10 мая 2013г. Суздаль. Часть 1. Встреча с лётчиком, ветераном М.М.Юриным.

May 21, 2013 23:22

Оригинал взят у elenaleila в 10 мая 2013г. Суздаль. Часть 1. Встреча с лётчиком, ветераном М.М.Юриным.


10 мая собрали команду и летали в Суздаль. Собралось 7 бортов с Северки и Ступино.












Нас уже ждали на пл.Павловское.


Павловское сильно изменилось с осени. Если раньше мы ориентировались на «дорогу и рядом с ней что-то похожее на ферму», то теперь новенькие корпуса блистают :


Суздаль - безусловно, один из красивейших городов Золотого Кольца. Пл. Павловское расположена удобно, всего в 15 минутах от центра города. Многие летали сюда уже неоднократно, и всех Суздаль совершенно разный:
http://ru-avia.livejournal.com/194604.html
http://ru-avia.livejournal.com/160597.html
http://ru-avia.livejournal.com/202419.html
Дата 10 мая была выбрана неслучайно. Мы специально подготовились и прилетели, чтобы поздравить с Днём Победы лётчика, полковника ВВС, ветерана Великой Отечественной войны и войны в Корее Михаила Михайловича Юрина.


На заднем плане видно табличку «Кафе-бар Славянский». Заведение на этом месте, прямо у Торговой площади и на пути к Суздальскому Кремлю, стоит уже давно и до революции называлось «Трактир Америка» . Сейчас «Славянский» принадлежит Михаилу Михайловичу.
Знакомство с ним удивительно в своей неслучайности. В прошлом году в День ВВС двое наших пилотов Саша Маковецкий и Сергей Ковальков, прилетев на пл.Павловское(Суздаль), вышли в лётных комбезах в город и зашли в кафе "Славянский бар". Они заказали что-то по меню, но официантка стала неожиданно для них приносить и ставить на стол всякие закуски, блины, икру, грибочки…Недоумение усилило то, что на реплику "Ээ...мы ведь это не заказывали" девушка ответила не менее неожиданно:
-Кушайте, кушайте. Вам водку какую принести? У нас холодненькая. Или вам коньячку?
- Нам водки не надо. Мы не пьём.
-Но вы же ЛЁТЧИКИ?
(оторопело)-Да, лётчики.
- Ну тогда это вам. Хозяин заведения, сам бывший военный лётчик, ветеран, приказал всех зашедших в этот день лётчиков поить, кормить и денег не брать. В День ВВС всё - за счёт заведения.
!!!
Мы неоднократно прилетали в Суздаль и, конечно, всякий раз заходили к Михал Михалычу. Он - человек общительный и искренний, рассказывает о войне и своей жизни просто, но с массой любопытных и живых подробностей.




Юрин начал свою лётную историю довольно традиционно для предвоенного времени: сначала - занятия в авиамодельном кружке, параллельно подрабатывал на аэродроме, затем - планерный клуб в Рославле и Смоленский аэроклуб. Героика и романтика авиадела привлекала массу мальчишек и девчонок тех лет.


- Михал Михалыч, а как Вы встретили войну?
- В этот день, 22 июня, с утра мы сдавали зачёты в аэроклубе. Сдали. А днём, в 14 часов нам объявили, что началась война. Выдали деньги, целых 900 рублей! Как я был горд. В этот день первый раз в жизни наелся, купил домой конфеты, ситро… Ты что думаешь, мы из интеллигенции были, «белая кость»? Нет, все мы, в основном, из крестьян, рабочих семей. Нас 8 человек детей было в семье, очень трудно жили.
Через неделю после экзаменов нам выдали форму и определили на санитарный У-2 с двумя гондолами. Мне 16 лет тогда было.


-Мы стали транспортировать раненых. В большинстве случаев,это был офицерский состав. Но там же всего два места для них. И комсомольское собрание созвали:»Как сделать так, чтобы для раненых было три места?» Ну, очень просто: убрать из кабины стрелка-радиста, и сзади организовать дополнительное место. И убрали.
Из 36 экипажей мы потеряли 17. Потому что, если тебя обнаружили, ты уже не можешь ничего сделать. И уйти не можешь, мощности самолёту не хватает.


