27 сентября 2018
Поскольку природа человека двойственна, ему недостаточно одного физического рождения. Для раскрытия своего потенциала и возвышения над животной природой необходимо духовное зачатие, развитие и рождение, а для этого нужен учитель, который является для ученика духовным отцом. Фильм «Мастер» Пола Томаса Андерсона - это драматическая история отношений учителя и ученика. Хотя, как известно, прототипом Ланкастера Додда является Рон Хаббард, создатель дианетики и саентологии, этот факт никак не относится к сути фильма.
Вода
Фильм открывается видом на водную поверхность с корабля. В общей сложности вид воды появляется в фильме три раза. Второй раз - в эпизоде «Неформальной проработки», после воспоминаний Фредди о Дорис. В третий раз - после эпизода в кинотеатре, перед поездкой Фредди в Лондон.
Мотив воды - один из важнейших в фильме. Здесь вода - это и образ странствия, это и память Фредди, в которой хранятся секреты его прошлого, и река времени, которую исследует Учитель, и глубины психической жизни, в которую герои погружаются, в поисках сокровища, и образ женского начала, по которому тоскует Фредди.
Женщина из песка
Другой важный образ - женщина из песка.
Это мечта Фредди, нечто зыбкое и непрочное: это и добрая мать, и возлюбленная, к которым он хотел бы вернуться.
Женщина из песка тоже появляется в фильме трижды.
В первый раз - в начале нашего знакомства с главным героем. Так мы узнаём о сексуальной неудовлетворенности Фредди и его потребности быть рядом с любящей женщиной.
Второй раз песочную женщину показывают во время процессинга (выполнения упражнений). Цель процессинга состояла в том, чтобы освободить Фредди от того, что не даёт ему вести нормальную жизнь. Одной из таких вещей была его зависимость от женщины-матери, заставляющая его регрессировать в младенческое состояние. Упражнения начали избавлять Фредди от этой зависимости, и это показано как то, что морские волны разрушают созданную Фредди песочную женщину.
И наконец, в третий раз, женщина из песка появляется в виде завершающего кадра. Демонстрируя то, что Фредди вновь вернулся назад к тому состоянию, с которого начинал, потерпев неудачу в своем восхождении.
Фредди
Фредди - мастер по приготовлению ядерных алкогольных смесей. Он пьет их, наказывая себя за что-то, убегая от какой-то невыносимой правды и блокируя свою боль. Он в чем-то винит себя, и заигрывает со своим желанием себе навредить.
Как ни странно, несмотря на то, что Фредди - персонаж отталкивающий и непривлекательный, он пользуется вниманием женщин. Причина этого кроется в мифологическом значении данного персонажа, о чем я скажу в конце.
Нападение на бизнесмена
Инцидент с нападением на бизнесмена станет понятным, если прислушаться к звуковому фону. Где-то вдалеке слышен детский плач, и видно, что он мешает Фредди сосредоточиться, раздражает его. В результате он выходит из себя и вымещает свой гнев на бизнесмене.
Плачущий ребенок - это внутренний ребенок мужчины, которому когда-то было запрещено плакать, но который так и не получил той любви, в которой нуждался. Поэтому мужчины не выносят детский плач.
Бизнесмен удивительно похож на Ланкастера Додда, с которым Фредди суждено встретиться, однако его играет другой актёр. Этому эпизоду вторит сцена, в которой Фредди фотографирует Мастера.
После конфликта с бизнесменом Фредди убегает и ему приходится сменить работу. Мы наблюдаем дурной цикл, в котором он живет: выпить, ввязаться в скандал и убегать от преследования. Это сценарий, обусловленный травматическими событиями его прошлого. В дианетике такие отклонения от рационального поведения называются аберрациями.
Мастер: «Ты аберрирован».
Отравление «отца»
Фредди сменил работу и теперь мы видим его на капустном поле. По сценарию, это должно было быть поле сахарной свёклы; на этом предприятии Фредди работает химиком. Соответственно, у него есть хорошая возможность делать самогон.
Во время вечеринки он замечает старика, похожего на его отца и предлагает ему выпить. 17:13.
По дружелюбному отношению Фредди к старику можно сделать вывод, что Фредди любил отца и нуждался в нем. Но волей или неволей, Фредди отравляет старика, реализуя свою бессознательную агрессию в отношении отца. Вероятно, при своей любви к отцу, Фредди также носил в себе какую-то тяжелую обиду на него.
«Как умер твой отец? - Спился»
Если отец пьет, значит, у него проблемы с самореализацией. Мужчина реализует себя только в каком-либо Деле. Тот, кто пьет, не может делать дело и не может научить делу. Так что, часть своих проблем Фредди унаследовал от отца.
