Северка-Селигер-Валдай.12-13 марта 2013г.
Как знают те, кто хорошо это знает, летать на маленьких самолётах - это, прежде всего, любовь к жизни и свобода.
Причём, заметим, эти понятия вовсе не синоним комфорта. Лететь Бог знает куда - это одновременно и цель и средство. К чему это я веду? Самолёт - это не только полосы и аэродромы, и даже не только вода и поплавки, но и бесконечная русская зима, замёрзшие ледяные реки-озёра, заснеженные поля и полянки. То есть, зимой при лыжах на самолёте практически любая ровная белая поверхность - это ваша полоса.
Лучший инструктор всех времён и народов Сергей Ив. ещё год назад уговорил наш клуб на канадские лыжи к самолёту Р92(Tecnam). Целую прошлую зиму мы бредили на тему по мотивам «Полёты вглубь Аляски». Наша персональная Аляска - это большой Селигер и маленькое Городенское озеро на Валдае(где, как вы знаете, моя деревня и мой дом родной; и куда мы регулярно летаем так называемыми «челябинскими авиалиниями» на поплавках):
http://ru-aviation.livejournal.com/2081567.htmlhttp://ru-aviation.livejournal.com/2022324.html#cutid1 http://ru-aviation.livejournal.com/2081567.htmlОстроту теме придаёт и тот факт, что именно в этом районе в апреле 1942 года вынужденно сел на болото и 18 дней пробирался к своим легендарный лётчик Александр Маресьев. И группа энтузиастов-краеведов во главе с частным пилотом, хозяином полосы «Залесье» Евгением Силкиным, организовала в честь 70-летия этого события пробег к месту посадки на снегоходах. Наше появление над этой точкой на самолёте было бы знаковым, конечно.
С энтузиазмом, настораживающим моего здравомыслящего и не особенно охотно летающего мужа, я собирала и раскладывала подборку карт «по маресьевским местам», обзванивала серьёзных дядек на предмет поиска сигнальных ракетниц(чтоб была ба-альшая и красивая,и делала так «Ддыщ!»,чтоб из космоса было видно, а не «пукалка типа авторучка»). Мало того, Андрей с Волжанки даже подарил мне на 8 Марта армейский компас. Это самый милый и трогательный девичий подарок за всю мою жизнь, к тому-же, вручённый со словами «когда будешь лететь и у тебя всё откажет…»
Коварные иностранцы подвели: выслали лыжи вместо Москвы в Красноярск. А ведь Россия - она такая немаленькая Россия, и до Москвы лыжи добрались к середине мая…
Не буду рассказывать про технические подробности установки лыж, необходимость перемены стандартного винта неизменяемого шага на ВИШ, т.е. описывать то, что в чём я слабо разбираюсь. Р92 был облётан только две недели тому назад. Выбрав пару ясных дней среди нашей обычной мартовской непогоды, Сергей Ив. подал заявку на маршрут(Северка-Орловка-Залесье, №8653 в общих на
http://www.fpln.ru/ Если просмотреть маршрут, неизбежно возникает желание поспрямлять некоторые участки. Забегая вперёд, это и было сделано легко и совершенно легально, корректируя план прямо с воздуха. По опыту, это сделать проще именно так, чем обмениваться уточняющими звонками и письмами с ЗЦ, объясняя «Почему именно».
Говорят, шахиду собраться - только перепоясаться. Забыв дома компас и благополучно оставив на аэродроме ракетницы, но зато взяв с собой «свою подушку, а то вдруг там будут плохие-неудобные»(это в полях-то!), мы вылетели с Северки. До Орловки не было ничего особенного. В моём личном рейтинге на самый приятный диспетчерский голос и лучший слух , как всегда, побеждает «Домодедово-подход». «Тверь-район» измучил: в эфире многабукав и все непонятные - то ли 6-я глава «Евгения Онегина», то ли что. На всякий случай, мы со всем соглашались кивком головы.
Сели в Орловке заправиться и пообедать. Нас встречает Ильгиз, хозяин жёлтого биплана. Орловку выбрали неслучайно - сделано 2/3 пути, а 95-й бензин , хоть и можно найти везде, но в зимних условиях лучше заправляться не на озере.
Тем временем, Ильгиз запускает двигатель. По старой традиции лётчиков бипланов - с помощью валенка. С третьей попытки.
Вещь фееричная! Лучше бы, конечно, на видео заснять. Особенно, озвучка хороша была:
- Стой! Магнето?
-Магнето - ноль. (технику поощрительно):молодец, научился.
- Научился…тут жизнь на кону.
При морозе -20°С и в новом модном шлеме Ильгиз выдерживает аж 20 минут. Пока он летает круги над Орловкой, мы плотно налегаем на обед. Блины! Масленичная неделя ведь.
Вылетаем с Орловки и уже через час мы на Селигере. Летим на Селижаровский плёс к Силкину. Садиться будем на лёд озера.
- Видишь плёс?
- Вижу.
- Точно видишь-то? Ты куда самолёт направляешь?
-…ээ
Блин! Расширение сознания. Я и не знала, что плёс - это не выступающий мыс, а как раз, наоборот, «широкое водное пространство на реке или озере, между островами». Пилот, изучай родную речь! Заранее. Даже, если тебе кажется, что ты знаешь все слова.
Посадка.
