Бронированные грузовики Berliet GDR-В

Nov 04, 2013 22:50



Компания Berliet имела давнюю и славную историю разработки и выпуска грузовых автомашин. При этом еще с 20-х годов Мариус Берлие активно сотрудничает с военным ведомством Франции, снабжая армию специальными армейскими машинами с бензиновыми и дизельными двигателями, полноприводными вездеходами и броневиками. Наиболее востребованной военной продукцией стало удачное семейство дизельных автомобилей серии GD грузоподъемностью 5-7 т. Так в 1934 году на вооружение принимается модификация GDM с 6-цилиндровым дизелем и 4-ступенчатой коробкой передач. Вскоре ее сменяет капотный вариант GDR грузоподъемностью 5-6 т с цельнометаллической кабиной и разными верхнеклапанными 4-цилиндровыми дизельными двигателями (70 л.с.). В 1937-1938 годах в военно-воздушных силах служил облегченный вариант GDR-22, а в 1938-1939 годах в сухопутных войсках использовался 5,5-тонный вариант GDR-7 с 7,2-литровым дизелем мощностью 85 л.с. С сентября 1939 года выпускался доработанный армейский грузовик GDRA с новым дизелем и колесной базой 4860 мм. Его полная масса достигала 12 т, максимальная скорость - 56 км/ч. До 3 июня 1940 года было собрано 1485 таких грузовиков при «госзаказе» в 4160 машин.

Это были весьма надежные машины, но работа близ переднего края фронта по определению была связана с возможными потерями. Понимая это, компания «Берлие» в 1937 году представила на испытания бронированную версию грузовика GDR. Хотя за базу была взята стандартная модификация, без изменений было сохранено только шасси и силовая установка. Корпус был перепроектирован заново: теперь кабина водителя и капот были полностью бронированы. Для охлаждения мотора имелись лобовые и бортовые управляемые жалюзи. Транспортный отсек получил только бронированные борта, оставаясь открытым сверху.

Посадка и высадки из машины производились через двери в бортах кабины водителя. В лобовом листе кабины имелось два больших люка, которые могли быть открыты в походном положении. В боевой обстановке водитель имел возможность обзора только в узком секторе - ровно настолько, насколько это позволяла смотровая щель с бронестеклом. Ходовая часть включала передний мост с односкатными управляемыми колесами и задний ведущий мост с двухскатными колесами. Шины оставили пневматическими, но теперь их изготовляли из пулестойкой резины. Разумеется, что бронированная версия GDR потяжелела, но в целом ее ходовые качества не ухудшились за счет установки 6-цилиндрового дизельного двигателя мощностью 85 л.с.




Компаний «Берлие» был собран только один прототип машины. Полубронированный грузовик получил наименование GOUM Berliet и был отправлен на испытания в Северную Африку. С 1937 года он эксплуатировался в Южном Марокко, где ситуацию сложно было назвать мирной. Практически не сохранилось сведений о перипетиях службы GOUM Berliet, но опыт использование обычных грузовых GDR в сложных условиях Сахары свидетельствовал об исключительной надежности данного автомобиля. В целом бронирований «Берлие» можно оценить как достаточно удачную разработку, определяя его как один из наиболее успешных проектов подобного класса предвоенного периода. Впрочем, до войны французы в целом не очень рачительно относились к своим новинкам, благополучно «забыв» запустить в серию целую группу очень перспективных машин.

После оккупации Франции головной завод «Берлие» в Лионе остался в свободной южной части страны и продолжил выпуск своей основной продукции. Немцы охотно брали грузовики модификации GDR для своей армии в счет галльских репараций - только до конца 1940 года бывшим противникам было отгружено 6000 автомобилей с дизельными двигателями. Сами французы предпочитали транспорт с газогенераторами. С началом боевых действий в Северной Африке, французская армия вновь вспомнила о бронированном грузовике «Берлие». Воевать предстояло в Северной Африке, где как раз такая машины была бы очень кстати. Заводу в Лионе была поставлена задача выпустить небольшой пилотной серией модернизированный вариант Berliet GDR - для войсковых испытаний в условиях, приближенных к боевым. Это не представляло никаких технических сложностей, и уже в марте 1941 года военные получили 7 машин, которые в официальных документах обозначались как GDR-В (т.е. Вlindé).

От довоенного варианта они отличались только некоторыми деталями. Во-первых, кабина получила более широкие откидные бронестворки боковых окон, а также люк в крыше над местом пассажира. Он был нужен для доступа к пулеметной турели, которую смонтировали там же, на крыше: теперь грузовик мог нести вооружение для самообороны (конкретно - легкий пулемет M24/29). Во-вторых, топливный бак увеличили практически вдвое, разделив его на две секции. В дополнение к нему под днищем установили еще одну емкость, для воды. Вообще GDR-В изначально готовился для действий в пустынной местности: мотор получил дополнительные фильтры, выхлопную трубу вывели повыше, колеса стали шире и получили глубокий протектор. Третьим заметным отличием стала замена бронированного кузова обычным деревянным - низкие борта ничего особо не защищали, а так вес машины удалось значительно снизить, экономя при этом дефицитный стальной прокат.

