155-мм САУ PzH 2000

Jun 15, 2020 04:58





Создавая бундесвер, военно-политическое руководство ФРГ большое внимание уделяло развитию танковых и механизированных войск, при этом пристально изучался опыт Второй мировой войны. Одним из важных выводов стала необходимость создания самоходной артиллерии, по подвижности не уступающей танкам и снабжённой бронезащитой.

Первыми самоходками, поступившими на вооружение бундесвера, стали 105-мм гаубицы М7 «Прист», помнившие ещё бои Второй мировой. За ними последовали более современные САУ - 105-мм М52 и 155-мм М44. К концу 60-х годов они были заменены гаубицами М109. Пройдя впоследствии модернизацию, М109 почти на сорок лет стали основой самоходной артиллерии дивизий бундесвера.



Первая попытка создать замену для М109 была предпринята в 1973 году, когда Великобритания, ФРГ и Италия приступили к совместной разработке 155-мм самоходки SP70. Эти страны уже имели опыт совместного создания удачной буксируемой гаубицы FH70, выпущенной в девяти сотнях экземпляров. Её артиллерийская часть была принята для самоходки, шасси же разрабатывалось на основе узлов немецких машин - танка «Леопард-1» и БМП «Мардер». К началу 80-х годов построили 15 опытных экземпляров, но в дальнейшем доводка САУ столкнулась с рядом технических проблем, усугублявшихся противоречиями между странами-участницами консорциума. В итоге в 1986 году разработка SP70 была прекращена, каждая из стран создала свою 155-мм самоходку: Великобритания - AS90, Италия - «Пальмарию» (правда, она выпускалась только для экспорта, а итальянской армии пришлось довольствоваться модернизированными М109), ФРГ - PzH 2000.

Разработка

Решение о создании САУ собственными силами в ФРГ приняли почти сразу после закрытия программы SP70 - в 1987 году. Орудие получило обозначение Panzerhaubitze 2000, символизировавшее то, что самоходка должна была стать оружием XXI века. Военные пытались подобрать для САУ и традиционное для немецкой бронетехники «зоологическое» название. Среди предложенных вариантов встречались «Риноцерос» и «Насхорн» (оба означают «Носорог»), «Штайр» («Бык») и даже такой странный, как «Рюссель» - «Хобот» (намёк на необычно длинный ствол самоходки). Ни один из них так и не был окончательно утверждён, и САУ осталась под скромным индексом PzH 2000.

Создание самоходки велось на конкурсной основе двумя консорциумами: в состав первого («Юг») вошли фирмы «Порше», «Рейнметалл» и «Краусс-Маффей», второго («Север») - «МаК-Диль», «Рейнметалл» и «Вегманн». Заказчик не ограничивал свободу разработчиков, требуя соблюдения лишь двух ключевых условий - использовать в артсистеме новый ствол длиной 52 калибра и расположить силовую установку в передней части шасси. Новый ствол обеспечивал ведение огня стандартными (не активно-реактивными) боеприпасами НАТО на дальность в 30 км (против 24 км у FH70 и SP70). Кормовое расположение боевого отделения позволяло сократить вылет более чем восьмиметрового ствола орудия, а также оставляло достаточное пространство для размещения автомата заряжания, боеукладки на 60 выстрелов и экипажа.

В целях удешевления в новой САУ применили шасси существующих танков. «Южане» сделали ставку на высокие ходовые характеристики, взяв за основу шасси «Леопарда-2», а «северяне» сочли главным достоинством дешевизну, использовав шасси «Леопарда-1» (его пришлось удлинить до семи катков шасси). Для обоих вариантов был выбран одинаковый двигатель - 8-цилиндровый дизель МВ 881 Ка-500 мощностью 1000 л.с. Гидромеханическая трансмиссия «Ренк» HSWL 284 обеспечивала четыре передачи вперёд и две - назад.

Сравнительные испытания прототипов показали, что самоходка «южан» превосходит конкурента по подвижности и проходимости, но артиллерийская часть была лучше у изделия консорциума «Север». Победили «северяне» - ведь задача предусматривала создание именно артиллерийской установки. Генеральным подрядчиком стал «Вегманн», изготавливавший башню и осуществлявший окончательный монтаж САУ. Шасси поставляла фирма «МаК Систем Гезельшафт ГМБХ».

Для окончательной отработки конструкции в 1991-1993 годах изготовили четыре прототипа PzH 2000 (РТ01-РТ04). Машина РТ02 прошла расширенные ходовые испытания в 41-м испытательном центре (город Трир). В 91-м испытательном центре в городе Меппен проводились стрельбовые испытания с использованием прототипа РТ01. После их успешного завершения самоходки РТ01 и РТ02 передали в 95-й артиллерийский дивизион (при Артиллерийской школе сухопутных войск) для войсковых испытаний, проходивших с ноября 1994 по март 1995 года. Гаубицы обслуживались смешанными экипажами, включавшими контрактников и военнослужащих срочной службы. На испытаниях проверялась возможность сопряжения оборудования PzH 2000 с тактической системой управления артиллерией ADLER, а также осуществимость режимов ведения огня, требуемых заказчиком.

Прототипы полностью оправдали ожидания. Была достигнута такая скорострельность: 3 выстрела за 9,2 сек (норматив - 10 сек), 8 - за 51,4 сек (норматив - 60 сек), 20 - за 2 мин 30 сек (норматив - 3 мин). Испытания подтвердили принципиальную возможность выполнения огневых задач экипажем всего из двух человек благодаря высокой автоматизации управления и ведения огня. В ходе очередного тура огневых испытаний в октябре 1997 года были достигнуты ещё более высокие показатели скорострельности: 12 выстрелов за 59,74 сек и 20 выстрелов за 1 мин 47 сек - без сомнения, феноменальный результат.



See more: https://warspot.ru/11619-pantsergaubitsa-tretiego-tysyacheletiya

САУ, Германия, 155мм

Previous post Next post
Up