На вес мульта

Sep 27, 2017 05:37

Короткое рассуждение философа о советских мультфильмах, с которым я совершенно согласен.

Оригинал взят у antonrai в На вес мульта


О чем можно и хочется говорить бесконечно, так это о… нет, не о выборах, а о… и нет, не о «коротышке с ракетой» … а о, да - о советской мультипликации. Это воистину чудо из чудес. Только вчера к вечеру у меня что-то разболелась голова, и я решил посмотреть серию про «Простоквашино» - посмотрел, голова и прошла. Но сейчас я буду говорить не о терапевтическом воздействии советских мультиков, а кое о чем другом. (1)

Советские мультфильмы дают пример совершенно феноменальной… тут я сталкиваюсь с проблемой, как же назвать этот феноменальный феномен - назову его концентрацией творческой энергии на единицу «объема» итогового творческого свершения. Говоря проще - советские мультфильмы выражают Прекрасное в наиболее сжатой, а, следовательно, и концентрированной, форме. Хотя нет, проще не получится. Дело тут не только в сжатости, не только и даже не столько в изречении «краткость - сестра таланта». Дело в том, что краткость мультфильма достигается примерно в том же творческом объеме работы, что и, скажем, нормальная длина фильма. Но среднестатистический фильм при этом идет два часа (плюс минус полчаса), а среднестатистический советский мультфильм - 15 минут (плюс минус пять минут). Отсюда я и говорю о повышенной концентрации творческой энергии. Каждый созданный мультфильм стоит целого фильма - это видно из фильмографий советских режиссеров-мультипликаторов - мультфильм не является для мультипликатора как бы рассказом из сборника рассказов, которых может быть довольно много в одном сборнике (и сборников может быть несколько). Нет, если режиссер-мультипликатор снял, скажем, десять мультфильмов за всю свою жизнь - это уже нормально. Каждый мультфильм, - это цельное творческое свершение, целая книга, целый фильм. (2)

Вот это, возможно, и создает ореол чуда - предельно концентрированная выраженность творческой энергии на единицу времени. Режиссеру дан целый год (как минимум), чтобы он свершил всего пятнадцать минут (как максимум). Но уж таких пятнадцать минут, чтобы от них было не оторваться. В итоге мультфильмы и образуют золотой фонд - именно потому что каждая секунда ценится на вес золота, так что и само словосочетание «на вес золота» можно заменить другим словосочетанием - «на вес мульта». (3)

Кстати, я думаю, что философии есть чему поучиться у советской мультипликации именно в этом контексте. Пусть художественная литература будет своего рода двухчасовым кино, а философская - пятнадцатиминутным мультфильмом. Я лично, при столкновении с философскими книгами не раз замечал, что мне хотелось бы их «сократить» раз этак в пять-десять - именно с тем, что мысль предстала в более концентрированном виде. Вообще философскому рассуждению трудно дорасти до объема книги, книга - нечто философски чрезмерное. Так пусть одна философская страница будет равна мультипликационной минуте. Ну, не настолько в лоб, конечно, но... (4)

… Но мысли определенно не пристало растекаться. Мысли пристало бить наотмашь. Нет, «бить» - плохое слово. Мысли не пристало бить. Скорее, если вечером у вас вдруг заболит голова, то хотелось бы верить, что, обратившись к философскому рассуждению, вы бы себя быстренько вылечили. Или наоборот? - надо, чтобы философия вывела вас из благодушного или суматошного состояния, и у вас начала болеть голова - забурлив порожденными рассуждением мыслями? Философский вопрос:) (5)

Союзмультфильм

Previous post Next post
Up