Бронеавтомобили Северной Африки: «наследие республики». Часть І

Nov 22, 2013 23:46




После поражения в войне с Германией для французского правительства было принципиально важно удержать под контролем территории своей колониальной империи, и в первую очередь Северную Африку. В ход шли все возможные средства - от политических до военных, при этом старались максимально обеспечить видимость сохранения условий Перемирия с Осью. Например, в Марокко большая часть местных подразделений на французской службе была передана под юрисдикцию султана в качестве «вспомогательных», что оставляло их вне компетенции контрольных итало-германских комиссий. Боевые части гумов переводились в разряд «полицейских», оставаясь негласно под командованием полковника Гийома, руководившего в то время департаментом политических дел генеральной резидентуры. В надежные места были передислоцированы склады оружия и боеприпасов - французы старались оставаться готовыми ко всему.

Впрочем, ситуация в Северной Африке очень скоро изменилась: после поражения итальянцев, в Ливию прибыл Роммель и он был совсем не прочь усилить свои части французскими туземными подразделениями. В начале 1941 года, ставший к тому времени генералом, Гийом провел переформирование марокканских контингентов. Часть из них были направлены в Ливию, но гораздо большее количество были укрыты в горах Атласа, где они занимались боевой подготовкой. Эти силы свели в 7 полков марокканских стрелков, артиллерийские и кавалерийские подразделения. Втайне от Германии удалось складировать вооружение и боевой техники, достаточной для оснащения шести дивизий общей численностью 70 тысяч человек. В Марокко также были укрыты французские стратегические материалы - 6 тысяч тонн меди, 5 тонн оксида урана, 800 литров тяжелой воды и т.д. Особое внимание уделяли местным бронетанковым частям: метрополия пыталась максимально усилить находящиеся в наличии силы.

К сожалению, до войны в колонии отправлялась далеко не самая лучшая техника. Колониальные бронеавтомобили были рассчитаны на столкновения с силами местных повстанцев, а не с регулярными подразделениями европейских армий. Впрочем, в горнило танковых сражений бросать их и не собирались - для «ветеранов» колониальных войн всегда можно было найти работу во второй линии или тылу. Основная часть бронемашин в Северной Африке входила в состав африканской и туземной кавалерии, которая до войны моторизировалась довольно быстрыми темпами. Теперь спаги, африканские конные стрелки и кавалеристы Иностранного легиона являлись основой подвижных колон французов в Марокко, Алжире и Тунисе. Об их вооружении в этой статье.




В 1928 году фирма «Берлие», специализировавшаяся на производстве грузовых автомобилей, получила заказ на разработку бронеавтомобиля для разведывательных подразделений кавалерии. На тот момент французские военные уже сделали вывод о том, что броневики на базе гражданских грузовиков (тот же «Уайт») не удовлетворяют современным требованиям к подобной технике. Были нужны специальные полноприводные шасси и такие образцы были - например, компания Мариуса Берлие в то время активно работала в этом направлении. Она и получила техническое задание на создание новой бронемашины с колесной формулой 4х4 и передним расположением двигателя. На выходе получился вполне удачный «пулемет на колесах» (Auto-mitrailleuse), который получил обозначение Berliet VUDB.

В передней части бронеавтомобиля размещался бензиновый 6-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Berliet, имевший рабочий объем 2763 см.куб. и развивавший мощность 50 л.с. Механическая коробка передач и демультипликатор позволяли вести 5-и тонную машину на 8 скоростях переднего хода и 2 заднего с максимальной скоростью 53 км/ч по шоссе. Односкатные колеса с независимой системой подвески оснащались протектированными шинами 36х8,26 дм. Посередине между двумя осями, на специальных кронштейнах, крепились свободно вращающиеся запасные колеса, спускавшиеся ниже днища бронемашины, и тем самым способствовавшие преодолению вертикальных препятствий. Экипаж в штатном режиме включал трех человек, хотя при необходимости можно было захватить с собой пару-тройку пассажиров.

