Любимая книга о лётчиках - "Скорость, маневр, огонь" А.Л. Иванова.
Автор - заслуженный военный лётчик Анатолий Леонидович Иванов, прошедший Великую Отечественную войну с первого до последнего дня. Это вовсе не тот профессиональный писатель Анатолий Иванов, который написал "Вечный зов" :)
В книге рассказывается как ещё мальчишкой автор совершил первый полёт пассажиром на кукурузнике У-2 и с тех пор "заболел" небом, о занятиях в аэроклубе, полётах на планере, учёбе в авиационном училище, о службе в строевом полку перед войной.
Описан быт лётчиков, повседневная жизнь авиаполка (36-й ИАП, с февраля 1943 - 57-й ГвИАП) в годы войны, трудная "боевая работа". Те самые фронтовые будни, ежедневный героизм, преданность Родине, готовность к самопожертвованию, очень подробно, без излишнего пафоса рассказывается о том как сражались, побеждали и погибали настоящие герои неба.
Чтение книги 30 лет назад и сейчас, конечно, отличается. Например, тогда совершенно не удивляли пассажи о роли "руководящей и направляющей"
Приближался день Красной Армии - 23 февраля 1942 года. Его мы ждали с нетерпением и очень волновались. Ведь в этот день вместе с другими молодыми авиаторами будут принимать в партию и нас, земляков-ленинградцев: Анатолия Макарова, меня, Николая Скворцова.
Партийное собрание было коротким. На нем никто не произносил длинных и торжественных речей. Хотя я и прошел свой кандидатский стаж и вжился в семью летчиков-коммунистов, однако, когда секретарь партийной организации назвал мою фамилию, стало как-то не по себе: шутка ли, принимают в партию! Достоин ли я носить высокое звание коммуниста?
Но вот слово взял комиссар эскадрильи Ильин.
- Я поручился перед партией за Анатолия Иванова и рекомендую его в члены ВКП(б). Уверен, что товарищ Иванов оправдает это высокое звание. На его счету уже имеется два сбитых фашистских самолета, десятки боевых вылетов. Он мой ведомый почти во всех полетах, смелый, решительный и хорошо подготовленный летчик. Такой не подведет ни партию, ни своих товарищей.
Предоставили слово, а я стою, с ноги на ногу переминаюсь. Чувствую лоб взмок, жарко стало. Никогда со мною такого не бывало - стою и... молчу.
- Ну, что же ты думаешь делать дальше? - подбадривает председатель собрания.
- А что дальше! - вырвалось наконец, - дальше должен воевать как коммунист. Буду бить фашистов злее.
- А устав партии и ее программу знаешь? - спрашивают товарищи.
- Вроде знаю. Главное сейчас Гитлеру шею свернуть надо.
Грохнул одобрительный смех, я тоже улыбнулся и смахнул пот со лба.
За принятие меня в члены Коммунистической партии проголосовали единогласно.
Почему мне именно эта книга понравилась мне больше других? Не знаю. Возможно, из-за пугающей обыденности. Поступки,
которые сегодня просто невозможно себе представить, подвиги совершаемые героями книги без раздумий "потому что нельзя поступить иначе" - все это в этой повести спрессовано в пару сотен страниц мелким шрифтом.
"Огненный таран" Павла Ульянова (на подбитом самолёте таранил вражескую колонну), "дерущийся как лев" Виктор Радкевич (на И-16 с неисправным вооружением связал искусным манёвром группу "мессеров"), Валерий Панфилов в одиночку защищающий подбитого товарища, подвиг "четырёх капитанов" (два лётчика приземлились на занятой противниками территории на виду у немцев чтоб вывезти двух товарищей приземлившихся там ранее на вынужденную посадку), старший сержант Дмитрий Кульчицкий получивший звание лейтенанта, но так и не успевший примерить офицерские погоны потому что погиб в тот же день...
Кому сегодня знакомы эти имена? Все мы знаем Гастелло, Талалихина, Покрышкина и других "раскрученных", выражаясь по-нынешнему, героев. Но, например, именно из этой книги я узнал про Павла Камозина сбившего немецкий транспортный самолёт в котором летело два десятка немецких генералов. И именно читая "Скорость, огонь, манёвр" я понял смысл выражения "массовый героизм"...
Вечная Слава всем погибшим за Родину!
Кроме патриотически-воспитательной составляющей, в книге имеется несколько интересных для фанатов авиации и военной истории моментов, на которые в детстве и в зрелом возрасте смотришь по-разному. Например там буквально одним словом упоминается
англо-советская оккупация Ирана.
Или по поводу матчасти. Полк начал войну на И-16, в начале 1943 года получили английские Спитфайр-5В, а вот потом смутно рассказывается о переучивании на новую технику, но не называется тип самолёта. Опять же, если в описании боёв
на "ишаках" автор много пишет о неудобстве открытой кабины, отсутствии радиостанции, малой скорости и других недостатках присущих истребителю Поликарпова, а в поздних главах лётчики в хвост и в гриву ругают английские самолёты, то очень удивительно в этом плане выглядит окончание книги. Лётчики бьются на равных с немецкими истребителями, а зачастую и превосходя их, но ни разу не назван тип самолёта и ни разу не приведено мнение лётчиков о машинах. обратил на это внимание ещё в детстве, но только лет в 15 понял что ключом к разгадке является эта фотография (слева).
Вопрос к сообщникам: Кто верно назовёт самолёт?
Книга была издана тиражом 100 000 экземпляров в 1974 году и больше не переиздавалась, может быть поэтому не очень широко известна. Все мои друзья "болевшие небом" в детстве и юности брали у меня её почитать, всем очень понравилась. Потому - смело рекомендую!
Книгу "Скорость, маневр, огонь" можно прочесть
на милитере.
Интересный факт: Анатолий Иванов
в ЛУЧШЕМ фильме о лётчиках выступал в роли одного из военных консультантов. Несколько примечательных моментов фильма вполне возможно попали в сценарий благодаря воспоминаниям автора книги.
Скажите честно - кто-нибудь, кроме меня, читал "Скорость, маневр, огонь"? ;)