Каждый год в начале февраля в Канберре проходит Фестиваль этнических культур. С тех пор как это мероприятие прочно вошло в жизнь австралийской столицы, прошло немало лет и оно вполне могло бы и надоесть. Однако этого не происходит и, порой кажется, что год от года он становится всё популярнее. В чём же секрет привлекательности Фестиваля, на который лишь за один день - 6 февраля - пришло не менее 70 тыс. человек?
По мнению Министра этнических культур Австралийской столичной территории, госпожи Джой Бёрч, «этот фестиваль остаётся событием имеющим крепкие корни в глубоко в массах и движется силой энтузиазма этнических диаспор, проживающих в Канберре». В его организации принимают участие тысячи волонтёров, множество общественных групп и дипломатических представительств, благо что в Канберре их немало. Курс на достижение культурного многообразия был взят Австралийским правительством неслучайно. Массовый приток эмигрантов из послевоенной Европы и объятой Холодной войной Азии с самого начала грозил опасностью, что австралийцы родившиеся в Австралии останутся в меньшинстве.
До сих пор идут дебаты по поводу того, закончился ли в Австралии процесс формирования нации. Окончательного ответа на этот вопрос пока не получено. Да и кто такие Австралийцы? Известно, что они любят спорт, уделяют бОльшую часть своего свободного времени семье и дому, дружелюбны и расслаблены. Но достаточно ли этих качеств для того, чтобы выделяться среди других народов? Интересно, что отличительной чертой австралицев стали терпимость к другому цвету кожи, религии и обычаям. Пресловутая полит-корректность удачно переплелась с естественным для всех людей стремлением жить в мире с соседями, особенно с теми, с кем нам нечего делить.
В 1966 г. Австралия присоединилась к международной Конвенции по искоренению рассовой дискриминации, сделав решительный шаг в сторону отказа от «белой политики». На её место пришла политика «мультикультурная» -- этот термин был впервые использован в 1957 г. в Швейцарии, стране известной своим языковым и этническим многообразием. С тех пор, тема примирения и культурного плюрализма стала краеугольным камнем внутренней политики Австралии. Равными правами стали пользоваться и австралийские аборигены, и бывшие колонизаторы, и постоянно прибывающие эмигранты со всех концов света.
Для пропаганды этой новой идеологии равенства различных культур в Австралии в 1975 году была специально создана радиовещательная сеть SBS (она так и называется Special Broadcasting Service), благодаря которой практически все этнические группы получили возможность слушать и смотреть передачи на своём родном языке. Вещаем на ней по-русски мы и сейчас. Интересно, что на сегодняшний день в мире нет ни одной радиостанции, которая бы предоставляла своим слушателям такое разнообразие - в общей сложности 68 языков (!). Передачи на иностранных языках с одной стороны стали катализатором культурной жизни эмигрантских общин а, одновременно с этим, проводником идеологии культурного многообразия.
Понятно, что там где есть слова и музыка, должны быть танцы и веселье. Идея проведения регулярных фестивалей этнических культур возникла именно с целью познакомить одни эмигрантские общины с другими. Ведь все они, хоть и считают себя австралийцами, но уж очень друг на друга не похожи и, как правило, знают друг о друге очень мало. Для понимания музыки и танца знание языка необязательно. Стимулировать культурное любопытство оказалось легко также путём гастрономических изысков. Каждая национальная кухня по-своему уникальна и эффектна. Восточный базар, русская ярмарка или европейский торг имеют гораздо больше общего, чем различного. А праздничный рынок это лучшее место для познавательного досуга, где нет места скуке, особенно если каждый год в этот ритуал привносится что-то новое.
Русское общество Австралийской столичной территории совместно с православным приходом Св. Иоанна Предтечи в Канберре каждый год принимают активное участие в Фестивале этнических культур. Учащиеся и учителя приходской школы готовят танцы «Метелица», «Казачий танец», «Танец с шалями» и «Шутиха». Особой популярностью пользуется танец «Метелица», поставленый талантливым хореографом Златой Бёрн. Специально для этого танца по книгам, под руководством Татьяны Никулиной были пошиты уникальные костюмы. Все номера тщательно репетируются в Прицерковном зале, в том самом где по субботам под покровительством Досточтимого отца Александра (Морозова) открывается Русская православная школа. Здесь же работают и детская и взрослая театральные труппы, руководимые педагогом Тамарой Макеевой и режиссёром Павлом Трухановым.
Пока на фестивальной сцене выступает танцевальный коллектив, в палатках в это время торгуют русской снедью и разной крепости напитками. В этом году мастерицы православного прихода порадовали гостей традиционными пирожкам, пельменями и сладостями. Русское пиво «Балтика» и «Столичная» водка неизменно пользуются спросом у любителей русской экзотики. Очередь за ними обычно сравнима лишь с той, что выстраивается за немецким пивом и сосисками. Русской кухне не помешало даже аварийное отключение электричества, которое произошло в самый разгар торговли, грозя разморозить холодильники и испортить остатки непроданных явств. Тем не менее, касса Прихода пополнилась выручкой, которая, в свою очередь, пойдёт на покрытие прежних расходов и на новые мероприятия.
В организации и подготовке русского «присутствия» на Фестивале всегда участвует много людей. Особенно приятно видеть среди них большое количество молодёжи, работающей в палатках и выступающей на сцене вместе с людьми старшего поколения. В русской общине Канберры вот уже лет 10 как перестали делить эмигрантов на своих и чужих, старых и новых, китайских и советских. Этот феномен отмечают все, кто приезжает в Канберру из других городов Австралии и попадает хотябы на одно мероприятие своих соотечественников. В отличие от больших мегаполисов с многомиллионным населением, здесь молодые эмигранты из России практически сразу вливаются в культурную жизнь русской общины. Они находят применение своим талантам и с удовольствием помогают деятельности Русской православной церкви.
Секрет такого успешного объединения всех ветвей и волн русской эмиграции заключается в совместных стараниях, предпринимавшихся в начале 2000-х годов и самим Православным приходом и секулярным Русским обществом АСТ, образованным вновьприезжими из бывшего СССР. Православный приход, стараясь покрыть расходы на только что выстроенный прицерковный зал, стал активно покровительствовать массовым культурным мероприятиям. А постоянно прибывающая молодёжь, богатая свежими идеями и полная сил, стала одновременно двигателем и потребителем этой культурной продукции. Теперь уже регулярно в Канберре проводятся художественные выставки и просмотры фильмов, есть русская библиотека и видеотека, открылся самодеятельный театр, а совместное празднование Нового Года, Масленицы, и Дня Победы стали доброй традицией.
Другими словами, «мультикультурная» политика Австралии, которая была изначально нацелена не только и не столько на сохранение этнических различий внутри общества, сколько на создание атмосферы толерантности и взаимопонимания, оказала добрую услугу и нашей русской общине. Оказавшись вдали от Родины в разное время и по разным причинам, русские люди как никто другой нуждались в идее примирения и согласия. Сыграла свою положительную роль в этом процессе и новая политика России по отношению к соотечественникам. Воссоединение двух частей единой Русской Православной Церкви поставило точку в этом процессе. Круг замкнулся. Теперь важно сохранить это единство, чтобы не пришлось потом снова мучительно и долго искать пути к сближению и взаимопониманию.
Леонид Петров, для Русской редакции Радио SBS
(6-13 февраля 2010 г.
Слушать в формате МР3 здесь...)
.