Корабль
Но Фредди повезло, и, в очередной раз убегая от своих преследователей, он оказался на корабле с Ланкастером Доддом, который не только заменит ему отца, но и станет учителем.
Додд принимает его, т.к. узнал в нём знакомое лицо.
«Никак не вспомню, где же мы с тобой виделись» (24:12)
Эту фразу он повторяет несколько раз на протяжении фильма. Узнавание - это важный акт в процессе поиска родственной души. Если мы узнаём кого-то, это значит, что нас с этим человеком что-то объединяет. Самая глубинная основа, которая нас объединяет друг с другом, есть наша подлинная Родина.
«Я влюблён».
Неслучайно влюблённые испытывают ощущение, что уже очень давно знакомы со своим возлюбленным. Это ощущение родства, но родства не по плоти, а по духу.
Учитель узнаёт ученика так же, как отец узнаёт сына. У Ланкастера Додда есть и родной сын, Вэл, и зять, Кларк, но никто из них не может стать учеником Мастера. Родной сын Додда - потенциальный предатель. Когда полицейские приходят за Мастером, Вэл готов сдать им своего отца.
Кларк, зять Додда, подкаблучник; он делает то, велит жена.
Фредди совершенно другой. Он не предатель, он умеет ограничивать волю женщины, он потенциальный лидер, он готов служить общему Делу и защищать учителя.
Поэтому Мастер делает Фредди своим протеже, даёт ему возможность подняться до уровня учителя.
Отношения с матерью
Во время неформальной проработки мы узнаём другие детали из личной жизни Фредди. Его мать попала в сумасшедший дом и Фредди воспитывался теткой по имени Берта, которая потом его совратила. 42:20
Это тоже заложило в нем определенные сценарии, влияющие на его поведение. Он боится стать безумным, как мать, пьет, повторяя модель поведения отца и считает себя подонком.
Дорис
Наверное, самый значимый внутренний конфликт Фредди связан с Дорис. С одной стороны, он хочет быть с ней, а с другой - считает себя недостойным ее любви. Она слишком чиста для него. Кроме того, ей было всего 16 лет. Поэтому он ушел от нее.
Итак, Мастер увидел в Фредди потенциального ученика и делает его своим протеже, приближенным. Понятно, что ближайшее окружение учителя не может не отреагировать на это.
Они заметили, что Фредди влияет на Мастера:
«Ты вдохновляешь его»
и будут пытаться помешать их сближению.
Филадельфия
Так, дочь Мастера, Элизабет, только что вышедшая замуж, начинает с Фредди флиртовать.
Он отомстил обидчику ее отца и проявил себя в качестве лидера, т.е. альфа-самца, а это хороший повод показать ему свою благосклонность. Если она соблазнит его, то получит над ним власть.
Мы помним, насколько Фредди был озабочен сексом до встречи с учителем. Но теперь он принадлежит мужскому союзу, у него есть Дело, а это гораздо важнее, чем секс.
Сексуальное желание продолжает мучить Фредди в его эротических фантазиях, но он не поддается им.
Манипуляция
Во время вечеринки Мастер делает Фредди знак, чтобы тот подогнал выпивку и Пегги это замечает. Она могла бы высказать Мастеру свою обеспокоенность в прямой форме, например: «Я буду очень расстроена, если ты мне изменишь. Тебе не следует пить с Фредди».
Но Пегги манипулирует Доддом, используя секс. При этом, она формулирует свою претензию так:
«Ты можешь делать, что хочешь, главное - чтобы я об этом ничего не знала».
Эта фраза, во-первых, подтверждает тот факт, что женщина предпочитает быть обманутой, чем знать правду (можешь изменять мне, главное, чтобы я об этом не знала).
А во-вторых, сама фраза имеет вид недирективного внушения. По такому принципу строятся фразы в эриксоновском гипнозе. Т.е. фактически, Пегги провоцирует Мастера на измену.
И даже если он не будет ей изменять, она, задав такую установку в их отношениях, как бы оставляет за собой право постоянно держать мужа под подозрением и обрекает его испытывать чувство вины в ее присутствии.
Также она пытается воздействовать и на Фредди. Она внезапно будит его и, пользуясь тем, что его сознание ослаблено, делает своё внушение. 01:12:00
«Я хочу, чтобы ты определил для себя место в будущем».
Возникает вопрос, какое будущее мог для себя представить Фредди, исходя из того, что мы о нем знаем? Ведь он еще не излечился, не избавился от влияния своего прошлого, а значит, он вряд ли мог придумать что-то лучшее, чем пожелать быть вместе с Дорис.
«Теперь это тебя ждёт».
Думаю, именно эта манипуляция Пегги сработала впоследствии, когда Фредди покинул Мастера.
Стоит обратить внимание на то, что, в отличие от Пегги и Элизабет, Мастер никогда и никем не манипулирует, в том числе и Фредди.
