Семьи с детьми без регистрации по месту жительства:

Mar 20, 2012 23:14

Для решения проблемы бездомности семей нужна политическая воля государства

В ОП РФ создана рабочая группа по обсуждению проблем многодетных семей без регистрации. В состав группы вошли эксперты из числа участников круглого стола "Многодетные семьи без регистрации по месту жительства - "бомжи" или граждане? Кто обеспечит их конституционные социальные права, включая право на жилище?", организованного Комиссией Общественной палаты РФ (ОП РФ) по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан 20 марта. Группу возглавил заместитель председателя комиссии, председатель РОО "Право ребенка" Борис Альтшулер.

Ранее эксперты ОП РФ призывали власти помочь многодетным, не имеющим постоянного жилья и прописки. 29 ноября 2011 года Комиссия ОП по социальным вопросам и демографической политике обсуждала проблемы бездомных многодетных семей и подготовила рекомендации для Правительства РФ.

Как сообщил Б. Альтшулер, по оценкам экспертов, в России насчитывается около 4 млн людей без определенного места жительства. В их число входят как бездомные, так и благополучные люди, не имеющие регистрации и проживающие в арендуемом жилье. По словам эксперта, многодетные семьи без регистрации по месту жительства находятся в правовом вакууме и не могут ни купить, ни построить, ни встать в очередь на льготное предоставление жилья, и даже снять жилье многодетной семье без прописки (БОМЖам) удается не всем и не всегда.


Наши семьи оказались в правовом вакууме, в котором мы как инвалиды парализованы во всех гражанских правах, и не можем содержать ни себя, ни детей, даже посредством своего труда (бомжей не берут на работу). Ввиду отсутствия постоянного места жительства исключена возможность взять не только ипотеку или ссуду, но и любой банковский кредит, например, на покупку стиральной машины, которая изнашивается в многодетных семьях гораздо чаще, чем в семьях, где один или два ребенка. Тем самым хочу подчеркнуть, что мы, многодетные семьи, самые активные потребители рынка. А также хочу добавить, что мы растим не потенциальных налогоплательщиков, мы платим налоги с рождения наших детей с каждой пленки, с каждой пачки памперсов и буханки хлеба по НДС. При всем при том, что наши семьи вынуждены работать, чтобы содержать две семьи (свою и арендодателя), живя на съемных квартирах, мы не можем законно оформить свои трудовые отношения. Нашим совершеннолетним детям также отказано в выдаче ИНН и в оформлении трудовых книжек.  Хочешь заплатить налоги - не заплатишь, но нас, многодетных, иждивенцами не обзывает разве что только ленивый.

P.S. Среди обратившихся за помощью к Патриарху Кириллу не только бывшие жители российских регионов и союзных государств, проживающих в Москве, но и бездомные многодетные семьи из Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Московской и Челябинской областей, а также  республики Татарстан. Жилищная тема наших бездомных семей  и желание получить жилье без очереди и без судов умышленно зациклина только на Москве, чтобы показать алчность намерений бездомных родителей. Многодетная семья Божковых из Сочи выписана на улицу по суду. Живут в гараже возле Президентской дачи, стоят в очереди на жилье более 21 год. На сегодняшний день у Божковых есть решение суда, вступившее в силу, о немедленном восстановлении семьи в очереди и в предоставлении им жилья. Моя семья также прошла все возможные пути решения жилищной проблемы, которые не увенчались успехом, в том числе и суды. Речь идет не о выделении жилья без очереди, а о постановке на жилищный учет. Пять лет назад все с этого и началось: в 2007 году, получив отказ в признании моей семьи малоимущей для постановки на жилищный учет, я стала самой первой малоимущей семьей города Москвы, признанной по суду. Через 2 недели после вынесения этого решения я получила повестку в суд о принудительном выкупе моих долей собственности и снятии мое семьи с регистрации. С этого момента я все свои силы бросила на спасение семьи, и "позабыла" об очереди на жилье... Но я проиграла суды, мы все равно стали БОМЖами.

Проблемы с обеспечением жильем многодетных семей, не имеющих регистрации, возникают из-за того, что возможности свободного жилищного фонда ограничены, отметил член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, руководитель Благотворительного центра "Соучастие в судьбе" Алексей Головань. "Государство вынуждено делить его между многими претендентами, имеющими право на льготное жилье. Если в первую очередь обеспечить жильем по особым схемам многодетные семьи без регистрации, то как объяснить это тем, кто по 20 лет стоит в очереди?", - пояснил он. С ним согласен Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Евгений Бунимович. По его данным, в столице в очереди на улучшение жилищных условий стоят 3 тыс. 302 многодетных семьи. Из них большая часть (2 тыс. 552 семьи) воспитывают троих детей. Эксперт считает, что нужно сделать так, чтобы жители регионов имели такие же зарплаты и социальные гарантии, как и москвичи, тогда они не стремились бы переехать в столицу.

Хотя речь идет о бездомных, которые в отличае от тех, кто улучшает жилищные условия, фактически жилья не имеет вообще. Это к слову о социальной справедливости.

