Аниматоры поселили Толстого среди туземцев --- Дина Радбель в Gzt.Ru

Mar 03, 2011 12:45



В Суздале прошел главный смотр отечественной анимации, 16-й Открытый российский фестиваль анимационного кино. Участники вспоминали классиков, а члены жюри решили поддержать молодежь.

В этом году 16-й Открытый российский фестиваль анимационного кино работал при открытых дверях. Никаких бейджиков или билетов не требовалось. Зал «Турцентра» в Суздале с трудом вмещал всех, кто любит мультфильмы, кто их снимает, смотрит и в целом болеет за индустрию.

В программе: детские утренники, информационные показы, семинары, международный конгресс, круглые столы и, конечно же, конкурс, объединивший на одном экране студентов, дебютантов и мэтров. Четыре дня участники фестиваля заряжались энергией самого живого, свободного и емкого искусства анимации. Как сказал председатель оргкомитета Сергей Лазарук: «Здесь взращивались здоровые амбиции и пресекались нездоровые комплексы».

За спинами классиков

В прошлом году молодых аниматоров журили за то, что они переносят на экран собственные комплексы, не задумываются о вечных ценностях и работают за себя и за того парня, что приводит к профессиональной хромоте.

Сценарист, режиссер, художник, аниматор- это разные профессии, требующие полного погружения в себя. Если не будет пересмотрена система образования, они могут исчезнуть с лица анимации. ВГИК, где, собственно, и выращиваются кадры, невольно подталкивает студентов к аутентичному общению с компьютером. Педагоги сами признаются, что это менее хлопотно, чем коллективный труд. Выходит такой студент на волю с амбициями, якобы готовый все делать сам, но деньги на фильм получает из государственной казны. А государству не интересны его личные переживания, фантазии и комплексы. Что же делать? На помощь пришли классики! Благородно, востребовано и за так...

Вдогонку за юбилеем Чехова режиссер Надежда Бойко осилила «Письмо к ученому соседу» (конкурс дебютов), переведя эпистолярный жанр в 3D. Один сосед пишет другому письмо с предложением познакомиться и обсудить научные вопросы с позиции «здравого смысла». «Этого не может быть, потому что не может быть никогда»- крылатая фраза Антоши Чехонте расшифровывается буквально. Есть иллюстрированные доктрины, антитезы, глубина и красота кадра, воздух движения, жажда общения, но все это ради 3D? Такого Чехова перечитывать не хочется. Смотреть- любопытно.

Режиссер, сценарист, аниматор и художник Михаил Лисовой к столетию смерти другого классика создал мультфильм «Свободный человек Лев Толстой» (конкурс короткометражных фильмов). Он перенес в анимацию дневники Василия Розанова- спутника писателя по Ясной Поляне, снабдив визуальный ряд ироничными метафорами и нарочитой неопрятностью. Это касается и внешнего облика Льва Николаевича, и его окружения. Чернокожие рядом с ним пашут и танцуют, сам он с ножками, будто криво пришитыми, ходит, странно подпрыгивая, мысли философские вставлены так, что звучат анекдотично, - в общем, осмеян, а на самом-то деле уважаем и страстно любим Лисовским. Он ни о чем говорить не может, все цитирует великого классика: «Жизнь, окружающая меня, становится все безумнее и безумнее: еда, наряды, игра всякого рода, суета, шутки, швыряние денег, живя среди нищеты и угнетения, и больше ничего. И остановить это, обличить, усовестить нет никакой возможности. Глухие скорее услышат, чем кричащие не переставая», «Я убедился, что Россия или должна пасть, или совершенно преобразоваться».

Лисовский резюмирует: «Вот слушали бы Толстого, жили бы мы сейчас хорошо!»

Совсем иначе выглядит текст Толстого в фильме «Чем люди живы» (режиссер Надежда Михайлова, конкурс короткометражных фильмов). По притче ангел Михаил изгнан Богом с неба за ослушание. Должен он теперь найти ответы на вопросы о смысле жизни человеческой. И ищет их, работая среди людей сапожником. Находит ответы- в вере, ибо люди живы любовью, а Бог и есть Любовь. Картинка на экране смотрится как рукотворная, но это компьютерная графика. И подмена сквозит во всем. Высокое кажется напыщенным. Вечное- бренным. Для детей- много необъяснимой смерти, для взрослых- наивной сказки.

Следующий классик- Юрий Коваль. Благодаря его рассказу случился фильм «Шатало» (режиссер Алексей Демин, приз за лучшую драматургию). Демин- в анимации фигура известная, он не в первый раз обращается к проверенной временем литературе. Говорит честно: «Если мой фильм получился, спасибо Ковалю, безумно интересно с ним работать!» Тонкий карандашный рисунок вздрагивает, пульсирует как живой. Он- девочка и старик, сердце и голос, погода и настроение. Он- воздух и озеро, колодезная вода и черный кот, который является «эпицентром» событий. Каждая деталь обласкана глазом режиссера-художника, наполнена особым смыслом. Кстати, согласно зрительскому рейтингу (на фестивале традиционно плюс к жюри голосуют все участники) «Шатало» занял первое место, собрав самое большое количество голосов - 176.