Поклёп на Фредди
Пока Фредди сидит в участке за нападение на полицейских, ближайшие родственники Мастера возводят на него поклёп. Начинает говорить Кларк, но понятно, что он действует по указке жены.
Пегги их поддерживает.
Все их обвинения не стоят и выеденного яйца. Они обвиняют Фредди в якобы дурном влиянии, но мы уже знаем, что на самом деле, влияние Фредди на Мастера было исключительно благотворным: он вызывал в Мастере вдохновение к работе. Фредди и Ланкастер Додд образовали подлинный творческий союз. Именно это и вызывает у женщин Додда неприязнь. Пока Фредди находится рядом с Мастером, им достаётся меньше внимания, а значит, их влияние в семье падает.
Однако, Мастер не идет на поводу у женщин, а делает так, как считает нужным.
Процессинг
Чтобы освободить Фредди от влияния прошлого, Мастер проводит с ним процессинг (так в дианетике называется проработка).
Интерпретации одного из упражнений я посвящал отдельное видео.
Сейчас я поясню только самое непонятное упражнение, когда Фредди ходит от стены к окну.
Данное упражнение представляет собой телесно-ориентированный процесс, цель которого - поместить человека в момент «здесь и сейчас». Процесс выполняется от 4 до 8 часов. Испытуемый должен выполнять команды напарника: перемещаться в пространстве, прикасаться к предметам и описывать их.
В «Дианетике 55» этот процесс называется «Выбор мест в пространстве». В книге «Анализ ума» Денниса Стивенса этот процесс называется «Возмещение важности». В книге Майкла Райтера этот процесс называется «Трехмерная ходилка».
Для чего всё это нужно?
Согласно дианетике, травмирующие события прошлого, сохранившись в бессознательной памяти, мешают человеку действовать свободно и достигать поставленных целей. Эмоциональный заряд, связанный с этими событиями, искажает работу ума, восприятия и нарушает связь с телом. Из-за этого связь человека с реальным миром ослабевает, и большую часть своей жизни он проводит внутри построений своего собственного ума, наделяя их особой важностью.
Например, для Фредди особую важность имеет Дорис, его прошлое решение не возвращаться к ней, болезнь матери, смерть отца. Эти важности, находящиеся в прошлом, мешают ему действовать в настоящем, лишают его полноценной связи с моментом «здесь и сейчас», со своим телом и своим восприятием.
Чтобы нормально развиваться и действовать, важность должна быть сконцентрирована в настоящем моменте.
Показанный процесс, по мнению приверженцев дианетики, восстанавливает нормальную связь субъекта с его телом, переносит важность к текущему моменту и возвращает индивиду контакт с физической реальностью.
Срыв
Со временем, Фредди становится полноценным участником миссии, но однажды срывается и сбегает от Мастера.
Почему это произошло?
Фредди бросил пить, стал полноценным членом общества и теперь почувствовал себя достойным встретиться с Дорис. Наверняка, в его решении уйти свою роль сыграла установка, которую внушила ему Пегги.
Разумеется, Дорис не стала несколько лет его ждать и вышла замуж. Для девушки в большинстве случаев важнее выйти замуж, чем жить ради какой-то идеи или ждать свою «единственную любовь». Женщины очень практичны и предпочитают синицу в руках.
Отправившись к Дорис, Фредди решил исправить ошибку, которую совершил когда-то. Но к сожалению, исправление прошлых ошибок само является ошибкой.
Почему? Дело в том, что мы не совершаем ошибок. Это важная мысль, осознание которой избавит вас от многих проблем и напрасного самобичевания. Разумеется, речь не идет о каких-то серьезных преступлениях. Мы говорим о ситуациях вроде той, когда нам вдруг приходит мысль, что вот с той девушкой или с тем мол.человеком наша жизнь была бы гораздо лучше. Мы начинаем думать, что могли когда-то поступить иначе, и постоянно виним себя за это, зацикливая свою жизнь на прошлом событии и запирая себя в тюрьме собственных фантазий.
Важно осознать, что на самом деле, мы поступить иначе не могли, потому что в тот момент у нас был другой уровень осознанности и мы иначе оценивали ситуацию. Можно сказать, что мы всегда поступаем наилучшим образом. Наилучшим - для того уровня развития, на котором мы в данный момент находимся.
Конечно, потом мы можем стать умнее и будем считать, что поступили так по глупости, но это не означает, что мы могли поступить иначе. На тот момент - не могли. Поэтому нелепо себя за это винить.
Так что, Фредди отправившись к Дорис, совершает бессмысленный и глупый поступок. Пытаясь исправить ошибку в отношениях с Дорис (якобы ошибку), он предаёт учителя. Неудивительно, что в итоге, увидев, что он и Дорис не получил, и учителя потерял, он начинает винить себя еще больше и спивается.
