Красавица и Чудовище - Стокгольмский синдром или все-таки сказка про любовь

Mar 16, 2021 11:44

Доброго дня, уважаемое сообщество=))
Я понимаю, что мне далеко до тонких психологических разборов литературных произведений, но есть у меня в голове одна мысль, и я, как говорится, "ее думаю" (с).

Вот есть старая-добрая сказка про Красавицу и Чудовище, и сюжет этот действительно бессмертный, уж сколько экранизаций и историй "по мотивам". В последнее время все упирают на то, что КиЧ - это ничто иное, как гимн Стокгольмскому синдрому и фу-фу-фу, абьюз. Во многом, как мне кажется, это вина диснеевского мультика. Там, конечно, очаровательные песни, но сам сюжет сказки довольно сильно изменен. Чудовище там действительно чудовище, жестокое, злобное и нелюдимое, удерживает отца Белль в темнице, неохотно соглашается обменять его на дочь, да и саму Белль собирался держать в холодной камере, без еды и воды. А вот в сказке все было иначе: разорившийся купец заплутал в лесу, выбрался к замку, где ему предоставили и еду, и постель. А потом у нас есть довольно сложная ситуация, когда гость, фактически, нарушает закон гостеприимства (кража розы из сада Чудовища). Соответственно, Чудовище было в праве казнить нарушителя на месте. Вместо этого, оно предлагает сделку: пришли вместо себя дочь, которая захотела эту розу, или возвращайся сам. Он одаривает купца-нарушителя драгоценностями и украшениями, и подчеркивает, что младшая дочь (Белль, она же красавица) должна явиться сюда по своей воле. В мультике Белль сразу становится узницей и заложницей, жертвой. В сказке она - почетная гостья, фактически, Чудовище называет ее хозяйкой, а себя - слугой. Он каждый вечер просит ее выйти за него замуж, и каждый раз Белль ему отказывает. И, заметьте, никаких негативных последствий не происходит: Чудовище не гневается, не давит, не шантажирует. И когда Белль просит навестить отчий дом, он разрешает - правда, с условием, что она вернется через неделю.
Далее, Белль проводит в отчем доме неделю, и уже хочет возвращаться, но ее сестры (довольно завистливые и жестокие девицы, стоит отметить) удерживают ее еще на денек, и еще на денек - не столько от сестринской любви, сколько из желания, чтобы Чудовище разъярилось и разорвало Белль (теплые семейные отношения). Конец, естественно, счастливый: Белль возвращается к Чудовищу, которое превращается в принца, злое колдовство разрушено, ура.
Если честно, в этой истории мне сложно увидеть тот самый пресловутый Стокгольмский синдром. Зато я, как человек современный, вижу следующее: перед браком полезно пожить вместе и узнать друг друга получше, а некоторые семьи готовы тебя даже убить, лишь бы тебе не было хорошо.

&размышления, &любовь, свободная дискуссия, &литература/кино/искусство

Previous post Next post
Up