Оригинал взят у
altereos в
Леонид Носырев. Царство рыжихМастера короткометражной анимации, выпуск №77
Леонид Викторович Носырев - один из самых концептуальных режиссеров в советской анимации. На мой взгляд, есть несправедливость в том, что его имя не так известно, как, например, имена Норштейна или Хитрука. Творчество Носырева на данный момент недостаточно изучено, хотя в нем есть оригинальное авторское мировоззрение, узнаваемый визуальный стиль и даже собственная "вселенная" со своей системой ценностей. Моя заметка, конечно, не претендует на полный охват всего, что скрыто в носыревских мультфильмах - об этом можно написать толстую книгу. Попробуем хотя бы обозначить основные отличительные черты мульт-вселенной Леонида Носырева.
В фильмографии Носырева достаточно "хитов" - мультфильмов, которые видели все: "Рыжий, рыжий, конопатый", "Антошка", "Волшебное кольцо". Вы легко ответите на вопрос: что их все объединяет? Обилие желтого и оранжевого цвета! В других 20 мультфильмах Носырева - то же самое. Они излучают солнечное тепло, его так много, что этими мультфильмами можно согреваться в морозы. "Вселенная" Носырева гелиоцентрична - не только в физическом смысле, но и в культурном и нравственном, как это было у древних народов. Солнце у Носырева приобретает сакральное значение: оно предопределяет поведение персонажей, формирует их мировоззрение. Это царство Гелиоса, или Хорса, если обратиться к славянской мифологии - а ведь это очень серьезный пласт в творчестве аниматора, который с детства был окружен русским фольклором и приобщался к народным ремеслам. Безымянное солнечное божество присутствует во всех мультфильмах Леонида Носырева и часто "попадает в кадр" - собственно, в виде солнца или в виде подсолнухов и различных солнечных символов.
1971 - Рыжий, рыжий, конопатый
1974 - Вершки и корешки
1974 - Комаров
1976 - Чуридило
1977 - Не любо - не слушай
1986 - Архангельские новеллы (Апельсин)
1987 - Поморская быль
2003 - Пинежский Пушкин
Божество создает обителей своего мира по своему образу и подобию, поэтому у Носырева герои все (ну почти все) - рыжие! Даже Баба Яга и Змей Горыныч рыжие, и Кащей тоже был бы рыжим, если бы не был лысым. Кажется, что герои переходят из одного мультфильма в другой: аниматор сам подтверждает наличие сквозных персонажей ("Антошка" - "Рыжий, рыжий, конопатый" - "Два весёлых гуся" - "Фантазеры из деревни Угоры").
1969 - Антошка
1970 - Два весёлых гуся
1971 - Рыжий, рыжий, конопатый
1994 - Фантазеры из деревни Угоры
Мультфильм "Рыжий, рыжий, конопатый" (1971), созданный для "Веселой карусели" (кстати, Леонид Викторович - один из создателей этого альманаха), можно рассматривать как своеобразный манифест мультипликатора. Сюжет простой (рыжий мальчик отбивается от насмешек "нормальных" детей), но за ним отчетливо проступает "рыжеутверждающий" пафос: мы - дети солнца, носители добра и света! В финале само солнце приходит на помощь мальчику и делает рыжими вообще всех обителей мульт-вселенной. По похожему сценарию развивается история в другом детском мультике - "Комаров" (1974).
1971 - Рыжий, рыжий, конопатый
1974 - Комаров
Мультфильмы Леонида Носырева - они не только про "царство рыжих", они про русскую народную культуру в целом. Визуальный стиль, созданный Носыревым и его женой, художницей Верой Кудрявцевой, выражает скоморошьи элементы русского фольклора. "Вершки и корешки", "Два веселых гуся", "Хомяк-молчун", "Жил у бабушки козёл" - все-таки не совсем русские народные сказки, которые и без Носырева экранизировались советскими аниматорами в большом количестве, а русские народные анекдоты, как будто рассказанные сморомохами. О том, как Леонид Носырев с детства приобщался к этой культуре и обучался народным ремеслам и искусствам, можно почитать в этом
интервью. Вот отрывок: "Вот в дяде Коле было творческое начало. Мастер на все руки - и столяр, и плотник, и маляр, и штукатур, - он делал шкатулочки для себя и выклеивал соломкой инкрустации. Меня он научил и топор держать в руках, и рубанок, а когда он сделал буфет (он и стол делал, и стулья - много было у нас дома самодельной мебели), я там стекла расписал цветами. По-моему, я тогда уже начал учиться в Федоскино".
С начала 1960-х Леонид Носырев начал серьезно изучать культуру русского севера. Через 10 с лишним лет начал создаваться "поморский цикл" мультфильмов - по произведениям писателей-сказочников Бориса Шергина и Степана Писахова. Сейчас этот цикл известен как полнометражный сборник "Смех и горе у Бела моря" (1988), в который вошли мультфильмы, созданные с 1977 по 1987 годы, в том числе, главный "суперхит" режиссера - "Волшебное кольцо" (1979). В сборник не вошел "Дождь" (про архангельских тканекрасильщиках), а в 1991 году вышел 25-минутный "Mister Пронька" - байка про одного поморского авантюриста. Последняя работа Носырева - "Пинежский Пушкин" (2003), биография Александра Сергеевича, которая, попав в поморский фольклор, обросла новыми легендами.
1977 - Не любо - не слушай (Писахов)
1978 - Дождь (Шергин)
1979 - Волшебное кольцо (Шергин)
1986 - Архангельские новеллы: Перепилиха и Апельсин (Писахов)
1987 - Поморская быль (Шергин)
1991 - Mister Пронька (Шергин)
2003 - Пинежский Пушкин (Шергин)
В мультфильмах "поморского цикла" уже не так много рыжих (там, скорее, блондины), но желтый, оранжевый, огненно-красный цвета по-прежнему затмевают остальные краски. Мультфильмы Носырева - и русские народные, и поморские - несут не только художественную, но и этнографическую ценность. Декоративные народные искусства, язык, элементы быта, легенды, сказы и байки - Леонид Носырев бережно относился к этой культуре и увлекательно воплощал ее в анимации.
С 1996 года Леонид Носырев преподает во ВГИКе, но с анимацией, судя по всему, не завязал: в том же
интервью 2015 года он рассказывает о нескольких проектах, готовых к реализации, как только появится финансирование. "Непросто сегодня добиться финансирования, а лет мне уже много, и время летит стремительно".
ВСЕ ВЫПУСКИ