- А были потери из-за ошибок в пилотировании, из-за потери ориентировки?
- Ты не поверишь! Ни одной!
Совершал перелёты в расположение 10-й армии, в окружении, возил соль, спички. С 1944г. Михаил стал летать на Аэрокобре. Сбил самолёт Дорнье 217.


- А техники были какие! Такая сознательность. Я вечером сел: 7 дырок, прошили меня. А утром - как будто не было ничего. Всю ночь делали, латали.


С июня 1952 по сентября 1953г. в составе 726 ИАП М.М.Юрин воевал в Корее. Полк базировался в северо-восточном китайском городе Аньдун.


Войну в Корее Михаил Михайлович вспоминает с некоторой горечью:
- Нас ведь не было там, в Корее. Мы все давали подписку о неразглашении. Когда американцы в ООН стали возмущаться тем, что наши лётчики, якобы, воюют в Корее, Молотов сказал: «А где доказательства? Когда вы приведёте сюда нашего живого пленного лётчика, тогда и разговор будет. А так - это одни слова.»
В Корее наш МИГ-15 воевал, в основном, против американского Сейбра.




Майор М.М.Юрин в воздушных боях сбил два Сейбра. Он - один из немногих наших лётчиков, оплучивших награду «Герой Кореи». Рассказывает, как трудно было зафиксировать факт уничтожения противника.
- Нужно было получить три(!) подтверждения: фотофиксация с воздуха(а в бою, против солнца снять вообще нереально), подтверждения наблюдателей с земли, а также высылались специальные группы поисковиков, которые должны были найти обломки сбитого самолёта на земле. Ко мне сюда в перестроечное время американцы приезжали. Расспрашивали про Корею. У них статистика не сходится: по их данным F86 сбито было в два раза больше, чем записано на наших лётчиков официальных побед.




Личный состав корпуса испытывал огромное напряжение физических и моральных сил, часто рисковал жизнью. Всего, по нашим данным, советские летчики произвели свыше 63 тыс. боевых вылетов, участвовали в 1790 воздушных боях, в ходе которых сбили 1097 самолетов. От огня зенитной артиллерии противник потерял еще 212 самолетов.
В этой войне при ведении боевых действий погибло и умерло от ран более трехсот советских военнослужащих, в том числе более 160 офицеров. Более 40 процентов потерь пришлось на летный состав 64-го истребительного авиационного корпуса.
Большая доля понесенных нами потерь - на посадке. Аэродромы первой линии (Аньдун, Дапу, Мяогоу) располагались близко к морю, а со стороны моря МиГ-15 заходить запрещалось. Вот там и сосредоточивались "Сейбры" со специальным заданием: атаковать МиГов над аэродромом. На посадочной прямой самолет находился с выпущенными шасси и закрылками, то есть не был готов отразить атаку или уклониться от нее. Качества техники и уровень подготовки летчика теряли в этой вынужденной ситуации свою роль.
- Ведь этого же не знает почти никто. Там наше кладбище, лётчики наши. И белые памятники стоят. А хоронили так: почти ведь ни от кого ничего не оставалось. Кладут песок по весу, сверху - фуражку. Да. Вот так было.


Надо сказать, что эта встреча с Михаилом Михайловичем была лишена нашей обычной спонтанности. Ещё в феврале у Сергея Ив. Ковалькова возникла превосходная идея подготовить к этому событию несколько тендов, где были бы представлены типы самолётов, на которых летал и против которых воевал в Отечественную и Корейскую войны М.М.Юрин. С этой задачей профессионально справился Андрей Шомполов. Помог Игорь Колоколов, в собственном фотоархиве которого, по-моему, можно найти почти всё, что связано с авиацией. В результате общих усилий получился не только наглядный материал, но и по-настоящему правильный подарок Михаилу Михайловичу.










Честно говоря, приятно было увидеть, что это произвело на него такое впечатление. М.М.Юрин, как мне показалось, был искренне счастлив. Он тут же сказал, что всё это перенесёт в Суздальское Кадетское Училище.
Хорошо, что такая встреча состоялась не только на плане личного общения(что и раньше было), но вот так организованно. Нас было 15 человек, и Михал Михалыч был очень доволен, что к нему прилетели пилоты, родной ему авиационный народ. И, конечно, он ждёт нас всех в гости ещё не один раз.
Фотографии:Игорь Колоколов, Андрей Шомполов.

Челавиа, Северка

Previous post Next post
Up