В кинотеатре
Мы видим Фредди в кинозале, на экране которого показывают мультфильм про Каспера, дружелюбное приведение. Аналогия здесь очевидна. Фредди - это Каспер. Он вызывает в окружающих страх и не живет полноценной жизнью в своем теле.
В данной серии Каспер встречает мальчика, который не боится его и приглашает на свой самодельный корабль. Мальчик это Ланкастер Додд. Он один не испугался Фредди и принял его, а Фредди помог ему достать со дна моря сокровища.
Последняя встреча
В сцене последней встречи Мастера и Фредди показательно то, что говорить начинает не Мастер, а Пегги. И в конце речи выносит она свой вердикт.
«Это бессмысленно. Он не хочет, чтобы ему стало лучше.»
Из этой сцены легко сделать вывод, что Мастер попал под влияние своей жены, и в разборе «Призрачной нити» я так и говорил об этом. Но сейчас я думаю иначе. Мастер не был бы мастером, если бы позволил женщине управлять собой. На самом деле, как истинный лидер, он позволяет раскрыться своим приближенным, так, что в его присутствии они становятся способными генерировать и озвучивать правильные решения.
Тот факт, что вовсе не жена управляет Мастером, а Мастер управляет своей женой очень ярко, но в замаскированном виде показан в речи Мастера про супружество. 27:50
«Супружество. Раньше это был тихий ужас».
Поскольку речь здесь идет именно про супружество, то под драконом подразумевается не что иное, как женская природа.
Вердикт Мастера
Наконец, разберем последние слова Мастера.
Мастер не жалеет Фредди и не собирается снова принимать его в семью, потому что Фредди - это уже не пациент, который нуждается в помощи. Это человек, который бросил учителя ради женщины.
«Если ты найдешь способ жить без учителя, ты будешь первым человеком».
Ланкастер Додд говорит о необходимости служения учителю. И он совершенно прав. Тот, кто ничему не служит, тот еще не нашел своего места в жизни, и его жизнь бессмысленна. Тот, кто не служит, в том нет любви, потому что любящий всегда готов служить тому, что он любит.
Любовь к женщине - естественна; это уровень природы, и он не требует большого ума. Но любовь к учителю и к его делу - выше естества, выше природы; это уровень духа. Только Дело и служение ему может дать смысл жизни. Поэтому предавший Дело ради женщины не заслуживает жалости, ибо он предает высшее ради низшего; это жестокая, но неумолимая логика.
Только такой логикой можно объяснить слова Мастера о том, что в другой жизни Фредди будет его заклятым врагом.
Наверняка у кого-то возникнет вопрос типа: «А если учитель сектант, ему тоже нужно служить?». Но дело в том, что если вы назвали учителя сектантом, значит, для вас он не учитель и ваш вопрос теряет смысл. Для Фредди Ланкастер Додд - учитель, и именно с этой позиции мы и разбираем их отношения.
Видение прошлой встречи
Как можно истолковать это видение Мастера?
В образной форме оно представляет его мечту о их с Фредди дружбе, идеальную картину того, какой дружба должна была бы быть. Ланкастер Додд всегда относился к жизни как к войне с силами зла.
«Эта битва еще не проиграна».
А в войне нужен верный соратник. Таким соратником и другом Мастера мог бы стать Фредди. В видении Мастера они исполняют роль посредников, проводников, связных между территорией, оккупированной силами зла, и местом свободы. Это метафора того, чем собственно Додд занимается в этой жизни: помогает людям освободиться и обрести связь со своей Родиной.
Речь Мастера еще раз повторяет главный урок фильма: к прошлому нет возврата. От негативного действия прошлого нужно освобождаться, нужно извлекать из прошлого необходимый опыт и двигаться дальше. Нельзя начать заново то, что когда-то бросил.
Фредди попытался вернуться к Дорис, чтобы исправить свою ошибку, и потерпел неудачу. Но он так же попытался вернуться к Мастеру. То есть, он снова решил, что совершил ошибку и ее можно исправить. Но Мастер объясняет, что возврата нет. Если он позволит Фредди вернуться, значит создаст условия для дурного цикла уходов и возвращений. А это, понятно, ложный путь.
Своей песней Мастер говорит о том, что он любил Фредди, и хотел, чтобы тот принадлежал только ему.
Заключительный кадр подытоживает смысл фильма: женщина - это мираж, погнавшись за которым потеряешь своего учителя и смысл своей жизни.
Click to view
Постоянный адрес статьи:
http://xn----ctbsbazhbctieai.ru-an.info/новости/разбор-фильма-мастер-2012-часть-1/welcome-1-8-2/