«Новая политика» России по отношению к соотечественникам

Jul 21, 2009 12:52


В последние годы российская политика по отношению к соотечественникам стала меняться. По инициативе Министерства Иностранных Дел России в 2006 г. была создана специальная Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом. С тех пор существует Всемирный Совет Российских Соотечественников, в который вошли страны и целые регионы с наибольшим числом проживающих в них выходцев из России. Австралия является частью Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Вместе с ней в Совете представлены Китай, Монголия, Сингапур, Индия, Япония, Фиджи, Вануату и Новая Зеландия. Конференции АТР проводятся один раз в год. В этом году её официальная часть проходила в столице Австралии Канберре, в День России - 12 июня 2009 г. Но об этом чуть позже...


Идея «Русского мира», как некоего пространства общей судьбы, не нова. Впервые она была озвучена российским дипломатом и философом середины XIX века, Константином Леонтьевым (1831-1891). Предполагалось, что все составляющие этого мира будут готовы и способны взять на себя ответственность, как за свою отдельную часть этой общей судьбы, так и за все пространство в целом. Строилась эта идея на гипотезе "Византизма и Славянства" и предполагала наличие каких-то загадочных "коренных начал нашей великорусской жизни". Не стоит при этом забывать, что сам Леонтьев был консерватором и считал либерализм (называя его «либеральным космополитизмом») главной опасностью для России и других православных стран.

Но сейчас на дворе ХХI век. Уместно ли рассуждать о «великорусской жизни» после того, как значительная часть коренного населения «Русского мира» была уничтожена в войнах и революциях, а само понятие «русскость» заводит в тупик лучшие умы современности? Да и как в этом случае сформулировать понятие "соотечественник" ? Кто является соотечественником, а кто нет? И кто наделён ответственным правом выносить решения в спорных ситуациях? В Австралии для этого в прошлом году был создан свой Совет Российских Соотечественников. По два представителя от каждого штата или территории взяли на себя ответственность, как это записано в уставе, «действовать в качестве связующей организации между Российской Федерацией, российскими соотечественниками и австралийцами русского происхождения, проживающими в Австралии». Что ни слово - то энигма. Каждое понятие - поле для дискуссии.

Многозначность понятия «соотечественник» делает любую попытку проводить целенаправленную политику по отношению к этой культурно-этнической группе уязвимой для критики. По словам Министра Иностранных Дел С.Лаврова, связующую вертикаль многообразных связей Кремля с соотечественниками нужно выстраивать именно с учетом мягкого, но всё же силового фактора. В своём интервью «Российской газете» он сформулировал это так: «В современных условиях все большую роль приобретает так называемая "мягкая сила" - способность воздействовать на окружающий мир с помощью своей цивилизационной, гуманитарно-культурной, внешнеполитической и иной привлекательности». ("Российская газета" - Федеральный выпуск №4783 от 30 октября 2008 г.). Поэтому соотечественникам, кто бы к ним себя не причислял, стоит приготовиться испытывать на себе эту силу, которая, как в недавнем прошлом, снова будет организующей и направляющей.

Свидетельством смены приоритетов является и пересмотр самого Федерального Закона «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» 1999 года. Председатель Комитета Совета Федерации по делам Союза Независимых Государств Вадим Густов уверен, что это будет практически новый закон. В качестве главного аргумента радикального пересмотра выдвигают то, что якобы «в прежнем Законе не отражены произошедшие за последние годы масштабные и качественные изменения, как в самой России, так и в мире в целом». И действительно, прежний закон принимался во времена, когда президенты в России избирались демократическим путём, а не по указке предшественника, и когда танковые сражения внутри СНГ были немыслимы.

Пересмотру в современной России сейчас подвергаются не только вопросы отношения к соотечественникам, но и многие другие. В скором времени уголовной ответственности будут подвергаться все граждане, которые попытаются взглянуть на историю своего государства не так, как это видится из Кремля. Этот закон будет распространяться и на соотечественников за рубежом, а применяться он будет после того как нарушитель въедет на территорию Российской Федерации. Таким образом, наши административно-правовые интересы окажутся значительно ущемлены при посещении исторической Родины.

Да и само посещение России, в свете новых правил, уже становится проблематичным. Как известно, соотечественник без внутреннего паспорта и регистрации в нём, является человеком третьего сорта, становясь объектом наживы для армии чиновников и милиции. Одна из базовых свобод, свобода передвижения, теперь снова будет использоваться государством для нажима на своих граждан. С этой целью в этом году введена новая процедура оформления заграничных паспортов. Гражданам России, постоянно проживающим за рубежом, независимо от регистрации в консульском отделе получить новый паспорт можно только через МИД в Москве. Процедура получения будет занимать около полугода.