Эксперты считают, что проблемы многодетных семей, не имеющих регистрации, надо решать на федеральном уровне. В частности, установить запрет на выселение детей из жилья "в никуда". "Сейчас Департамент жилищной политики и жилищного фонда Москвы встает на сторону собственников жилья, а не защищает права детей", - подчеркнул Альтшулер.

Кроме этого, по его словам, необходимо строить социальное жилье. По мнению эксперта, аренда квартир у государства дешевле и надежнее, также семьи смогут получить регистрацию.

Советник Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Наталья Трегубович считает, что для решения проблемы надо на законодательном уровне закрепить приоритет ребенка. Как пояснил эксперт, сегодня ребенка, остающегося при разводе с матерью, могут выписать из квартиры отца.

По мнению руководителя отдела внешних связей Русской православной службы Константина Гусова, обсуждаемую проблему невозможно решить без участия общественности. Он предложил создать общественный фонд, финансирующий строительство жилья для многодетных семей без регистрации.

По жилищному вопросу см. также рекомендации Общественной палаты РФ:
http://www.oprf.ru/ru/about/structure/structurenews/newsitem/16460

КОММЕНТАРИЙ БОРИСА ЛЬВОВИЧА АЛЬТШУЛЕРА



ВИДЕО С КРУГЛОГО СТОЛА В ОП РФ




***

Результаты Слушаний в ОП РФ 20.03.2012г.

20 марта 2012 г. Комиссия Общественной Палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Федерации провела слушания по теме: «Семьи с детьми без регистрации по месту жительства: Как ликвидировать правовой вакуум? Кто отвечает за их социальное благополучие?».

Основные прозвучавшие на слушаниях предложения и рекомендации:

1. Проблема социальной защищенности лиц (семей), не имеющих регистрации.

По оценкам экспертов в России насчитывается около 4 млн. лиц «без определенного места жительства» - как фактические бродяги (бомжи), так и «юридические бомжи», т.е. граждане (семьи), проживающие, как правило, в арендуемых жилых помещениях, социально благополучные во всех смыслах, кроме одного: правовой и социальной дискриминации по причине отсутствия регистрации. Есть такие семьи и в «Патриаршем списке» 13 многодетных семей, о помощи которым Патриарх Кирилл просил Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка 6 декабря 2011 года. Среди них семьи, дети которых родились и/или выросли в Москве, Санкт-Петербурге и др., т.е. фактически являющиеся коренными жителями данного субъекта РФ, но формально региону «не принадлежащие», что делает невозможным оказание им помощи в правовом поле субъекта федерации. Решение данной проблемы требует внесения следующих изменений в федеральное законодательство:

1.1. Установить законодательный запрет на выписку граждан, включая детей, «в никуда». На слушаниях приводились примеры других стран (Франция…), где законом установлена невозможность выселения детей без предоставления иного жилого помещения. Такого установленного российским законодательством бесчеловечного антисоциального приоритета права частной собственности владельца в ущерб элементарной потребности ребенка в крыше над головой нет ни в одной цивилизованной стране мира.

1.2. Закрепить законодательно Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 688, предусматривающее осуществление территориальными органами Федеральной миграционной службы регистрации по месту пребывания лиц без определенного места жительства по адресам учреждений социального обслуживания в заявительном порядке и на срок, учитывающий пожелание регистрируемого лица.

1.3. Установить минимальные обязательные стандарты предоставления социальных услуг и льгот лицам (семьям), зарегистрированным по месту пребывания, и гарантии по их исполнению Российской Федерации и субъекта РФ по месту пребывания лица (семьи).

2. Проблема обеспечения жильем.

2.1. Лица (семьи), находящиеся в трудной жилищной ситуации, в том числе не имеющие регистрации по месту жительства, особенно многодетные семьи, должны иметь возможность долгосрочной аренды жилого помещения у государства, что: (1) дешевле аренды у частника, (2) обеспечивает регистрацию по месту жительства, (3) гарантирует стабильность проживания. Для чего: ускорить исполнение Поручения Правительства РФ о разработке и внесении в Государственную думу пакета законопроектов о федеральном и региональных фондах социального арендного жилья.

2.2. В условиях отсутствия в настоящее время указанного государственного арендного фона жилья и с учетом того, что ситуации, в которых находятся семьи, требуют  НЕМЕДЛЕННОГО  разрешения, решено внести действующему и будущему Президенту РФ предложение о государственном (из бюджета Российской Федерации и бюджетов субъектов РФ по месту пребывания семей с детьми) субсидировании аренды семьями жилых помещений в частном секторе (размер субсидии определяется как числом детей, так и другими факторами, включая доход семьи).

2.3. Исходя из того, что сегодня существующие ночлежки не предусмотрены для семейного проживания и единственный способ разместить бездомную семью - разбить ее «по кусочкам» (дети - в приют, мама - в женскую ночлежку, папа - в мужскую, совместно в настоящими бомжами, бродягами и наркоманами), - реализовать Национальную программу создания семейных кризисных центров, находящихся в управлении органов социальной защиты населения.