Плевок в вечность

Юрий Норштейн - обязательный участник Суздальского кинофестиваля. Он смотрит всю программу, передает опыт на мастер-классах и просто в личных беседах, подписывает собственные книги и катается на лыжах. С лыжами в этот раз не получилось. Мастер только оправился от перелома ноги, ходит с палочкой. Он проповедник «здоровой обуви»: зимой и летом ходит босиком, правда, зимой только в помещении.

Зато в фильме «Дедушкин валенок», голосом которого он стал, герой не только ходит в валенках, он в них спит, купается, в общем, живет. Сценарий написан по рассказу Михаила Пришвина, режиссер Октябрина Потапова. Самые простые валенки переходят в категорию вечных ценностей. Во-первых, потому что ребенок в фильме сказал: «Все на свете имеет конец, все умирает, и только дедушкин валенок вечен». Во-вторых, это же Норштейн... Незаурядное вмешательство мэтра в звуковую палитру фильма не могло остаться незамеченным: ему вручили приз фестиваля «за актерский и вокальный дебют», лишив тем самым реальных дебютантов ожидаемой статуэтки.

Дебют Светланы Зуевой «Тетушка крапива» (альманах для самых маленьких) выдает краткое руководство: как вытоптать цветы на клумбах, нагнать дремучих сорняков, победить их и вырастить новую красоту с помощью обыкновенной лейки. Пришвину такое и не снилось...

Дебют Сергея Орлова «Техподдержка реальности» - по сути, анекдот из интернета. Автор не профессионал, он просто захотел и сделал мультфильм, к которому шел несколько лет. Ограбление квартиры- метафора технической поддержки. Фильм снят вопреки всем правилам анимации, ошибка висит на ошибке, но это не отнимает у него очарования и чувства юмора.

В фильме Юлии Титовой «Сергей Прокофьев» (приз за лучшее изобразительное решение) в вечность заброшен четвертый апельсин («Любовь к трем апельсинам»), трансформирующийся в солнце. Изображение берет верх над драматургией, текстом, смыслом; проживает свою убедительную историю, слегка комментируя музыкальный ряд. Вот разлетаются рояли, когда Прокофьев играет, оживают ноты, седеет трава, под каблуками большевиков всхлипывают раздавленные апельсины...

Режиссер Дмитрий Геллер в вечность выпустил воробья- фильм «Воробей, который умел держать слово» (приз за лучший детский фильм). Это вторая экранизация рассказа «Честное слово» советского классика Леонида Пантелеева. Первый фильм был снят на студии «Экран» в 1978 году Марианной Новогрудской. И, несмотря на прошедшие годы, пионерский галстук выглянул из-под перьев геллеровского воробья. Автор впервые ушел от эксперимента, новаторства и рассказал в традиционной манере щемящую историю про воробья, над которым подшутили, взяв с него честное слово, что он всю ночь просидит на ветке, и тогда выглянет солнышко. Гроза, ливень- воробей чуть не погиб, но пост не покинул. Слово дал? Держи! «Будь готов!» - «Всегда готов!», словно витает в воздухе. А почему бы и нет?

Непрощенный подарок

Девичий характер нынешнего жюри (Бисярина Нина, Журавлева Анастасия, Скворцова Елизавета и Шепилова Анна) проявился в выборе гран-призера фестиваля- фильма «Подарок». Единственный мужчина, он же председатель жюри- профессор ВГИКа Станислав Соколов, прежде чем вынести вердикт на всеобщее обсуждение, предупредил: «Мы решили поддержать молодых аниматоров. Мэтры- обуржуазились, не предъявили ничего нового, остались в плоскости прежних открытий, за которые уже были неоднократно награждены. Мы решили поддержать все новое, прогрессивное».

И тут что-то не сошлось. «Подарок» Михаила Дворянкина- продукт вторичный. Автор был художником «орденоносного» фильма «Девочка дура» Зои Киреевой, и теперь как режиссер сделал самостоятельную работу, но в продолжение темы.

Часть первая. На дворе 70-е. Мама и сын. Мальчик вырезает из картонки восьмерку. Пишет открытку. Мама заботливо перевязывает подарок ленточкой. Идиллия. Часть вторая. Праздник 8 марта. Школа. Вакханалия. Дети дерутся. Ржут. Жуют, как лошади, жвачку из 90-х. Все лица отвратительны. И девочка, для которой подарок, ничем от них не отличается. Мальчику трудно, он не такой, как они. Что будет дальше? Взросление... Одиночество... Михаил Дворянкин потратил много сил на эту работу, рисовал на кальке, шел к финишу три года. Его рисунки честны в своем уродстве, но никаких открытий он не сделал. Он повторил себя.

Гораздо глубже и тоньше по психологии мультфильм «Непрощенный» из коммерческого сериала «Смешарики». Сценарист Алексей Лебедев и режиссер Роман Соколов наградили Кроша комплексом вины. Что-то не сделал из намеченного, не успел, не осилил - значит, надо себя наказать. Но выдержать наказание силы воли не хватает. Значит, и за это «в угол». Процесс бесконечен. Если включить «внутреннего прокурора» и не давать ему отдыха, то от жизни как таковой ничего не останется.

Вот и разберись, какие мультфильмы снимать и что лучше: притчи сказывать, сказки, классиков цитировать, просвещать, развлекать, шутить, с собою разбираться или со всем человечеством?

Автор: Дина Радбель
Источник

Дина Радбель, Суздаль-2011

Previous post Next post
Up