Клепаный корпус на металлическом каркасе изготавливался из листов катаной стали толщиной от 3 мм (крыша и днище) до 7 мм (лоб, борт и корма), причем лобовой и кормовой листы располагались под наклоном. Компоновка корпуса была классической, автомобильного типа: за моторным отделением находилось отделение управление, а за ним - боевое. Башни у Berliet VUDB не было, а крыша над боевым отделением была выполнена в виде откидных бронепластин на шарнирных петлях. Вооружение броневика состояло из двух 7,5-мм пулеметов FM 24/29: один устанавливался в лобовом бронелисте перед местом командира, тогда как второй не имел «постоянной прописки». Для обеспечения кругового обстрела он мог быть переброшен на одну из 8 амбразур, 6 из которых располагались по бортам корпуса и две в кормовом бронелисте. Эти же амбразуры использовались для наблюдения за местностью. Боекомплект к пулеметам составлял 4000 патронов. Для транспортировки штатного снаряжения и припасов, необходимых для выполнения дальних автономных разведывательных рейдов, на корме машины имелась специальная откидная рама.




Прототип Berliet VUDB был готов к 1929 году. После его успешных испытаний фирма «Берлие» приступила к серийному производству, выпустив за год 62 машины. Из этого числа военное ведовство Франции получило только 50 бронеавтомобилей, а остальные были закуплены Бельгией для усиления своей полиции. Французские броневики в срочном порядке отправили в Марокко, где продолжались стычки с риффскими племенами, хотя большую часть времени Berliet VUDB все же выполняли патрульные и охранные функции. По состоянию на сентябрь 1939 года в Северной Африке находилось 32 бронеавтомобиля VUDB, еще 8 машин числились на службе колониальных войск, расквартированных во Французском Индокитае.

Хотя к окончанию франко-германской войны 1939-1940 годов Berliet VUDB были признаны устаревшими, заменить их было просто нечем. Тогда приняли решение оставить «ветеранов» в строю, предварительно проведя капитальный ремонт. Восстановительные работы проводили в Касабланке - кроме всего прочего, «Берлие» заменили двигатели, КПП и амортизаторы, установили новую систему пылевых фильтров, увеличили запас топлива (теперь дальность хода достигала 420 км на одной заправке), а также оснастили бронеавтомобили полевыми рациями. К началу 1941 года ремонт был закончен и Berliet VUDB возобновили службу, теперь уже в составе частей марокканских спаги.

Самой многочисленной группой французских бронемашин в Северной Африке были порядком устаревшие «ветераны» Laffly 50AM и Laffly 80AM. Первые представляли собой заслуженные броневики White М1918, слегка модернизированными и поставленными на новые шасси. Этим занималась компания «Лаффли», которая в 1932 году установила 98 бронекорпусов «Уайтов» на шасси своего грузовика Laffly LC2. Так, «малой кровью», французские военные получили вполне пригодные машины для действий в колониях. Их вооружение, укрытое 8-мм броней башни, включало одну 37-мм пушку Puteaux SA18 и 7,5-мм пулемет FM 24/29 + еще один 7,5-мм легкий пулемет в боеукладке. Карбюраторный двигатель «Лаффли» развивал мощность в 50 л. с., что позволяло 6,2-тонному броневику двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 70 км/ч, имея при этом запас хода в 300 км.




На начало Второй мировой войны в Северной Африке находилось 49 Laffly 50AM, но к моменту заключения франко-германского мира их осталось всего 32 - дали о себе знать износ материальной части и слабая обеспеченность запасными частями. Учитывая, что пополнения в технике в ближайшее время ожидать не приходилось, к оставшимся бронемашинам отнеслись с особым вниманием. За осень 1940 года весь парк «Лаффли» прошел полный капитальный ремонт и модернизацию. Последнее касалось, прежде всего, вооружения: вместо практически бесполезных короткоствольных Puteaux SA18 в башнях установили 25-мм полуавтоматические АС SA.L 37 Puteaux, чей снаряд «шил» любой броневик или легкий танк противника с дистанции до 800 метров. Остальные изменения касались установки пустынных фильтров, новых оптических приборов и системы амортизации. Практически все Laffly 50AM «пережили» замену двигателя.

После приведения в порядок, AMD продолжили эксплуатироваться в Северной Африке, но в ливийском наступлении задействованы не были, да и вообще, использовались крайне ограничено до осени 1941 года. Тогда 18 бронеавтомобилей были возвращены из консервации в 1-й Полк Африканских конных стрелков, а остальные перевели в Тунис для дальнейшего включения в состав 6-й Легкой механизированной дивизии. Формирование этого соединения задерживалось и Laffly 50AM были не востребованы до весны 1942 года. Только в мае они, наконец, заняли свое место в штатах 3-го Полка Африканских конных стрелков, который на тот момент базировался в Гафсе.

