Недавно в сообществе появился
текст, на который мне захотелось ответить в форме, более подходящей для отдельного поста, чем для комментария. ЭксОртодокс разбудил меня, как декабристы Герцена, и вот я пишу :) Главных причины тому две. Во-первых, хочется, чтобы в сообществе было побольше вдумчивых и глубоких постов, при условии, что они написаны на
(
Read more... )
Если я его правильно поняла, а уточнять у него самого слишком энергозатратный процесс.
А условное мировоззрение и незамутненное зеркало - это спорно, так как на практике есть методы (быстрые), которые предполагают исцеление через ценности (то есть вопрос мировоззрения выходит на первый план в первые консультации, вернее, выводится терапевтом).
А для многих клиентов (особенно в условиях поляризации общества резкой) важно мировоззрение терапевта по каким-то ключевым вопросам особенно. Итак, и без этого, между терапевтом и клиентом много напряжения, а ценностное лишнее - так как временной запас и деньги ограничены у людей.
Отсюда и различные 'френдли' - лучше сразу искать терапевта, который к важным для тебя пунктам относится так как ты (даже не нейтрально).
Поэтому, например, система Готмана (к слову, базирующаяся на около попперовских научных процедурах), иудея, выросла из необходимости не разводиться в религиозном иудейском браке.
Поэтому же есть православные психологи (есть такой запрос от рынка, это не чисто требование сверху).
Поэтому, многие мусульмане России либо вынуждены тратить оплачиваемое время сессии на то, чтобы описать все внутренние расклады, либо искать терапевта не только мусульманина, но и своей национальности.
Reply
Насколько я понимаю, в его дискурсе речи о так называемых "обычных людях" не идет вообще, они не являются предметом рассмотрения. Речь идет о специальных людях, ищущих "сути человека", или "смысла жизни". И относительно таких людей вопрос "мировоззрения" и "ценностей" тоже ставится в совершенно другом ракурсе, в своей доведенной до предела форме, не включающей отношение к определенным событиям или конфессиональной специфике - это все там просто вторично и не имеет особого значения. Речь идет о человеке, который приходит к психологу с уже сформулированной парадигмой искательства, четко понимающем чего именно он ищет, с экзистенциальной проблемой. И такой человек найти у психолога ответа не может, потому что этот ответ находится далеко за рамками, собственно, психологии. А вот зеркалом психолог поработать может, чтобы человек, может быть, об это зеркало нашел куда ему со всем этим в конечном счете идти.
"...методы (быстрые), которые предполагают исцеление через ценности"
Вот этого момента я не поняла. Не могли бы пояснить, о чем идет речь?
Reply
>>>
Насколько я понимаю, в его дискурсе речи о так называемых "обычных людях" не идет вообще, они не являются предметом рассмотрения. Речь идет о специальных людях, ищущих "сути человека", или "смысла жизни". И относительно таких людей вопрос "мировоззрения" и "ценностей" тоже ставится в совершенно другом ракурсе, в своей доведенной до предела форме, не включающей отношение к определенным событиям или конфессиональной специфике - это все там просто вторично и не имеет особого значения. Речь идет о человеке, который приходит к психологу с уже сформулированной парадигмой искательства, четко понимающем чего именно он ищет, с экзистенциальной проблемой. И такой человек найти у психолога ответа не может, потому что этот ответ находится далеко за рамками, собственно, психологии. А вот зеркалом психолог поработать может, чтобы человек, может быть, об это зеркало нашел куда ему со всем этим в конечном счете идти.
Это Вы про ЕА или про Эксортодокса?
>>>
"...методы (быстрые), которые предполагают исцеление через ценности"
Вот этого момента я не поняла. Не могли бы пояснить, о чем идет речь?
Это нарративная терапия, где-то коучинг, где-то ЦОП, Рокич. В каком-то смысле - даже юнгианство, через архетипы (например, Самости).
Reply
Про ex0rtodox-а, насколько я поняла о чем он из других его текстов и диалога в другом месте.
"Это нарративная терапия, где-то коучинг, где-то ЦОП, Рокич."
А, понятно, спасибо.
Здесь, мне кажется, про другие "ценности" речь. Про ту самую "суть человека". Предполагается, что раскрыв эту самую "суть" человек обретает подлинный смысл, выходит на качественно иной уровень бытия.
Reply
Если здесь - это в моем примере, то думаю, что но никак по-другому-то выйти на этот экзистенциальный уровень. Только если каким-то читерским путем, ну, так скажем, через якобы эзотерический опыт, средства химической стимуляции, психотическую активность.
А Вы как думаете про это?
Reply
"Здесь" - в дискурсе ex0rtodox
Я думаю, что пока строго не доказано обратное, есть некий шанс, что так называемый "эзотерический опыт" может оказаться реальностью. Этот шанс мне лично представляется исчезающе малым. И мне было бы интересно увидеть доказательства его реальности ("интересно" тут в смысле - "жизненно важно"). Пока же я их не вижу. ex0rtodox утверждает, что они у него есть, лично для него есть. Окей. Однако, для меня лично это все пока остается чайником Рассела. Соответственно, и дискуссии на эту тему выглядят сомнительными в смысле их ценности. А вот "зеркало", о котором говорит 3_14pi- выглядит хоть чем-то, представляющем практическую ценность. За неимением лучшего.
Reply
Reply
В фильмах можно насочинять что угодно - это любопытно лишь с культурологической и общеэстетической точки зрения )
Reply
>>Про ex0rtodox-а, насколько я поняла о чем он из других его текстов и диалога в другом месте.
Из кабинета психолога по-другому ощущается искательство.
Каждая терапия - как и каждая жизнь - в пределе сводится к теме смерти (и жизни).
И, мне кажется, что у терапевта есть способ туда ходить. Более того, эти дороги неоднократно протоптаны разными способами и в разныз направлениях.
То есть, как будто, проблема надуманна или нет опыта соприкасания с этой темой ни в качестве клиента, ни в качестве терапевта.
Но я тоже соприкасалась с текстами Эксортодоска очень поверхностно.
Продолжая бумерские шутки - мне напел Рабинович и не читал, но осуждаю.
Reply
"И, мне кажется, что у терапевта есть способ туда ходить. Более того, эти дороги неоднократно протоптаны разными способами и в разныз направлениях"
Возможно. Мне на практике сталкиваться не доводилось.
В том смысле, что не встречалось мне терапевта, способного туда ходить. Ну, что делать, в смерти каждый одинок, и каждый ходит туда только сам, никто за ручку не отведет )
Reply
>>Ну, что делать, в смерти каждый одинок, и каждый ходит туда только сам, никто за ручку не отведет )
Туда - да (биологически), но к (как социальная практика) - все-таки культорологически есть институт проводников, который психологически взаимодействует со страхом смерти умирающего и с необходимостью жить дальше его близких (и с персональным страха смерти остающихся тоже).
Про это опять же есть прелестный фильм Вуди Алёна - Сенсация.
Аналог, например, это онкопсихолог может быть. Или психологи мчс. Или плакальщицы, причастие, отпевание, последняя исповедь и тд. Само хоронение, сверх значимость обряда (зороастрийцы, например).
Reply
Я не про страх смерти, а про наоборот.
Reply
Я не имел в виду, что ценности не важны в терапии. Наоборот, я считаю их крайне важными, поэтому и привёл цитату из Юнга. Я только хотел сказать, что в задачу терапевта не входит их прививать, а лишь прояснять и укреплять те, что близки клиенту. И я полностью согласен, что делать это легче и естественнее, когда ценности по меньшей мере совместимые.
Reply
Leave a comment