Анимационный фестиваль в Суздале показал, что мультипликаторы не опускают руки
В последние несколько лет нашу анимацию постоянно лихорадило, и про каждый суздальский смотр думали, что он может оказаться чуть ли не последним. И в 2009, и в 2010 годах строились уверенные прогнозы, что в следующий раз режиссерам точно нечего будет подать к смотру, и фестиваль отменится за отсутствием работ. Однако перманентные перебои с финансированием ни в прошлом, ни в нынешнем году не помешали аниматорам сделать достойные фильмы. Так что 16-й смотр не просто состоялся, но и оказался одним из лучших за последние годы.
Фестиваль, проходивший под лозунгом «в предчувствии весны», и впрямь оставил какое-то весеннее ощущение легкой надежды. В конкурсе было много молодежных работ и отмечалось небывалое для Суздальского смотра разнообразие жанров, стилей и манер. Не удивительно, что в такой ситуации жюри (тоже очень юное) отметило в призовом списке беспрецедентное количество начинающих аниматоров. Даже Гран-при достался дебютному фильму - екатеринбургской картине Михаила Дворянкина «Подарок», совместившему в себе острое изображение российской школы (будто позаимствованное из фильмов Гай Германики) и лиричную, трогательную историю о детской любви.
Высокую награду (спецприз жюри «За новое решение антивоенной темы») получил необычный фильм студентки ВГИКа Дины Великовской, которая с помощью оживших фотографий рассказала о том, как девочка оказывается внутри страшного рассказа о войне - и выходит из него совершенно другим человеком. ВГИКовская же «Балерина и зеркало» Натальи Суринович (карандашный мультфильм о неуклюжей балерине и ее ловком зеркальном отражении) была отмечена за «Лучший мультипликат» (движение персонажей). А лучшим фильмом в категории «Студенческая работа» был признан коротенький «Еще раз!», выполненный ученицами Александра Петрова. В этом задорном и печальном рассказе об одном дне из прошлого трудоемкая петровская техника живописи маслом по стеклу вдруг заиграла неожиданным образом: это динамичное, озорное и легкое кино и, похоже, и в то же время совершенно не похоже на фильмы самого мастера. Не отставая от жюри, поощрили молодое кино и кинокритики, отдав свой приз Ирине Литманович, создавшей киновоспоминание о своем детстве («Домашний романс»).
В новом свете предстали на нынешнем Суздальском форуме и некоторые известные художники. Так, например, знаменитый своими акварельными фильмами Алексей Демин сменил любимую технику на карандашный рисунок, так что в короткометражке «Шатало» акварельным осталось только настроение. Фильм сделан по прозе Юрия Коваля и рассказывает о черном коте, который приносит то ли счастье, то ли несчастье, но нечто очень важное жителям деревни (от жюри картине достался приз за драматургию, а от зрителей - первое место в рейтинге симпатий). Белорусский режиссер Михаил Тумеля попробовал себя в странном и весьма актуальном для западной анимации эклектичном жанре, совместив в одном фильме документальное кино, детскую сказку и музыкальный клип. Его «Бумажные узоры» (приз за режиссуру) посвящены народному искусству вытинанки (вырезание узоров из бумаги) и рассказывают, среди прочего, о белорусском мастере, возродившем этот почти забытый вид творчества. А одним из главных фаворитов фестиваля стал новый фильм Эдуарда Беляева. «Девочка, которая порезала пальчик» - это пластилиновая экранизация экскимосских сказок, удивившая своим необычным абсурдным юмором и позабавившая закадровым голосом Николая Дроздова. Фильм получил приз имени Александра Татарского (эта награда вручается отдельной экспертной комиссией) и спецприз жюри «За расширение сознания».
Не то чтобы какой-то из перечисленных фильмов можно было назвать «новым словом» в искусстве анимации, однако от большинства этих работ (и других, не попавших в призовой список) возникало приятное ощущение свежести. А от конкурса в целом - чувство того, что, несмотря на очень сложное положение мультипликации, аниматоры вовсе не опускают рук и, даже напротив, активно ищут новые формы, пытаясь отчасти выработать, отчасти обновить анимационный язык.
Самым неожиданным сюрпризом стало то, что поиски эти не ограничиваются сферой авторского кино, но распространяются и на индустриальный аниматограф. Так, в нынешнем конкурсе сериалов появился десяток новых названий. Тут и несколько образовательных серий - «Пинкод» от «Смешариков», «Фиксики», «Новаторы», и веселый «Куми-куми», и приключенческие «Космические археологи», и «Тайна Сухаревой башни». И конечно, замечательный сериал «Везуха», получивший приз в «сериальной» категории. Сделанный по прозе современных детских писателей (Марина Москвина, Артур Гиваргизов и пр.), он в очень необычной и забавной манере рассказывает об обычных вещах, с которыми сталкивается каждый ребенок, например о том, как заниматься музыкой, если нет слуха, или о том, что делать с папой, которого жители далеких планет привлекают больше, чем собственное семейство.
Одним словом, весеннее настроение фестивалю удалось, и впервые за несколько лет не было сомнений в том, что следующий смотр состоится, что работы на нем будут и что наши аниматоры, каким-то образом пережив все непогоды, непременно дождутся солнечных дней.
Автор: Мария Терещенко
Источник