Кстати, по-местному, точка произносится как зАлесье, а не залЕсье. Сама посадка была мягчайшая. Сажала, конечно, не я. Я в это время боролась с камерой, пытаясь заснять всё на видео. Ничего не вышло, я не оператор, эта дурацкая техника, что за кнопочка такая красная, терпеть не могу смотреть не во все глаза, а в маленькое окошко, я рыдаю и вообще, это отравило мне всё впечатление от самой первой в моей жизни посадки на лыжах.
Официальное фото с Евгением Силкиным.
Сергей Ив. позирует. Красивый и наглый в тёмных очках, как какой-нибудь мексиканский негодяй. Мощный торс на втором плане - это я, вытаскивающая чехол для самолёта. Вот какая я хозяйственная, в то время как некоторые…
На Селигере солнечно, красиво и - так тихо! Стоит тишина прямо ватная. Холодно. Бежим рысью к дому Евгения. Он многие годы увлечён изучением тех эпизодов Великой Отечественной войны, которые происходили в Селигерском крае. Рассказывать он может бесконечно с очень интересными подробностями.
Знак «Демянский котёл». Такой получали те, кто был в окружении не менее 30 дней и немецкие лётчики, совершившие в котле не менее 30 посадок. О воздушном мосте, который удалось наладить Люфтваффе можно почитать здесь: " target="_blank">
http://www.airwar.ru/history/av2ww/axis/demyansk/demyansk.htmlКак раз в это время и случился эпизод с Алексеем Маресьевым. Это произошло в апреле 1942 года. Маресьев взлетел с военного грунтового аэродрома Градобить(неподалёку от Хотилово), был подбит, попытался сесть на малюсенькое озерцо Дохлец , его самолёт скапотировал:
Мы просто обязаны были попытаться найти место посадки Маресьева. Вот огромное болото Синюха:
Жутковато и тоскливо всё это выглядит. Вынужденно сесть здесь - по меньшей мере, неприятно. Это, чтобы не сказать, »без шансов». Тем более, Маресьев здесь оказался в апреле. Снег уже подтаивал.
От Селигера идём на озеро Городенское. Заранее наставила на озеро координатные точки и сделала распечатку зачем-то. Я всё ещё опасаюсь, что вдруг внезапно откажут две ДжиПиЭски, поэтому всё время маниакально поглядываю в бумажную карту. Сергей Ив., конечно, хорошо знает Селигер. А я всё-ещё так себе. От точки к точке всего 79 км. Но шпилить напрямую через леса и болота(типа мрачной Синюхи) не позволяет здравый смысл, а также зона хотиловских интересов:
Прибываем на озеро. Вот уже знакомая церковь и деревня на 10 домов - это наше Большое Городно.
А рядом - Городно Малое, где нас уже ждут соседи. Мы с ними были на связи и по погоде, и по информации о сидящих рыбаках и насверленных лунках. Фото на память:
Прилёт самолёта - это, конечно, яркое событие в жизни деревни. Но уже, так сказать, входящее в привычку. Наши местные бабушки, городенские, в разговоре с савкинскими так и говорят (произносится небрежно и как само-собой разумеющееся): « В Малое вертолёты прилетают(по сведениям, с дружественным визитом с пл.Терехово), а к нам самолёты. Да, часто. Постоянно.»
А савкинские молчат. И вздыхают.
Идём в дом. Конечно, на блины. С икрой, креветками, сёмгой, сгущёнкой, мёдом и вареньем.
Очень приятно, что нас ждали и встречают так по-домашнему. Показываем карты, планы и информацию о самолётах и клубе. Поплавки и лыжи в нашем озёрном краю весьма актуальны и вызывают большой практический интерес. К сожалению, времени до захода солнца оставалось мало(нужно было ещё успеть вернуться на ночь на Селигер в гостиницу).
Отель «Весёлый бобёр» порадовал ледяной водой в душе. Зато водка в ресторане была тёплой. Впрочем, могу отметить хорошие и удобные перьевые подушки.) Это вид из моего окна:
Видела недавно в интернете ролик «День линейного пилота». Под такую шикарную героическую музыку. Нужно будет сделать аналогичный «День пилота частного. Полёты вглубь России», под песню Растеряева «Комбайнёры». Я выскочила на завтрак бодра и свежа, как роза(ну после ледяного-то душа). Ну а Pilot in Command Сергей Ив. был довольно измучен: щель в двери его номера шириной в руку делала сон чутким и прерывистым. Вероятно, ему всю ночь чудился звук отжимающей дверь фомки.
Во время завтрака, нам позвонило тревожно аж четыре человека : в Москве непогода, и туман, и снег, и камни с неба. Принято решение долететь до Орловки, а там уже сориентироваться.
Евгений отвёз нас в аэропорт:
Вот он, наш красавец! Стоит в бесконечных просторах.
Ночью было - 25°С. Двигатель запустился с четвёртой попытки. Мы улетаем домой. Как всегда, немного грустно, что путешествие заканчивается. В отличие от полёта «туда», во время «обратно» мы больше молчим. Я не знаю почему. То ли это потому, что вылетая оттуда, где ярко светит солнце и ослепительный снег, и коты умываются на крылечках, и воздух пахнет берёзовыми дровами, мы влетаем в непогодь, где и горизонта-то нет реального, а есть перед глазами только искусственный. То ли оттого, что ты возвращаешься в свою жизнь привычную из другой твоей жизни, идеальной. И какая тут из них твоя - непонятно. Хочется думать, что вторая. Но выходит так, что обе.