Вся опытная партия была отправлена в Северную Африку, где участвовала в продвижении французских войск в составе автотранспортной роты 1-й Марокканской дивизии. Berliet GDR-В прошли от Габеса до Салума, продемонстрировав хорошие эксплуатационные качества. Достаточно мощный и экономичный дизель отличался надежностью и «тяговитостью». Он без проблем позволял транспортировать 5-6 паспортных тонн груза даже по плохим дорогам, а на хороших обеспечивал машине максимальную скорость в 55 км/ч. К сожалению, все бронированные грузовики были потеряны в «Зимней битве», но по итогу их использования успели сделать вывод о целесообразности дальнейшего выпуска.




Заказ на 240 Berliet GDR-В был выдан заводу «Берлие» еще в августе 1941 года. К этому времени производство автомобилей в Лионе развернулось на полную мощность и такие объемы были довольно небольшими. Фактически сборку закончили за месяц, притом, что фирма Veil-Dunlop оперативно поставила шины из пулестойкой резины, а компания Schneider - броневые листы. Грузовики предназначались для транспортных рот моторизованных и танковых дивизий. Фактически они попали в состав 3-й и 4-й легкий механизированных дивизий, отправляющихся в Левант. Здесь, во время активных военных действий, и проявился весь потенциал Berliet GDR-В.

Конечно, бронированные грузовики не могли выиграть компании, но свою полезность они показали в полной мере. Снабжение и логистика на обширных и пустынных просторах Леванта были проблемами номер один. Возможность доставить нужные грузы даже под обстрелом ценилась высоко. Защищенные, вооруженные, надежные, достаточно грузоподъемные «Берлие» оказались очень востребованными на неспокойном Ближнем Востоке. Это отразилось и на объемах заказов - с начала 1942 года фирма-производитель должна была выпускать по 100 машин ежемесячно. Впрочем, массовым продуктом Berliet GDR-В не стал: подводила стоимость и дефицит некоторых материалов. Так, примерно треть автомобилей уходила с конвейера с обычным комплектом шин - компания Veil-Dunlop не справлялась с поставками пулестойкой резины из-за ограниченного количества исходного сырья. Не всегда вовремя доставляли и броневой лист - компания Schneider была крайне загружена отечественными и немецкими заказами. Тем не менее, до 1944 года объемы ежемесячного производства бронированных грузовиков компании Berliet постоянно увеличивались.

Большинство из них попали в отдельные автотранспортные роты (compagnies automobiles de transport), активно формируемые на Ближнем Востоке для хоть какого-то облегчения трудностей со снабжением войск в Ираке и на Аравийском полуострове. Хотя стальная кабина была более неудобной в повседневной эксплуатации, чем стандартная, она серьезно повышала шансы водителя выжить при обстреле из стрелкового оружия или во время авиационной штурмовки транспортной колонны. Броня уверенно держала винтовочные пули и мелкие осколки бомб, довольно частые «подарки» от местных партизан или истребителей-бомбардировщиков RAF. Кроме стандартных 6-тонных грузовиков компания-производитель также поставляла бронированные бензовозы на шасси GDR. Цистерну просто закрывали прямоугольными стальными листами, дополнив защиту броневой «юбкой», прикрывающей ходовую и задние колеса. На фронте заправщики попадали в те же автотранспортные роты, что и Berliet GDR-В.




С лета 1942 года ценность бронированных грузовиков для тыловых транспортных подразделений, расположенных в Сирии и Палестине, резко возросла. Непрекращающиеся столкновения между местными арабами и прибывшими евреями, доходящие время от времени до крупномасштабных боевых действий, делали службу водителей французских compagnies automobiles de transport смертельно опасной - у обеих враждующих сторон находилось достаточно желающих обстрелять издалека правительственную колонну. Да и просто бандитов хватало. Массово пришлось блиндировать даже обычные военные грузовики, а уж на Berliet GDR-В заявки возросли многократно. Компания «Берлие» с заказами, в целом, справлялась, собирая в своих цехах и отправляя в Марсель от 150 до 200 бронированных машин в месяц.

Впрочем, далеко не все прибывшие в Левант Berliet GDR-В отправлялись в автотранспортные роты. Грузоподъемность машины, в купе с защищенностью водителя и наличием довольно экономичного дизельного двигателя военные оценили очень быстро - это была идеальная платформа для носителя вооружения «второй линии». Практически сразу же после появления бронегрузовиков в войсках, полевые ремонтные подразделения своими силами стали устанавливать в кузове «Берлие» зенитные автоматические и противотанковые пушки, минометы, а чуть позже и направляющие реактивных снарядов различного калибра. В Дамаске весной 1942 года даже выделили отдельный цех и две открытые сборочные площадки для организации работ по «модернизации» прибывающих Berliet GDR-В. Забегая вперед скажем, что самые яркие моменты истории службы этой машины были еще впереди.

Конец 1-й части.

В статью были внесены правки. Благодарю за ценную информацию коллегу patetlao.

Грузовик, Левант (Сирия и Ливан), МФГ, Альтернативная Франция, Мир Французского Государства, berliet, Альтернативная история

Previous post Next post
Up