Сегодняшняя Россия теряет примерно полмиллиона своих граждан в год из-за сокращения продолжительности жизни, падения рождаемости и добровольной эмиграции. Возможно новая редакция «Закона о соотечественниках» и была призвана частично замедлить этот процесс через содействие возвращению граждан из стран ближнего и дальнего зарубежья. Однако Государственная программа переселения соотечественников в Россию с треском провалилась. Начальник Управления по Делам Соотечественников Федеральной Миграционной Службы Евгений Маняткин жалуется что, несмотря на колоссальные бюджетные средства, выделенные на реализацию этого проекта из бюджета (около 4 млрд рублей в год), в 2007 году в Россию вернулось всего 600 человек, а за все время работы государственной программы количество репатриантов составило 2,2 тысячи. О какой стратегии возвращения специалистов может идти речь если в самой стране вводится цензура, идеологический нажим и милицейский произвол?

Не намного комфортнее чувствуют себя российские граждане, проживающие за рубежом. Например, в Австралии, стране наиболее удалённой от Евразии, насчитывается не менее 200 тысяч человек, попадающих под расплывчатую категорию «соотечественник». В начале 2000-х годов наблюдалась робкая тенденция к возвращению в Россию тех, кто не смог найти в Австралии интересную или хорошо оплачиваемую работу по специальности. Однако теперь, после очевидного возвращения российской политики на позиции авторитаризма и попрания демократических норм, как в самой стране так и на международной арене, те, кто сохранил российское гражданство, вряд ли будет серьёзно рассматривать перспективу возвращения.

Да и не в каждом штате огромного Австралийского континента существует консульство или консульский отдел, что серьёзно осложняет жизнь людям в отдалённых регионах. В целях компенсации, Посольство предлагает финансовую поддержку культурно-массовых мероприятий, нацеленных на поднятие патриотизма. Через Совет Российских Соотечественников в Австралии, у местных общин появилась возможность подать заявку на какой-либо «полезный» проект. Среди критериев, определяющих его важность и целесообразность, есть и "соответствие проекта целям укрепления позитивного имиджа России в Австралии". Однако, для улучшения этого имиджа было бы достаточно прислать в Австралию посла, который мог бы объясняться по-английски.

Две недели назад на региональную конференцию в Канберру приезжали представители из всех перечисленных стран Азиатско-тихоокеанского региона, а также представители Фонда «Русский Мир» и МИДа России. Организаторами конференции были Совет Российских Соотечественников и Посольство Российской Федерации в Австралии. Детальный план конференции распространялся через СМИ с целью заинтересовать соотечественников делами и планами Координационного совета, идеями, идущими из Москвы, и оценкой ситуации на местах.

Однако мне, при всём желании и старании, попасть на эту конференцию так и не удалилось. Мне просто напросто отказали в регистрации. Сначала без указания причины, а затем сославшись на отсутствие свободных мест. Что же на самом деле стояло за неуклюже-казённой фразой: «...мы не имеем возможности обеспечить Ваше присутствие на конференции»? Чем разгневался на меня Совет Российских Соотечественников, в котором я был казначеем и секретарём весь прошлый год? Какие тайны оберегает Совет? Или может быть само Посольство выступило против моего присутствия в конференц зале среди прочей публики?

Скорее всего, причиной немилости стало моё негативное отношение к Российско-Грузинской войне, которое я выразил в августе 2008 года. Уже тогда мне стало понятно, что дело идёт к новому расколу российского общества и, следовательно, расколу диаспоры за рубежом. Тогда же стало очевидно, что СРСА будет использоваться Посольством РФ в политических целях, где от соотечественников (с гражданством и без) потребуется безусловная поддержка и оправдание любых действий Москвы. Финансовые средства, которые МИД России выделяет для проведения культурных мероприятий в дальнем рубежье, будут нацелены на улучшение имиджа России, страдающего от действий того же самого МИДа по отношении к зарубежью ближнему. 
Вот теперь Совет Российских Соотечественников в Австралии и продолжит выполнять свою техническую функцию наделения средствами «надёжных» защитников имиджа России в южной части АТР. Именитые личности, по очереди назначающие себя и друг друга на представительские посты от штатов и территорий Австралии, не считают цензуру и ограниченный доступ к информации о своей работе серьёзной проблемой. Поэтому проведение конгрессов и конференций, спонсируемых Российским МИДом, скоро станет доброй традицией. Ведь неугодных всегда можно вычеркнуть из списка, как показывает практика советских времён. Так спокойнее.

Леонид Петров
для Русской редакции Радио SBS
(29 июня 2009 г.)

политика, politics, СРСА, русские в Австралии, rarc, russians in australia

Previous post Next post
Up