Молдова - Приднестровье и особенности Варницкого анклава

Jun 27, 2014 13:53



Въезд в ПМР. Фактически, окраина города Бендеры.

Погуляв по Кишиневу один день, на следующее утро выдвинулся в сторону Центрального автовокзала, чтобы посетить Приднестровье.

Маршрутка в Бендеры обошлась в 31 лей. Езды - чуть больше часа.



Немного не доезжая до КПП ПМР - "офис" молдавских полицейских, охраняющих фактически государственную границу. Маршрутка возле них не остановилась, а подъехала к небольшой будке, где мой паспорт отсканировали и проверили фамилию по каким-то бумажным спискам.
Далее я прошел дальше и зашел в помещение, вход в которое виден на первом фото. Люди, стоящие там, указывали точный адрес своего пребывания в ПМР и сроки пребывания. То же самое спросили у меня, я сказал, что недолго, одного дня хватит, замялся с адресом, хотел было назвать адрес гостиницы "Аист" в Тирасполе, на всякий случай, но пограничник, посмотря сурово, поставил десятичасовой транзит.



Миграционная карта ПМР.

Приднестровская Молдавская Республика, по крайней мере, города Бендеры и Тирасполь, произвели на меня положительное впечатление. В интернете есть много "страшилок", утверждающих, что в ПМР хаос, упадок, много разрушенных и не восстановленных зданий и так далее. Ничего подобного. Как говорится, скромно, но со вкусом. Если сравнить уровень тех же автодорог, то Украина даже маленькому непризнанному Приднестровью очень сильно проигрывает.
Во всем видна ухоженность. Заметно, что население с любовью относится к своей Родине.

В то же время есть контраст с Молдовой. Вокруг слышен и виден только русский язык. Если в Кишиневе порой русскую речь и не услышишь - в среднем, мне показалось, что 50 на 50, хотя русский знают все. Причем молодежь почти поголовно говорит на молдавском, а вот среди старшего поколения преобладает русский язык.

Все дорожные указатели в ПМР - на русском языке. В некоторых отдельных случаях есть перевод на украинский и молдавский языки. Причем, молдавский язык в ПМР имеет особенность - он остался на кириллице, в отличие от Молдовы, где его перевели на латиницу.

Все-таки ПМР производит впечатление не отдельного независимого государства, а некоего "государства в государстве" с очень широкой автономией. Вероятнее всего, это связано с непризнанным статусом.

В ПМР своя валюта, свой президент, своя "визовая политика", территория, за исключением некоторых сел, Молдовой не контролируется. Но все-же заметны некоторые нюансы. В Бендерах и Тирасполе уверенно ловит молдавская мобильная связь, не знаю, пользуются ли ей местные жители, но для приезжих удобно. Приднестровские компании активно используют доменную зону .md. На коньяке "Kvint" написано, что он произведен в Молдове.

Самым странным здесь выглядит то, что Молдова со своей стороны фактически не контролирует границу с ПМР, утверждая, что ПМР вроде как и нет.

Отдельно хочется остановиться на Варницком анклаве и том, как я уехал из ПМР.
Варница - село в черте Бендер, контролируемое Молдовой. От Центрального рынка Бендер, с улицы Лазо, в Варницу ездит автобус № 7. Решил я прокатиться в Варницу, чтобы своими глазами увидеть это "геополитическое чудо".

Через несколько остановок после отправления - пограничный пост. Представляет собой шлагбаум, с одной стороны которого сидит пограничник ПМР, а с другой - молдавский полицейский. Пограничник заходит в автобус, внимательно смотрит, с кем-то по пути здоровается, паспорта не проверяет.

Автобус следует дальше. За окном начинают появляться надписи на молдавском, офисы "Moldcell", "Moldindconbank"... В остальном и не чувствуется, что это уже даже не ПМР. Далее автобус въезжает в Северный микрорайон Бендер. Туда я, правда, не доехал.

Мне нужна была железнодорожная станция, с которой в Кишинев отправляются дизеля. Местные жители так и называют эту станцию "Варница", хотя с точки зрения CFM эта станция называется "Бендер-2".

Как выяснилось, попасть на нее можно, минуя приднестровских пограничников.



Пути тут два. На схеме выше под цифрой 1 помечено приблизительное расположение пограничного поста на улице Энгельса, под цифрой 2 - станция "Варница", под цифрой 3 - вокзал "Бендер-2".

Не доезжая 10 метров до пограничников, если ехать из центра Бендер, свернуть на тропинку и идти по линии, отмеченной красным. Впрочем, линия приблизительная, по большому счету другой дороги там нет.



Указатель на станцию.



Табличка на станции "Варница".

Примерно в этом месте, напротив этой таблички, расположен "офис" молдавских полицейских. Подозреваю, что в 99 процентах случаев, им до вас не будет никакого дела.

Здесь выяснилось, что у меня закончилась минералка. На станции уже ожидали поезд, я спросил, как пройти к магазину. Мне объяснили, что нужно идти в сторону вокзала "Бендеры-2". Прямо по рельсам. Предполагаю, что здесь я стал злостным нарушителем государственной границы, но так ходят все местные жители.

Внезапно я вспомнил о наличии у меня приднестровской миграционки. Дойдя до вокзала "Бендеры-2" обнаружил там пограничника, спросил, так и так, кто должен забирать карту, для факта доказательства моего выезда в определенный срок. Пограничник мне ответил, что здесь обычно никого нет, и все приходят к московскому поезду. А у тех, кто едет кишиневским дизелем, миграционки остаются. Мол, можешь мне отдать, если хочешь, на обратном пути, я сообщу, кому надо, (у него же я еще уточнил, где магазин). Ну, хорошо. Когда я вернулся назад, приднестровского пограничника и след простыл. Таким образом к моей коллекции добавилась приднестровская миграционная карта.



Вокзал Бендеры-2. Вокруг ни души. До станции Варница по рельсам около 300 метров.

Вывод: через варницкий анклав попасть в Приднестровье можно без всяких проверок. Чем это грозит, сказать сложно. Наверное, штрафом и депортацией). Шутка.

Приднестровье, Молдова

Previous post Next post
Up