В стране мотороллеров

Sep 20, 2016 15:24

- Вы сегодня как добирались на работу?
- Приехал верхом, а вы?
- Я тоже.

Наверное, по популярности похожие диалоги на Тайване уступают только сакраментальному разговору на тему «Как дела» в форме вопроса «Вы уже поели?». С лингвистической точки зрения иероглиф «ци» ( основные значения - ехать верхом [на...], осёдлывать ), действительно, один из самых употребительных, и причина этого - в повальной моторизованности тайваньского общества.

Тайвань - единственная страна в мире, в которой на 23 млн жителей приходится почти 14 млн мотороллеров. Это значит, что если в один прекрасный момент всё население решит куда-нибудь поехать, абсолютно все смогут спокойно рассесться по своим двухколёсным коням, по 2 человека, да так, что ещё и место останется.



Тайваньцы любят этот способ передвижения настолько, что даже в ближайший магазин за углом от дома отправляются исключительно на скутере. Ездят все - от школьников (права можно получать с 18 лет, но лихая молодёжь ездит и в более раннем возрасте без прав) до бабушек и дедушек. Настоящая прелесть такой езды всё-таки состоит в удобстве. Человек на мотороллере получает право объехать практически любые транспортные запруды, быстро проехать по самым узким переулкам точно к месту назначения, при этом сократив расходы на проезд, поскольку современные мотороллеры очень экономичны в этом отношении, и даже общественный транспорт стоит дороже.

В среднем по стране на каждую тысячу тайваньцев приходится 581 с половиной «моторизованных велосипедов» - так официально называется эта категория транспортных средств, начиная от простеньких лёгких скутеров и заканчивая тяжёлыми мотоциклами. Правда, в Тайбэе этот показатель несколько ниже - 355.9 единиц. В Гаосюне, к примеру, или в самом южном уезде Пиндун цифры зашкаливают за отметку в 700 единиц на тысячу человек.

Оказавшись на Тайване 10 лет назад, автор этих строк не устоял перед соблазном и присоединился к армии мотороллеристов. Поездки по Тайбэю и окрестностям сразу стали моим любимым хобби, после того, как на второй месяц пребывания на Тайване я получил права на вождение мотороллера. Достаточно быстро освоив правила к письменному экзамену, с помощью моих тайваньских знакомых, я разобрался, как нужно правильно сдавать «площадку». Когда права были получены без особых проблем, я добыл в аренду подержанный скутер у одного предприимчивого канадца и стал колесить по городу под весёлое тарахтение этого самого мобильного транспортного средства в мире. Позднее мне захотелось уже более серьёзных выездов и я нашёл простенький мотоцикл марки KTR. Чем больше колёса, тем увереннее транспортное средство ведёт себя на дороге, так что поездки по городам и весям Тайваня стали ещё более продолжительными. Наконец, в компании друзей я совершил «кругосветку» по Тайваню на мотоцикле, объехав остров от Тайбэя до Кэньдина и обратно.

Как оказалось, неизбежные минусы есть и у этого замечательного средства передвижения, и они проявлялись по мере того, как накапливался стаж. Во-первых, водитель мотороллера легко уязвим даже при самых лёгких столкновениях или падениях на небольшой скорости. Когда дело доходит до серьёзных аварий, то выражение «костей не соберёшь» подходит как нельзя кстати. Сколько историй с печальным концом приходилось мне слышать от моих друзей и знакомых - просто не перечесть! Вождение без прав, под хмельком, да ещё и без шлема усугубляет дело. Самое страшное, что иностранцы, плохо знакомые с особенностями национальной езды, легче всего попадают в подобные истории, часто оказываясь в суде. На моей памяти две студентки из России прошли судебное разбирательство как раз по этой досадной причине.

Для себя я выработал правило - держать максимальную концентрацию на дороге и быть готовым к любым внештатным ситуациям. Правда, даже при всём моём старании предугадывать события на тайваньской дороге не всегда оказывается возможным. Да вот совсем недавно, когда я в тысячный раз ехал по одной изъезженной вдоль и поперёк горной дороге в пригороде Тайбэя, прямо со стороны обочины, из-за деревьев на склоне, с высоты 2 метра (!), вылетел мотороллер и рухнул с водителем-подростком на дорогу. Такого я не ожидал ни при каких обстоятельствах, и от столкновения с бедолагой спасло меня лишь то, что ехал я спокойно и вовремя успел затормозить. О существовании дороги за деревьями в этом месте я не мог и предположить. Это, что называется, «человеческий фактор». О камнепадах и оползнях, частых явлениях на горных дорогах Тайваня, и говорить не стоит...

Во-вторых, поиск парковочных мест для мотороллеров чем дальше, тем больше становится настоящей головной болью. Кажется, количество скутеров в Тайбэе неуклонно растёт, а станции аренды велосипедов занимают места бывших парковок для мототранспорта, в результате остаётся всё меньше места, куда можно пристроиться, особенно в районе станций тайбэйского метро. При неправильной парковке за мотороллерами, как и за автомобилями, по свистку приезжает эвакуатор и отвозит их на штрафстоянку.

Что касается ПДД, то правила постепенно ужесточают, что мне лично очень нравится. К примеру, с июля 2015 года количество вопросов для сдачи письменного экзамена было резко увеличено - в полтора раза - теперь выбор экзаменационных вопросов происходит из 1600 задач. Для приезжих «новых тайваньцев» экзамен доступен для сдачи на английском, японском, а также на тайском, вьетнамском, индонезийском, кхмерском и бирманском. В новой версии эти задачки стали разнообразнее по форме и содержанию, добавились даже «весёлые картинки» в стиле комиксов. Предлагаю вашему вниманию самый колоритный вопрос прямо из теста: что нарушает эта семья на картинке? (ваши ответы можно оставлять в комментариях к посту).



Конечно, нарушителей от этого меньше не становится, но всё-таки сдавать экзамен на получение водительских прав теперь стало сложнее. В то же время, появляются новые ограничения - к примеру, на курение во время вождения мотороллера. Теперь за это грозит штраф в районе 20 амер. долларов, причём любой участник движения может сфотографировать нарушителя и отослать фото прямиком в полицию. На Тайване донос подобного типа не считается чем-то зазорным.

Завершая мотоциклетную тему, добавлю немного красноречивой статистики: в 2006 году общее число зарегистрированных мотороллеров на Тайване составляло 13 млн 195 тыс, к 2012 году это число увеличилось до 15 млн 139 тыс. По последним данным за 2015 год по всей стране официально зарегистрировано 13 млн 661 тыс мотороллеров. Видимо, тенденция сокращения числа пользователей этим видом транспорта связана с распространением общественного транспорта и улучшением качества его услуг. Как раз за последние несколько лет в Тайбэе открылись новые линии метро, в Гаосюне заработали трамваи, а в Тайчжуне приняли на вооружение выделенные автобусные полосы. Посмотрим, что будет дальше, но в ближайшие годы Тайвань, скорее всего, сохранит за собой звание «страны мотороллеров».

Виталий Самойлов,
специально для «Воскресного шоу с Русской службой МРТ»

Тайбэй, жизнь

Previous post Next post
Up