Румынский чех с русским акцентом

Jun 16, 2020 06:24





В начале Второй мировой войны основу румынского танкового парка составляли машины чехословацкого производства «Шкода» Š-II-aR (экспортная модификация танка LT vz. 35), приобретённые в 1938-1939 годах в количестве 126 единиц и принятые на вооружение под обозначением R-2. Но бои на Восточном фронте стали настоящим холодным душем для румынских танкистов - так, 1-я танковая дивизия к концу 1942 года потеряла 81 R-2. Стало ясно, что по своему прямому назначению эти машины применяться не могут. Уцелевшие четыре десятка танков румыны вывели в резерв.

Для перевооружения 1-й танковой дивизии в Германии были заказаны танки Pz.Kpfw. III, Pz.Kpfw. IV и штурмовые орудия StuG III (обозначавшиеся в Румынии Т-3, Т-4 и ТА соответственно). Но их поставки задерживались, и румынам пришлось прибегнуть к импровизации. В первую очередь в дело пошли трофейные советские лёгкие танки Т-60 - на их базе строились истребители танков Т.А.С.А.M. Т-60. А в декабре 1942 года началась разработка варианта «румынского Мардера» на шасси R-2. Так же, как и в случае с Т.А.С.А.М. Т-60, работы велись на бухарестском заводе «Леонида», их возглавил подполковник Константин Гиулаи. Проект предусматривал установку трофейного орудия Ф-22 в неподвижной бронированной рубке, открытой сзади и частично сверху.



В техническом плане проект был довольно простым, но его реализацию задерживало отсутствие шасси для переделки - уцелевшие R-2 интенсивно использовались в учебных целях. Один экземпляр танка прибыл на завод лишь в июле 1943 года, и к концу сентября прототип истребителя танков был готов. Испытания, проведённые на полигоне Судичи, показали, что установка пушки не привела к перегрузке шасси (а такие опасения были - ведь танк Š-II изначально проектировался под 37-мм пушку). С другой стороны, стрельбы с использованием румынских бронебойных снарядов по трофейному танку Т-34 показали, что эффективная дальность поражения является недостаточной и не превышает 500-600 м. Ещё одним недостатком являлась большая высота машины (2,32 м), что существенно усложняло её маскировку на поле боя. Тем не менее Комиссия вооружений рекомендовала САУ к принятию на вооружение и присвоила ей обозначение Tun Anti Car cu Afet Mobil R-2 («Противотанковое орудие на самоходном шасси R-2), сокращённо - Т.А.С.А.М. R-2.

Фирма «Леонида» получила заказ на переделку в САУ четырёх десятков танков R-2, но поставки шасси задерживались по всё той же причине - они были нужны для обучения танкистов. Сборка серийных изделий началась лишь в феврале 1944 года. Правда, задержка позволила усовершенствовать самоходку, установив вместо пушки Ф-22 более совершенную трофейную ЗИС-3. К июню 1944 года заказ был выполнен ровно наполовину - «Леонида» сдала 20 серийных Т.А.С.А.М. R-2 (без учёта прототипа), после чего выпуск остановился. На оставшиеся шасси предполагалось установить румынские 75-мм противотанковые пушки «Решита» mod. 1943 или же огнемёты, но эти планы так и не были претворены в жизнь. Не дождались реализации и планы переделки в САУ полусотни танков Pz.Kpfw. 38(t), именовавшихся в Румынии Т-38.



See more: https://warspot.ru/11637-rumynskiy-cheh-s-russkim-aktsentom

ВМВ, Румыния, противотанковая, пто, противотанковое, САУ, Вторая мировая, 76.2мм, противотаноковое

Previous post Next post
Up