Еще в процессе «переформатирования» бронеавтомобилей White M1917 в Laffly 50AM стало ясно, что данная боевая машина явно не соответствует современным требованиям. Все попытки французских производителей создать новый легкий броневик, адекватный имеющимся задачам, не увенчались успехом и тогда снова «в тираж пошел» все тот же многострадальный «Уайт». Теперь за дело взялись специалисты армейских автомастерских в Венсенне: они предложили использовать уже опробованное грузовое шасси от Laffly LC2, пересадив на него значительно доработанный корпус White M1917. Этот вариант получил обозначение Laffly 80АМ.




Хотя грузовик Laffly LC2 мог оснащаться и бензиновым и дизельным мотором, бронемашины на его базе получили только карбюраторный 80-сильный двигатель объемом 5000 см.куб. Кроме него в передней части корпуса размещался масляной бак, запас топлива и система охлаждения, защищенные броневыми пластинами лобовых жалюзи. Емкость бензобака позволяла преодолеть 400 км по хорошей дороге при полной заправке, а максимальная скорость броневика составляла 76 км/ч. Ведущей была только задняя ось со сдвоенными колесами, причем КПП, установленная на Laffly 80АМ, обеспечивала движение задним ходом с такой же скоростью, как и передним.

Корпус бронемашины, визуально напоминавший Laffly 50AM, был клепаным и собирался из листов 8-миллиметровой катаной броневой стали на металлическом каркасе закрепленной на раме шасси. На крыше устанавливалась небольшая башня, толщина лобовой брани которой составляла 20-мм. В отделении управления, располагавшемся за моторным отсеком, находились места водителя и его помощника. В боевом отделении, занимавшем всю среднюю часть корпуса, размещалось командир машины и боекомплект. Машина была вооружена, размещенными в башне, 13,2-мм тяжелым пулеметом Hotchkiss с боезапасом в 1690 патронов и 7,5-мм пулеметом МАС1931, укомплектованным 2100 патронами. Наведение проводилось при помощи оптического прицела.

Полевые испытания, проведенные в начале 1934 года, показали, что основные технические характеристики «нового» Laffly 80АМ ничуть не лучше «старого» Laffly 50AM (незначительно возросли только скорость и дальность хода). С другой стороны - ничего другого, по доступной цене, французские производители предложить не могли. Решение было принято половинчатое: выпустить Laffly 80АМ небольшой серией для действий в колониях, а на роль основной разведывательной машины подыскивать другой вариант. Таким образом, за 1934 год компания «Лаффли» и Винсеннские автомастерские собрали 28 машин, после чего производство прекратили, а на вооружение бронекавалерийских частей стали поступать бронеавтомобили Panhard 178.




Все наличные Laffly 80АМ, в полном составе, были отправлены в Тунис, где поступили на вооружение двух эскадронов механизированной кавалерии. Служба проходила достаточно спокойно, пока осенью 1939 года их не перебросили на линию Марет. Французы ожидали наступления итальянских войск, которое так и произошло, а после заключения Перемирия, отвели бронемашины в резерв. Обострение отношений между бывшими союзниками после «Катапульты» заставило французское военное ведовство вновь вспомнить о Laffly 80АМ - колонии нуждались в защите. Новых поступлений бронетехники ждать не приходилось и наличный парк «Лаффли» отправили на капитальный ремонт.

Техники ВМБ французского флота в Бизерте полностью перебрали ходовые части, заменили двигатели, КПП, рулевые маринизмы, подправили корпуса. В отличии от других бронемашин, Laffly 80АМ сохранили свое вооружение - военные посчитали, что 13,2-мм тяжелого пулемета Hotchkiss вполне достаточно для поражения живой силы и легкой бронетехники врага. Единственным серьезным улучшением стала установка полевых радиостанций и антенн для приема/передачи сигнала. Все отремонтированные броневики были направлены в туземную механизированную кавалерию. Часть из них даже успела поучаствовать в заключительной фазе ливийской операции.

Конец 1-й части.

МФГ, Альтернативная Франция, Бронеавтомобиль, Мир Французского Государства, laffly, berliet, Альтернативная история

Previous post Next post
Up