27 сентября 2018
Мы рассмотрели фильм с психологической точки зрения. Но у него есть и более глубокий пласт, мифический. Как к нему подобраться?
Мы знаем, что всякий архетип и всякий символ двойственен; он может иметь положительное или отрицательное значение. Но изменяться в положительную или отрицательную сторону может только то, что внутри себя неизменно, т.е. имеет в себе некую неизменную основу. Это значит, что проявлению положительной или отрицательной стороны архетипа логически предшествует его неизменная сущность, которая ни положительна, ни отрицательна. Положительной или отрицательной она становится только в нашем историческом бытии.
Из этого понятно, что, скажем, пьянство, как явление отрицательное, имеет и свой положительный коррелят в жизни человека (напр., «веселье сердца»), и свою исконную сущность. Неслучайно вино является одним из древнейших и глубочайших символов, в котором эта сущность выражается.
Символическое значение вина - это влага жизни, тождественная крови. Это кровь божества (т.е. сама божественная жизнь), это божественный экстаз.
Как отмечал Юнг, «по-латыни "алкоголь" - spiritus. Это латинское слово означает также "дух". Получается, что и самый возвышенный религиозный опыт, и опасный для души яд называются одинаково».
То есть единая идея винопития проявляется в нашем мире и как символ познания божественного, и как символ глубочайшего падения.
Отсюда мы приходим к пониманию того, что Фредди - это своеобразный образ Диониса, Вакха.
Дионис - это бог виноделия, вдохновения и религиозного экстаза. Он связан с морской стихией и водой. В гомеровской «Илиаде» говорится о море как о месте обитания Диониса. Дионис может свести с ума (тема безумия также сопровождает Фредди).
В истории бегства Диониса от Ликурга Дионис, спасаясь, прыгает в море.
Дионис - такой бог, который вдруг является, а затем таинственно исчезает.[1] Точно так же любит поступать и Фредди.
Как известно, приверженницами Диониса были в основном женщины. Это даёт еще одно объяснение тому, почему женщины вешаются на Фредди. Когда Фредди знакомится с Донной, звучит песня Эллы Фитцжеральд «Отойди от меня сатана». Песня об искушении. Так что, Фредди здесь сравнивается с самим искусителем, а образ сатаны очень близок к образу Диониса.
Конечно, образ Фредди не полностью совпадает с образом Диониса, поэтому можно и просто сказать, что Фредди олицетворяет дионисийское начало. Но всё же, совпадения, на мой взгляд, удивительные.
Соответственно, противоположное начало, апполонийское, олицетворяет Ланкастер Додд. Аполлон - это бог света, т.е. сознания, предсказатель будущего, бог-врачеватель, покровитель переселенцев. Известно, что он также очищал людей, совершивших убийство. Всё это есть в образе Мастера.
Но мало того. Аполлон, согласно легенде, убил чудовищного змея, Пифона. И теперь мы еще лучше понимаем значение речи Мастера о победе над драконом.
На храме Аполлона в Дельфах были написаны его главные заповеди, среди которых: "познай себя", "знай меру" и «держи женщину в узде». Аполлон делил свой храм с Дионисом, которому там поклонялись в течение трех зимних месяцев.
Таким образом, история фильма «Мастер» - это не только история отца и сына, учителя и ученика. Это еще и история двух противоположных сил бытия, сознания и культуры.
Соответственно, там, где есть две противоположные силы, должна присутствовать и их борьба, и их объединение, синтез. Мастер, познакомившись с Фредди и попробовав его зелье, предпринял попытку объединить свою аполонническую направленность с дионисийской жизненностью Фредди. Он обнаружил возможность синтеза этих двух начал. Именно поэтому его и охватило вдохновение, творческий экстаз.
Пегги испугалась этого эксперимента и попыталась повлиять на Мастера, а потом изгнать Фредди. Хотя, дионисийская стихия, по идее, более близка к женщине.
Самое известное исследование аполлонического и дионисийского начал принадлежит Ницше в его произведении «Рождение трагедии из духа музыки».
Согласно Ницше, «Наивысший синтез дионисизма и аполлинизма содержится в аттической трагедии. Трагедия возникает как аполлинийское зацветание дионисийского экстаза и музыки. Дионис не может существовать без Аполлона. Оргийное безумие, являясь плодоносной почвой для всякой образности, порождает из себя аполлонийское оформление, делая каждого носителя такого оформления трагическим героем. Герой, ставший дионисийским безумцем в условиях аполлинийской мерности, есть титан; на нем лежит обреченность к трагической вине».
То есть, синтез дионисийского и аполлонического начал, создал бы титанического человека, в котором бы одновременно сосуществовали и мера, и буйство жизни. Такой синтез и хотел осуществить Мастер. И если бы ему это удалось, это было бы нечто поистине великое.
[1] Элиаде. История веры и религ. идей, т.1.
Click to view
Постоянный адрес статьи:
http://xn----ctbsbazhbctieai.ru-an.info/новости/фильм-мастер-2012-скрытый-смысл-мифологический-подтекст/welcome-1-8-2/