Также обсуждались вопросы:

- кардинального удешевления социально значимого жилищного строительства (как это делают российские строители в странах Латинской Америки),

- возможность введения целевого налога на «жилищную роскошь», средства которого позволят создавать фонды социального жилья,

- необходимость мегаполисов, объективно сосредоточивших основные деньги страны, нести пропорциональную социальную ответственность, в том числе в предоставлении социального жилья трудовым мигрантам и развитии транспортной, жилищной и социальной инфраструктуры сопредельных регионов.

Особое впечатление на участников произвели выступления Любови Мерекиной (о работе портала «Движение семей SOS») и Сапара Кульянова (об общественном приюте «Незнайка»), к помощи которых обращаются не только сами семьи с детьми (Мерекина: «У меня уже 400 анкет. Как со всем этим ужасом справиться!?»), но и власти Москвы, Московской области и даже Администрации Президента РФ, у которых нет никаких возможностей помочь конкретной бездомной семье в кризисной ситуации. При этом также у властных структур нет никаких законных возможностей поддержать из средств бюджетов столь востребованные некоммерческие инициативы.

Основные результаты встречи. Решено:

- сформировать при Комиссии ОП РФ по социальной политике (а, возможно, и с привлечением других Комиссий ОП РФ) Рабочую группу по доработке соответствующих законодательных и иных предложений;

- с использованием авторитета Общественной палаты РФ создать системный механизм привлечения к данной проблеме общественных инициатив и благотворительных средств, в том числе в порядке государственно-частного партнерства.

***

Информационное сообщение о Слушаниях в ОПРФ 20.03.2012 по теме «Семьи с детьми без регистрации по месту жительства: Как ликвидировать правовой вакуум? Кто отвечает за их социальное благополучие?»
20 марта 2012 г. Комиссия Общественной Палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан проводит Слушания «БОМЖи или граждане», посвященные неразрешимой на сегодня в правовом поле Российской Федерации проблеме защиты социальных и жилищных прав семей с детьми, не имеющих регистрации по месту жительства. Оказалось, что помочь таким семьям, находящимся в безвыходной жилищной ситуации, невозможно, поскольку формально они «не принадлежат» никакому субъекту РФ. Также будет обсуждаться и более широкий вопрос о жилищных льготах для многодетных семей - имеющих либо не имеющих «прописку», что приобретает особую актуальность на фоне угрозы демографического коллапса России, о которой ясно сказал В.В. Путин в статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России».

Решение проблемы бездомности автоматически разрешит многие другие возникшие трудности, восстановит нарушенные права наших детей в области образования и воспитания, охраны здоровья, социальной защиты, социального обслуживания, содействия социальной адаптации и социальной реабилитации детей, обеспечения их занятости и охраны труда, профилактики безнадзорности, организации детского и семейного отдыха, государственной поддержки и др. Семьи без определенного места жительства (БОМЖи) несколько раз за год проходят унизительное испытание, предъявляя документы и свидетельские факты в подтверждение своего «существования» для получения государственной помощи не на основании закона, а в виде исключения.

Из-за отсутствия постоянного места жительства в праве на получение помощи было либо отказано, либо осуществлено с большим трудом:
- субсидия и льготы многодетных семей на оплату коммунальных услуг и энергоснабжения, (отказано!) 
- семейный отдых, (отказано!) 
- садовые участки, (отказано!) 
- земля для многодетных семей, (отказано!) 
- молочные кухни,
- получение и обмен паспортов,
- получение ИНН, (отказано!) 
- материальная помощь для малоимущих;
- детские сады и школы;
- оформление трудовых книжек и т.д.
- оформление родового сертификата,
- офрмление материнского капитала;
- направление в роддом;
- выплата компенсации за рождение ребенка (отказано!)
- помощь в родовспоможении;
- признание семей малоимущими (отказано! признано через суд) и тд, и тд.

Лишь некоторые проблемы удалось решить в порядке исключения... Ввиду отсутствия постоянного места жительства исключена возможность взять не только ипотеку или ссуду, но и любой банковский кредит, например, на покупку стиральной машины, которая изнашивается в многодетных семьях гораздо чаще, чем в семьях, где один или два ребенка. Тем самым хочу подчеркнуть, что мы, многодетные семьи, самые активные потребители рынка. А также хочу добавить, что мы растим не потенциальных налогоплательщиков, мы платим налоги с рождения наших детей с каждой пленки, с каждой пачки памперсов и буханки хлеба по НДС. При всем при том, что наши семьи вынуждены работать, чтобы содержать две семьи (свою и арендодателя), живя на съемных квартирах, мы не можем законно оформить свои трудовые отношения. Нашим совершеннолетним детям также отказано в выдаче ИНН и в оформлении трудовых книжек.  Хочешь заплатить налоги - не заплатишь, но нас, многодетных, иждивенцами не обзывает разве что только ленивый.
Previous post Next post
Up