В книге «Очерк про свободу воли» Питер ван Инваген обвиняет барона Гольбпхп или в неискренности, или в непоследовательности. Если бы Гольбах действительно, как он это утверждает, не верил в свободу воли, он не мог бы решить ни одного вопроса и должен был бы пребывать в состоянии ступора
(
Read more... )
Comments 68
А человек материальный обьект или нет?
Reply
Можно сказать так - человек есть способный сознавать нематериальный субъект, у которого есть материальное (человеческое) тело.
Мне больше нравится вторая формулировка, при ней не возникает никаких проблем с нарушением самоидентификации. Но и против первой формулировки я особо возражать не стану. В любом случае человек не есть только его материальное тело.
Reply
Бактерии - материальный обьект?
Растения - материальный обьект?
Обезьяна - материальный обьект?
Робот (с мощным компьютером с самоидентификацией и со способностями выше алкоголика к примеру) - материальный обьект?
Reply
Есть ли сознание у микробов?
Есть ли сознание у бактерий?
Растения обладают сознанием?
Обезьяна сознают, например ощущают боль?
Робот (с мощным компьютером с самоидентификацией и со способностями выше алкоголика к примеру) - будет ли в дальнейшем сознавать?
Reply
Свобода воли для большинства - это ОЩУЩЕНИЕ СВОБОДЫ ВОЛИ. Оно есть, и обсуждать тут нечего. При этом свободы воли нет - любое последующее событие вытекает из массы ВСЕХ предыдущих. Одно другого не исключает.
Reply
Reply
Большинства кого? Кто включен в эту, так сказать, выборку?
***Оно есть, и обсуждать тут нечего.
Я согласна, оно есть. Но элиминисты например возражают, они все ощущения считают иллюзией, связанной с неверным употреблением языка (Рорти)
*** При этом свободы воли нет
Я лично очень и очень в этом сомневаюсь. Тогда сознание вообще есть эпифеномен. Вопрос - зачем?
*** - любое последующее событие вытекает из массы ВСЕХ предыдущих. Одно другого не исключает
Это в материальной части реальности, то есть в материальном теле человека, в т.ч. его мозгу. Но человек есть не только материальное тело. Очень хорошая критика монистических моделей сознания приведена например в
http://olgaw.livejournal.com/115255.html
Очень рекомендую
Reply
Экое открытие! Само понятие "человек" подразумевает материальный объект вида Хомо сапиенс, жизнь которого протекает в обществе себе подобных, что формирует развитие высших психических функций - сознания и мышления, помогающих адаптации человека среди людей...
Reply
И не думаю, что приверженцы свободы воли согласятся с вами, что основная фаза выбора обходится без свободы воли.
Смешной, кстати, это процесс, сначала выяснилось, что мозг определяет сознание в широких пределах, потом что выбор не свободный. Что-то мне это напоминает. Эта дорожка ведь вьётся к материализму.
Reply
Reply
«Вот если они к этому возражению добавят еще не противоречащую экспериментам модель»
Ну вот модель шахматной доски каким экспериментам противоречит? Мне казалось, анализ процесса выбора - это число результат рефлексии.
«Иначе следует нарушение самоидентификации»
Звучит как приведённый в посте аргумент Питера про ступор.
Reply
Что задачи решает мозг - об этом говорят эксперименты (опыты Денета и др.). А вот эксперименты, которые говорили бы о том, что это мозг решает, какую именно задачу ему решать, мне неизвестны.
***Ну вот модель шахматной доски каким экспериментам противоречит?
Комп решает задачу. Но решать ли ему эту или иную задачу - решает не комп, а программист
***«Иначе следует нарушение самоидентификации»
Но этот вывод и многие материалисты делают, что никакого Я нет, это иллюзия
Reply
Reply
Reply
Leave a comment