Полемика о психологии

Dec 06, 2024 09:47

Недавно в сообществе появился текст, на который мне захотелось ответить в форме, более подходящей для отдельного поста, чем для комментария. ЭксОртодокс разбудил меня, как декабристы Герцена, и вот я пишу :) Главных причины тому две. Во-первых, хочется, чтобы в сообществе было побольше вдумчивых и глубоких постов, при условии, что они написаны на ( Read more... )

&размышления, свободная дискуссия, &мировоззрение, &психотерапия

Leave a comment

rinamois December 6 2024, 09:26:45 UTC

Продолжу линию на бумерские цитаты (которые непонятны молодёжи и потому сами по себе 'портят' форму любого текста, который 'ца - все'):

смеясь зловеще декабристы
стучатся к герцену в окно
проснись скорей усталый герцен
зачем ты спишь в одном чулке

Я как практик, предлагаю посмотреть в сторону практики - то вот как в целом читать длинные тексты?

Вернее, как себе помочь читать длинные тексты?

Или как вовлечь (научить?) детей в читание длинных текстов?

По идее, психология именно как наука (что как я поняла, исключает Эксортодокс) - как раз помогла бы в этом людям.

Для ответа и решения этого вопроса недостаточно говорить о детских травмах или об уровне философской подготовки, тут нужна и нейро психология, и, возможно, обследование у психиатра и невролога, и исследование медицинского психолога.

Без науки в решении таких проблем никуда. Ну и идея Души тут нужна, только если немогущий читать длинный текст попадётся в жадные руки юнгианцев, а не к людям с хорошим базовым психологическим образованием.

Вот сама идея многабукв (неасилил) и лонгрид - это же немыслимо было ещё 30 лет назад, это было как опубличить в приличном обществе, что тебе туда не надо.

Многабукв - это как негативная оценка (где-то про неуважение к читателю, где-то в формате обесценивания как социальной практики и тд, фразочка с полифункционалом).

Неасилил - это как мета ирония. Вроде это и я как читатель 'не смог', а вроде как это и писатель сам виноват. Ещё и призыв к другим таким же: я неасилил (и мне не стыдно, я горд, вот мои три копейки в контент), а кто на новенького ещё такой же и понял меня?

А лонгрид - это как предупреждение к читателю (аналог не влезай убьёт или 'побереги свою самооценку, ты не сможешь это дочитать').

Это же по сути специальный формат текста, жанр, практически, как роман или повесть. То, что он вообще сформировался как отдельный вид, само по себе это многое про нас говорит.

При чем, интресно, что про жанр этот нет шуток (или они есть, но у молодёжи, надо у своей уточнить этот момент).

А вот бумерские шутки про 'объяснять на карточках' или "понятный скрин" - есть.

То есть тут ещё и поколенчес кое есть, а это предмет изучения науки, социальной психологии, где вообще Поппера очень уважают.

Душа опять же, здесь нужна, только если юнгианец решит за счёт клиента на кушетке помыслить про душу поколения.

В общем, интресно было бы переместить в практический ключ и подумать про то, как можно помочь себе читать лонгриды и почему эта способность уходит.

В целом, нужны ли они будут? Или все заменит ИИ с его сравнительно четкими формулировками (а значит, и короткими)?

Или в лонгридах люди будут искать очарование прошлых веков?

Какой лайфхак приложить и к какому месту, чтобы не бояться лонгридов?

Reply

elly_2005 December 6 2024, 10:09:25 UTC

картинки! через каждый абзац!

Reply

klonik_z December 6 2024, 10:47:23 UTC
Я до сих пор благодарна, что в вузе нам прокачивали это умение. В основном на испанских и английских текстах, но не суть, навык универсальный. Берешь массив текста, в каждом абзаце выделяешь основную мысль, потом делаешь конспект на 5-6 мыслей. И так полгода или больше на разной тематике, технической, юридической и пр. И своими словами, конечно. Про синонимы были отдельные занятия.
На b17 пошли посты про учебу, люди не могут переписать текст своими словами, меняют порядок в предложении так и сяк, но антиплагиат конечно не проходят. Так учить же этому надо!

