атипичное героическое советское кино

Mar 13, 2012 13:15



  

Ну раз уж у нас на Украине "Август. Восьмого" запретили, я про украинско-патриотичное кино про войну (правда украинцы кино снимали только при оккупации - их заставляла кровавая гэбня, таким образом унижая их тысячелетную автохтонную национальную культуру неснимания кино).
Совершенно случайно ознакомился с двумя не совсем типичными советскими картинами с любопытным взглядом на войну и нарушением табу на неоспоримость чести и доблести нашей армии. Один из фильмов является отражением довольно странного периода в истории Украинской ССР, во время хрущевской «оттепели», когда на Украине игрались в национальный коммунизм, при этом интегрируя его в общесоюзную дружбу народов. С той лишь разницей относительно сегодняшних реалий, что украинцы должны себя были чувствовать конечно если и не первой, но и уж никак и не второй нацией империи - обильные цитаты Шевченко, песни про «садок вишневый» и «наша сынейе морэ», обязательные украинские офицеры и старшины при азиатско-нерусских рядовых и т.д. Сейчас десятки таких фильмов хранятся в архивах, и о них никто не вспомнит - в них слишком много «советского», но с другой стороны - в них слишком много того, что в итоге породило этот ваш национально-демократический политикум (или паноктикум). Второй фильм тоже украинский, и в нем отличие от советскости заключается в другом - такой фильм можно было сделать в перестройку, но никак ни в 1969-м году. Слишком много там такого, что было табу - бегущий в истерике советский воин, пьяница-уголовник как герой, призыв к бегству и отступлению от советского офицера-медика - это все о событиях первых месяцев войны. Я вообще всегда считал, что в СССР была уникальная ситуация, когда людям творческим давали народные деньги на идеологически вредные фильмы - тем самым с одной стороны позволяли реализовывать их творческий потенциал, и не давали уйти в подполье, а с другой эти фильмы даже выйдя на экран в качестве легкой фронды очень быстро закрывались навсегда - поэтому были не опасны. Оба фильма, естественно, сняты на студии Довженко. И оба - лидеры советского проката в годы выхода на экраны.
Фильм №1 - «Голубая стрела» режиссера Леонида Эстрина. Год выпуска 1958. Молодой офицер, коммунист, моряк, - а выбалтывает важную военную тайну шпионке. Вражеская подводная лодка пытается похитить сверхсекретную контргайку с затонувшего нового сверхсекретного самолета. Высокий героизм других украинских офицеров и сержантов, а также перевоспитанный диверсант (разумеется тоже украинского происхождения - оступившийся перебежчик, экс-полицай) побеждают наймитов американской военщины. Классический шпионский боевик с агитаторским уклоном, но каким! - это уже веяние времени - хотя до Петра Шелеста было еще далеко. torrent
Фильм №2 - «Где 042?» режиссера Олега Ленциуса. Год выпуска 1969. Бронекатер получает задание взорвать мост через Днепр, во время выполнения задания вся команда, кроме матроса и моториста погибает. Вернувшись к месту базирования, матрос Гаркуша обнаруживает пустую пристань и брошенный штаб. Постепенно команда пополняется дезертиром-артиллеристом, совсем еще мальчишкой, рецедивистом-уголовником, артистом цирка и директором сбербанка с чемоданом денег. В фильме есть очень сильный момент, в котором артиллерист убегает по улицам городка от немцев, неспешно преследующих его на мотоцикле: офигительно снятый контраст беспечной уверенности и отчаянного ужаса. В остальном боевик про стихийно-созданный партизанский отряд. torrent

1958, СССР, УССР, 1969, кино

Previous post Next post
Up