделяется памятник.

22.


Слава героям, погибшим на аэродроме Полтава во время операции "Фрэнтик" в ночь с 21 на 22 июня 1944 года.

Тут необходимы пояснения. Операция "Фрэнтик" - общее название ряда челночных рейдов американских бомбардировщиков с аэродромов Англии и Италии для бомбардировки целей на территории Германии и ее союзников. Посадка производилась на аэродроме Полтавы либо на ближайших к нему аэродромах. После этого самолеты заправлялись, снова загружались бомбами, и летели назад, также поражая военные объекты фашистов. Такая организация боевой работы увеличивала дальность применения американской стратегической авиации.

23.


Обратная сторона памятника. Немцы выявили предназначение аэродрома и нанесли по нему удар. Не сокрушительный, но тяжелый.

24.


О музее будет написано отдельно. Пока только один экспонат - ракетоносец Ту-95МС, предназначенный для запуска шести крылатых ракет Х-55 с ядерными боеголовками по 200 килотонн каждая. После провозглашения Украиной независимости на крылья поверх звезд нанесли украинские опознавательные знаки, и вскоре самолет поставили в музей на вечный прикол. Неплохо характеризует авиабазу в целом.

25.


Пройдем дальше. Стоянки самолетов обвалованы на случай вражеского удара.

26.


Поднимемся на обваловку. Стоянка выложена плитами.

27.


Осматриваемся. На востоке виден склад ГСМ.

28.


Ближе к полосе расположены службы радионавигации. Похоже, аэродром поддерживается как запасной на случай войны.

29.


Сообщение рулежной дорожки и взлетно-посадочной полосы.

30.


Общий вид. В центре работает трактор.

31.


Трактор крупным планом.

32.


Начало взлетной полосы. Отсюда несколько десятков лет назад летали грозные Ту-22М3 и Ту-22М2.

33.


Музейный Ту-160. Взгляд через решетку забора. Последний, а вовсе не крайний, стратегический бомбардировщик ВВС Украины._

музей, Украина, авиабаза

Previous post Next post
Up