«Долго запрягает, да быстро ездит» - пожалуй, именно эта поговорка лучше всего характеризует историю создания основного орудия американской полевой артиллерии времён Второй мировой войны. Долгая разработка увенчалась созданием 105-мм гаубицы М2А1 - весьма удачной артиллерийской системы, прошедшей всю войну и выпускавшейся до 1983 года.
Долгая дорога к новой гаубице
К концу Первой мировой войны основу американской артиллерии составляли орудия французской разработки - знаменитые 75-мм полевые пушки, а также (в гораздо меньшем количестве) более тяжёлые системы. Едва успели отгреметь сражения в Европе, как 11 декабря 1918 года по приказу начальника штаба армии США была создана Комиссия калибров (более известная как комиссия Вестервельта, по имени возглавившего её бригадного генерала), задачей которой была выработка рекомендаций для дальнейшего развития артиллерийских вооружений. 5 мая 1919 года комиссия представила доклад, определивший пути развития американской артиллерии на следующие два десятилетия.
Выводы Комиссии калибров охватывали практически всех роды артиллерии, но мы рассмотрим лишь те, которые касались лёгких полевых орудий. С одной стороны, комиссия подтвердила вывод, сделанный ещё в 1916 году американским военным агентом во Франции полковником Ч. Саммероллом о целесообразности перехода в дивизионном звене от 75-76-мм пушек к 100-105-мм гаубицам, более подходящим для позиционной войны. С другой - комиссия не сочла возможным полностью отказаться от лёгких пушек. В итоге было предложено параллельно развивать оба класса орудий.
В представлении членов комиссии лёгкая полевая гаубица должна была иметь калибр около 105 мм, массу снаряда 30-35 фунтов (13,62-15,89 кг) и дальность стрельбы до 12 000 ярдов (10 980 м). Угол возвышения должен был составлять 65°, что позволяло бы вести мортирную стрельбу. Желательным был круговой горизонтальный обстрел. Правда, от этой идеи почти сразу отказались из-за усложнения конструкции лафета. Орудие должно было иметь полуунитарное заряжание, основным типом снаряда был осколочно-фугасный, вспомогательным - шрапнель.
Лёгкая пушка должна была иметь калибр порядка трёх дюймов (76,2 мм). В основу её конструкции предлагалось заложить принцип универсальности - применения орудия в качестве не только полевого, но и зенитного. Однако, испытав несколько опытных образцов, американские военные поняли, что ничего хорошего из этого не выйдет, и идею забросили, ограничившись модернизацией имевшихся 75-мм пушек М1897 французского образца.
Что же касается вывода о целесообразности перехода к гаубицам в дивизионном звене, то он выдержал испытание временем: в 1920 году появились четыре опытных образца 105-мм гаубицы М1920. Длина ствола составляла 22 калибра. Орудия испытывались на двух различных лафетах: М1920Е с раздвижными станинами и коробчатом однобрусном М1921Е. Первый из них обеспечивал угол возвышения 80° и угол горизонтальной наводки 30°. Однобрусный лафет был проще и дешевле в изготовлении, но имел значительно худшие характеристики: угол возвышения составлял не более 51°, а угол горизонтальной наводки - всего 8°. По результатам испытаний Бюро полевой артиллерии сделало неутешительные выводы: все варианты гаубицы М1920, равно как и обе модели лафетов, были признаны чрезмерно сложными и тяжёлыми.
Во второй половине 1920-х годов в США появились ещё две модели 105-мм гаубиц. Орудие М1925 на однобрусном лафете М1925Е разрабатывалось в соответствии с требованиями Бюро полевой артиллерии. В это же время конструкторы арсенала «Рок-Айленд» в инициативном порядке спроектировали гаубицу Т2 на лафете Т2 с раздвижными станинами. Инициативная разработка столь сильно превзошла свою «конкурентку» по тактико-техническим и эксплуатационным характеристикам, что Бюро было вынуждено признать её превосходство, отказавшись от доводки гаубицы М1925. Орудие Т2 стандартизировали как Howitzer M1 on Carriage M1 («гаубица М1 на лафете М1»), в январе 1928 года приняли на вооружение армии США, но всё ограничилось выпуском небольшой партии в 14 единиц. Массовым поставкам новой гаубицы мешала ограниченность бюджетных средств, поэтому, отработав технологию серийного производства, её выпуск свернули, сохранив возможность возобновить производство.
Тем временем совершенствование 105-мм гаубицы продолжалось. В 1933 году началась разработка нового лафета, приспособленного для буксирования механическими средствами, - прежний лафет М1 с деревянными колесами допускал применение лишь конной тяги. С 1936 года на испытания были последовательно представлены лафеты Т3, Т4 и Т5. Последний в феврале 1940 года стандартизировали как «лафет М2». В том же 1933 году началась доработка артиллерийской части с целью приспособить гаубицу для стрельбы унитарными выстрелами со шрапнельным снарядом. Изменению подверглась конструкция зарядной каморы. Доработанную гаубицу стандартизировали как М2, но в конечном итоге от применения унитарных выстрелов отказались - основным типом боеприпасов стал полуунитарный выстрел с осколочно-фугасным снарядом.
Наложив ствол М2 на лафет М2 (Т5) и внеся несколько мелких изменений, американские инженеры получили новое орудие, а в марте 1940 года оно было стандартизировано как Howitzer M2А1 («гаубица М2А1»).
В дивизионном звене армии США по состоянию на июнь 1940 года насчитывалось 4 236 75-мм пушек М1897 (включая находившиеся на складах), 91 75-мм горно-вьючная гаубица и всего лишь 14 105-мм гаубиц М1 и М2. Гаубица М2А1 была запущена в серийное производство в апреле 1941 года. До сентября 1945 года Рок-Айлендский арсенал изготовил 8536 таких орудий (в том числе в 1941 году - 597, в 1942-м - 3325, в 1943-м - 2684, в 1944-м - 1200, в 1945-м - 730), составивших основу дивизионной артиллерии Армии и Корпуса морской пехоты США во время Второй мировой войны.
В ходе производства конструкция гаубицы подверглась лишь минимальным изменениям, коснувшимся лафета. В ноябре 1942 года высшие чиновники из Министерства обороны решили, что для прицепов весом до 5000 фунтов (2273 кг) тормоза ни к чему. Вследствие этого в мае следующего года на снабжение приняли лафет М2А1, лишённый тормозов. В августе того же года стандартизировали лафет М2А2, отличавшийся щитом улучшенной конструкции. Предусматривалось модернизировать до этого уровня все лафеты М2 и М2А1, но эти планы так и не были реализованы.
See more:
https://warspot.ru/9583-amerikanskiy-standart