Reply

rinamois December 6 2024, 11:00:42 UTC
Безусловно. И это было - 20+ лет назад (для нас с Вами).

Про учёбу на б17 это как?

Reply

klonik_z December 6 2024, 11:05:56 UTC
Хотите сказать, что настолько все испортилось за 25 лет? :)

Там же пишут посты о чем угодно, вот студенты жалуются, что курсовую не могут писать.

Reply

rinamois December 6 2024, 11:35:08 UTC

>>> Хотите сказать, что настолько все испортилось за 25 лет? :)

Конечно. Если раньше (в условное наше время) были жалобы "надоело", "скучно", "зачем это в реальной жизни" и т.д.

То сейчас - имхо - на лицо не просто "нежелание", а "неспособность". То есть навык работы с текстом (чему можно обучить) помогает легче преодолеть барьер нежелания (в процессе реальной деятельности Эго под надзором Супер Эго "вовлекает" Ид и Эго становится проще "работать").

Но преодолеть "неспособность" самого контакта с текстом сложнее (Супер Эго не развито, Эго не развито, Ид "в депрессии" или "пресыщен"). Это как в математике где-то - если пропустил пару тем (дроби, например), то следующий "этаж" будешь просто неспособен освоить, надо вернуться на предыдущие этажи и освоить их. То есть, очень условно, не только сам длинный текст недоступен, но и сама способность "читать" нарушена. Нет фундамента, на который можно было положить обучению навыку работы с текстом.

Все имхо.

>>>Там же пишут посты о чем угодно, вот студенты жалуются, что курсовую не могут писать.

Вот куда все зумеры побежали :)

Reply

klonik_z December 6 2024, 11:39:29 UTC
Да, вы правы, тоже это наблюдаю.

Зумеры в основном побежали в телеграм, по-моему :) им же наш стиль обсуждения психологических проблем - страшное занудство, надо весело, чередуя мемами, матами и постиронией. Но некоторые с горя приходят на b17 послушать динозавров, да :)

Reply

rinamois December 6 2024, 11:45:23 UTC

>>>

надо весело, чередуя мемами, матами и постиронией

В реальной терапии (не в сети, в кабинете) - они сильно другие при этом (имхо).

Reply

klonik_z December 6 2024, 11:47:45 UTC
Ну это в целом про разные социальные маски, нет? Привычка разговаривать мемами не противоречит тому, чтобы при этом быть глубоким человеком, да еще в депрессии.
А со взрослыми конечно умеют общаться иначе, или всех из школ бы повыгоняли %) Когда они в естественной среде, без масок почти, забавно наблюдать.

Reply

anatolii_prosto December 6 2024, 11:57:03 UTC
Зато среди зумеров будет больше клиентом для психологов. Можно с этой практической стороны посмотреть на этот вопрос.

Reply

klonik_z December 6 2024, 12:00:11 UTC
Да я-то вообще отлично к зумерам отношусь, надо учиться у молодежи :) Не всегда догоняю эту их постиронию, но стараюсь как могу.
А что они будут жить в каком-то новом мире, где за них читает искусственный интеллект, и только избранные могут осилить книгу, это факт.

Reply

anatolii_prosto December 6 2024, 12:02:03 UTC
Они находят как заработать ресурсы там, где я представить не мог. А по сути люди всю жизнь этим только и занимается в основном.

Reply

anatolii_prosto December 6 2024, 11:54:35 UTC
В математике, если пропустил дроби, то можешь и не сильно пострадать. Потом просто механически запоминать как работать с элементами дробных выражений, и при этом плохо понимать арифметику с числами записанных виде дробей.

Reply

rinamois December 6 2024, 11:57:30 UTC

нет

Reply

anatolii_prosto December 6 2024, 11:59:01 UTC
Как нет? Я сам любил математику, препод математики по образованию и 4 года преподавал, так сказать "в предмете", и должен согласится с вашим безаргуметным "нет"?

Reply

rinamois December 6 2024, 12:04:11 UTC

Ну почему же сразу должен :) Можете не соглашаться :)

Reply


Leave a comment

Up