Стандартное орудие американской дивизионной артиллерии периода Второй мировой -
105-мм гаубица М2А1 - вполне отвечала требованиям времени. В течение всей войны она составляла основу артиллерии пехотных дивизий, однако в целом ряде случаев армии требовались орудия уменьшенных габаритов и массы. Конструкторы пошли навстречу пожеланиям военных, и на свет появилась 105-мм гаубица М3.
Гаубица для десанта
Успехи
немецких воздушных десантов в начале Второй мировой войны побудили командование армии США приступить к формированию собственных воздушно-десантных частей. Для их артиллерийских подразделений первоначально выбрали 75-мм горно-вьючные гаубицы - достаточно современные и с неплохими массогабаритными характеристиками, позволявшими транспортировать их по воздуху. Однако снаряд 75-миллиметровки был слабоват - десантникам требовались более мощные орудия. Исходя из этого, в 1941 году был выдан заказ на разработку 105-мм аэротранспортабельной гаубицы. Новое орудие должно было отвечать следующим требованиям:
- масса не более 2500 фунтов (1136 кг);
- габариты, позволяющие перевозить орудие в грузовой кабине военно-транспортного самолёта «Дуглас» С-47;
- дальность стрельбы не менее 7000 ярдов (6420 м).
Новое орудие создали путём «скрещивания» ствола 105-мм гаубицы с лафетом М3 от 75-мм горно-вьючной гаубицы. Ствол 105-миллиметровки укоротили на 6 калибров. Зарядная камора и затвор остались прежними, благодаря чему орудие могло вести огонь теми же снарядами, что и гаубица М2А1. Что касается зарядов, то они были другими - для обеспечения полного сгорания в коротком стволе применили более мелкозернистый порох. Кроме того, из-за более лёгкой конструкции максимальным для аэротранспортабельной гаубицы стал 5-й заряд (а не 7-й). В экстренных случаях допускалась стрельба с использованием зарядов для гаубицы М2А1, но не выше 3-го номера.
Конструкцию лафета М3 усилили, увеличив толщину стального листа, из которого изготавливались станины, с 2 до 3 мм (лафет получил обозначение М3А1; его вариант М3А2 отличался наличием небольшого щита). У той же горно-вьючной гаубицы «позаимствовали» и противооткатные устройства.
В марте 1942 года на Абердинском полигоне начались испытания опытного образца авиатранспортабельной гаубицы под обозначением Т7. Вскоре орудие приняли на вооружение под незамысловатым обозначением «гаубица М3» («Howitzer M3»). Производство М3 велось с февраля 1943 по май 1944 года, а затем было возобновлено в апреле-июне 1945 года. В 1943 году изготовили 1965 таких орудий, в 1944 - 410, в 1945 - 205. Таким образом, общая серия составила 2580 единиц.
Масса гаубицы М3 в боевом положении составляла 1132 кг. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом достигала 7560 м, что значительно превышало требования заказчика. А вот угол возвышения был недостаточным - всего 30°. Пытаясь устранить этот недостаток, конструкторы создали опытную гаубицу Т10 с углом возвышения 65º, но в серийное производство она не попала. Не пошёл в серию и усовершенствованный вариант лафета с трубчатыми станинами.
Служба и боевое применение
Хотя гаубица М3 разрабатывалась для воздушно-десантных частей, подавляющее большинство этих орудий попало в обычную пехоту. Ещё в апреле 1942 года в штат пехотного полка ввели роту пехотных орудий с шестью 75-мм и двумя 105-мм гаубицами (поставки последних начались только год спустя). В новом штате пехотной дивизии, введённом 1 марта 1943 года, полковая рота пехотных орудий упразднялась. Вместо этого три взвода таких орудий (по две гаубицы М3) ввели в состав штабной роты. Нерациональность такого решения стала очевидной очень быстро - уже 15 июня роту пехотных орудий восстановили.
Организационно рота состояла из управления и трёх огневых взводов. Согласно штату, введённому 26 февраля 1944 года, она насчитывала 114 человек личного состава: 5 офицеров и 109 сержантов и рядовых. На вооружении состояли шесть гаубиц М3, три 12,7-мм пулемёта М2НВ, четыре
РПГ «Базука», 77 карабинов и 37 винтовок. Для буксировки орудий применялись 1,5-тонные грузовики (семь единиц, включая один в управлении роты), для транспортировки боеприпасов - 2,5-тонные автомобили с 1-тонными прицепами (три - по одному во взводе). Кроме того, рота располагала одним
0,75-тонным «доджем» (в управлении) и шестью джипами (три в управлении и по одному в каждом огневом взводе).
See more:
https://warspot.ru/10913-orudie-dlya-osobyh-usloviy